0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Таблица по биологии отряды костных рыб. Вопрос. Систематика хрящевых рыб, основные отряды акулы. Отряды Хрящевых и их характеристика

Вопрос. Систематика хрящевых рыб, основные отряды акулы.

Класс РЫБЫ ХРЯЩЕВЫЕ (Chondrichthyes) Класс РЫБЫ ХРЯЩЕВЫЕ (Chondrichthyes).

подкласса. Пластиножаберные рыбы (elasmobranchh) Акулы (selachomorpha) Надотряд Cкаты (batomorpha) Надотряд Рыбы слитночерепные или цельноголовые (Holocephali) Подкласс Подкласс: Elasmobranchii — Пластиножаберные рыбы Надотряд: Selachimorpha — Акулы Более 450 видов существующих акул объединены в 8 отрядов и 30 семейств: Кархаринообразные. Это отряд, имеющий наибольшее разнообразие видов среди акул. Появился во время юрского периода, представители встречаются от приливной зоны до океанских глубин почти повсеместно. Внешние отличительные признаки очень варьируются, но всем свойственно наличие пяти жаберных щелей, двух спинных плавников (кроме одноплавниковой кошачьей акулы (англ.)), а также анального плавника. Способы репродукции также очень разнообразны — есть яйцекладущие, яйцеживородящие и живородящие виды. Некоторым свойственна оофагия. Разнозубообразные. Появились в Триасовый период, и представляют собой отряд донных акул, ведущих ночной образ жизни. Их внешние особенности — это плотное тело, два спинных плавника с шипами и анальный плавник. Распространены от приливной зоны до континентального шельфа. Все виды яйцекладущие. Многожаберникообразные. Отряд является древнейшим среди существующих акул — он образовался во время пермского периода. Состоит из двух семейств, отличающихся формой тела — угреобразной у плащеносных акул и «традиционной» торпедообразной у многожаберниковых. Для обоих семейств характерны шесть или семь жаберных щелей, один спинной плавник и наличие анального плавника. Преимущественно распространены в прохладной глубине тропиков, яйцеживородящие. Ламнообразные. Появились в юрский период. В этом отряде преобладают пелагические виды больших размеров. Они имеют торпедообразную форму, пять жаберных щелей, два спинных плавника и анальный плавник. Распространены от приливной зоны до глубоких вод океана, яйцеживородящие. Воббегонгообразные. Появились в юрский период. Распространены в теплых и тропических морях от приливной зоны до глубоких вод. За исключением китовой акулы, все виды обитают на дне. Имеют пять жаберных щелей, два спинных плавника и анальный плавник. Среди видов есть яйцекладущие, яйцеживородящие и живородящие. Некоторым также свойственна оофагия.

Пилоносообразные. Пожалуй, наиболее легко идентифицируемый отряд. Он появился в юрский период. Акулы этого отряда отличаются специфической длинной пилообразной мордой, усеянной зубцами, а также отсутствием анального плавника, двумя спинными плавниками и большими дыхальцами. Обитают на дне, яйцеживородящие. Катранообразные. Появились в юрский период. Этот отряд широко распространен и встречается по всему миру, в том числе — единственный из акул — в широтах, близких к полюсам. Обитают на больших глубинах. Представители отряда имеют торпедообразную форму тела, пять жаберных щелей, два спинных плавника, отсутствует анальный плавник. Яйцеживородящие.

Скватинообразные. Появились в триасовом периоде. Среда обитания обычно представляет ил или песок континентального шельфа и приливной зоны в прохладных температурах, а также более глубокие места в тропических водах. Акул этого отряда отличает широкое сплющенное тело, короткая морда, пять жаберных щелей, большие грудные и брюшные плавники, отсутствие анального плавника. Внешне они напоминают скатов, однако отличие в том, что жабры открываются по бокам тела, а не снизу, и явно видны широкие грудные плавники, четко отделенные от головы. Все виды являются яйцеживородящими.Отряд: Carcharhiniformes Compagno — Кархаринообразные Отряд: Heterodontiformes Berg — Разнозубообразные Отряд: Hexanchiformes Buen — Многожаберникообразные Отряд: Lamniformes — Ламнообразные Отряд: Orectolobiformes Compagno — Воббегонгообразные Отряд: Pristiophoriformes — Пилоносообразные Отряд: Squaliformes — Катранообразные Отряд: Squatiniformes — Скватинообразные

52 систематика хрящивых рыб, разнообразие скатов.Класс РЫБЫ ХРЯЩЕВЫЕ (Chondrichthyes).

подкласса. Пластиножаберные рыбы (elasmobranchh) Нитерылые скаты (Anacanthobatidae) Ромбовые скаты (Rajidae) Rhinidae Рохлевые скаты (Rhinobatidae) Акулохвостые скаты (Rhynchobatidae)

Представители этого отряда имеют сильно уплощенное ромбовидное туловище, на тазовых хрящах имеются своеобразные выросты и следы жаберных складок в брызгальцах. У скатов этого отряда хвостовые шипы отсутствуют, а хвостовой плавник сильно редуцирован. Типично ведут придонный образ жизни. Также у некоторых скатов этого отряда вдоль середины тела имеются крупные шипы. Окраска особей зависит от цвета грунта среды, в которой они обитают. Скаты преимущественно ведут ночной образ жизни, а днем мало активны и закапываются в грунт, оставляя на поверхности только глаза. Преимущественно обитают в прибрежных водах, хотя существуют и глубоководные скаты.

В наши дни этот отряд является самым многочисленным и включает в себя порядка 200 видов скатов. Распространены повсеместно, однако, наибольшего разнообразия достигают в приполярных районах и районах с умеренным климатом. В Российских водах отряд представлен только одним семейством — семейством ромбовидных скатов (Rajidae). Питаются мелкой рыбой и донными беспозвоночными. Процесс репродукция происходит путем откладывания покрытых роговой оболочкой яиц.

53 вопрос Основные черты организации. Хрящевых рыб, характеристика пластинчатожаберных и цельноголовых.Пластинчатожаберные*(Lamellibranchiatа) — класс типа моллюсков. Характеристика П.: тело обыкновенно вполне симметричное, почти всегда сжатое с боков, прикрытое с боков двумя большими лопастями мантии, между которыми большая мантийная полость, заключающая нижнюю часть тела и ногу животного, две прикрепленных по бокам тела жабры и 2 пары треугольных ротовых лопастей; раковина из двух боковых створок, соединенных между собою на спинном краю и сближаемых посредством 1 или 2 мускулов, идущих от одной створки к другой; обособленной головы, головных щупалец, глотки, челюстей и радулы нет; почки и половые железы парные; сердце с 2 предсердиями; раздельнополые или гермафродиты, исключительно водяные животные, пресноводные и морские, по большей части свободные, реже, во взрослом состоянии, прикрепленные. Несмотря на значительное разнообразие по внешнему виду и строению, П. представляют весьма естественную группу, легко отличимую от остальных представителей типа моллюсков. У громадного большинства П. тело представляет вполне выраженную двубоковую симметрию; реже симметрия нарушается неодинаковым развитием правой и левой половины в связи с тем, что животное во взрослом состоянии или прикреплено к подводным предметам (обыкновенно приросло) одною стороною (напр., устрица), или же обыкновенно лежит на одной стороне (напр., некоторые виды морского гребешка — Pecten); при этом створки различаются по величине, форме, толщине, окраске, скульптуре, а внутренние органы также представляют более или менее значительное уклонение от симметрии. Створки раковины по большей части велики и могут вполне одевать тело животного, иногда же они очень малы (напр., у древоточца; см. Моллюски, соотв. фиг.). Кроме створок раковины, мантия может выделять известковые отложения в виде дополнительных пластинок или слоя, выстилающего каналы, в которых живет моллюск (древоточец), или в виде трубки, заменяющей раковину, между тем как незначительные створки последней сливаются с трубкою (у кропильца — см., или леечницы — Aspergillum). На спинном крае створки соединены так наз. тяжем (ligamentum), который при сокращении мускулов, т. е. замыкании раковины, сдавливается, а при расслаблении мускулов раздвигает створки. Кроме тяжа, на спинном крае створок некоторых П. находится замок — более или менее развитые выступы и углубления внутренней поверхности створок, расположение и форма которых таковы, что при смыкании створок выступы одной входят в углубления другой, содействуя плотному соединению створок закрытой раковины. На внутренней поверхности створок заметна линия, соответствующая краю мантии, и места прикрепления 1 или 2 сильных мускулов, сближающих створки. Сближенные створки не всегда вполне соприкасаются: часто они оставляют при этом открытым более или менее значительное отверстие (зияющие раковины). Обе лопасти мантии могут быть совершенно свободны на переднем, нижнем и заднем краях или быть сращены между собою на более или менее значительном протяжении в одном, двух, редко в трех местах. Благодаря сращениям или иногда тесному прилеганию в известных местах друг к другу лопастей мантии вход в мантийную полость распадается на 2—4 отдела: через самый задний — выводится вода, омывавшая жабры, вместе с испражнениями и продуктами выделения, через следующий входит в мантийную полость вода, через переднее отверстие выдвигается нога; позади последнего изредка бывает еще одно маленькое отверстие, соответствующее, вероятно, биссусу если отверстий лишь два, то через заднее выводится вода, через переднее вводится вода и выдвигается нога с биссусом. Край мантии может быть простой или утолщенный с особыми органами чувств (сосочками, щупальцами, глазами). Края обоих задних отверстий нередко удлиняются, образуя два трубчатых сифона: через один (нижний) вода входит (жаберный сифон), через другой (верхний) выходит (анальный сифон); сифоны могут достигать длины, превышающей во много раз длину раковины; иногда они более или менее соединены между собою (см. соотв. фиг.) Лишенное обособленного головного отдела тело животного оканчивается снизу мускулистой более или менее сильно развитой, но иногда и рудиментарной ногою; чаще всего нога конической или клиновидной формы, но у некоторых П. наиболее примитивного строения нога снабжена расширенной плоской подошвою (у Nucula, Leda, Yoldia). У многих П. в ноге находится особая железа, выделяющая плотные нити, похожие на роговые, — так называемый биссус (Byssus), с помощью которого животное может прикрепляться временно к подводным предметам. Отряд Настоящие пластинчатожаберные включает более ста семейств и разделяется на четыре подотряда: Расщепленнозубые (Schizodonta), Разнозубые (Heterodonta) — самый большой по количеству семейств, родов и видов, Адапедонты (Adapedonta) и Аномальносвязочные (Anomalodesmata).Подкласс Слитночерепные Или Цельноголовые Рыбы (holocephali) Обладая целым рядом неповторимых особенностей, представители этого подкласса рыб, кроме того, самым причудливым образом сочетают в себе черты пластиножаберных (Elasmobranchii) и костных рыб (Osteichthyes). Не случайно великий Линней одному из родов дал название «Химера». С пластиножаберными (селахиями) их, прежде всего, роднит наличие у самцов парных совокупительных органов (птеригоподиев); способность самок откладывать крупные яйца, заключенные в роговые капсулы; наличие в наружном скелете плакоидных чешуи («кожных зубов») и полное отсутствие окостенений внутреннего хрящевого скелета, некоторые элементы которого подчас укрепляются за счет обызвествления (не следует смешивать с окостенением). Помимо этого, в сердце у современных слитночерепных, так же как и у пластиножаберных, имеется артериальный конус, снабженный у них тремя рядами клапанов; в кишечнике проходит спиральный клапан; крупные ноздри сближены с поперечным ртом и сообщаются с его задними углами с помощью борозд, рассекающих верхнюю губу; наружные лопасти плавников поддерживаются большим числом тонких эластои-диновых нитей (elastotrichia), в то время как у костистых рыб гомологичные им плавниковые лучи замещаются костными лучами (lepidotrichia); мясистые губы поддерживаются губными хрящами, и так же, как у пластиножаберных, устроены мозг и сердце и изначально отсутствует плавательный пузырь.

Читать еще:  Помогает ли бег от целлюлита или другие рекомендации по борьбе с проблемой. Бег против целлюлита: польза и рекомендации

54 вопрос Общая характеристика класса Костных , систма до подклассов.Класс костные рыбы представляет собой самый большой надкласс рыб. В него входят около 20 000 видов. Данный класс распространен практически по всем водоемам окружающего мира. Условия жизни костных рыб очень разнообразны, чем и обусловлено богатство данной группы видами и их многообразие. Класс Osteichtyes состоит из самых разнообразных видов рыб. Их чешуя бывает ктеноидная или циклоидная, а также зазубренная или гладкая в зависимости от формы. Класс костных рыб по своему разнообразию в несколько раз превосходит класс хрящевых. Строение скелета преимущественно костное. Возникновение костного скелета возможно двумя основными путями. Первоначальный тип окостенения – это покровные или кожные кости. Эмбриональное окостенение возникает в соединительном слое кожи независимо от наличия хрящевых составляющих скелета, поскольку к ним он только прилагается. Исходя из вышеописанных особенностей, развитие покровной кости зачастую имеет вид пластинок. Помимо наличия покровных костей скелет рыб имеет хрящевые или хондральные кости. Их возникновение происходит в эмбриональный период вследствие замены хряща костным веществом, продуцирующим остеобласты. По мере появления хондральных костей скелет рыб постепенно окостеневает, что вносит свои коррективы в общую структуру скелета.Вследствие образования покровных окостенений возникают новые элементы скелета, что значительно усложняет его общую структуру. Происходит редуцирование межреберных перегородок дыхательного аппарата. Лепестки жабр находятся непосредственно снаружи жаберного аппарата. Большинство видов класса костные рыбы имеют плавательный пузырь. Почти все виды рыб данного класса размножаются путем наружного оплодотворения. Отложенная икра мелкая, без рогообразных оболочек. Ничтожно малое количество видов рыб костного класса имеет живорожденное потомство. Классификация костных рыб настолько сложна, что в настоящее время имеется несколько взглядов на систематику данной группы.Подкласс Лучеперые рыбы (Actinopterygii) Подкласс Лопастеперые рыбы (Sarcopterygii) .

55.Характеристика Лопастоперых: особенности организации, их происхождение и эволюция.

Лопастепёрые (лат. Sarcopterygii) или хоановые — класс костных рыб. Основу осевого скелета составляет упругая хорда. Известны с раннего девона (300—400 млн. лет назад), сочетают в себе как архаические, так и прогрессивные черты. К лопастепёрым относятся надотряды двоякодышащие и кистепёрые. Лопастепёрые рыбы (в отличие от лучепёрых) перешли к обитанию во внутренних водоёмах, у них вырост пищевода превращается в лёгкое, ведущий анализатор — обоняние, и по сравнению с другими рыбами изменяется головной мозг. Чешуя космоидная или костная. В течение всей жизни сохраняется хорда, окруженная плотной соединительнотканной волокнисто-эластичной оболочкой. Развиваются верхние и нижние дуги, а в хвостовом отделе иногда бывают недоразвитые тела позвонков (у некоторых ископаемых групп были развиты лучше, чем у ныне живущих видов). Череп амфилистичный или аутостиличный. Среди покровных костей черепа присутствует чешуйчатая кость. Хвост гетероцеркальный (ископаемые) или дифицеркальный. Парные плавники с покрытой чешуей мясистой лопастью у основания; их скелет бисериального типа. В сердце есть артериальный конус. Кишечник имеет спиральный клапан и открывается в клоаку. Как выросты брюшной стороны начальной части пищевода образуются один-два пузыря, выполняющие функцию легких. Известны с нижнего девона. Надотряд кистеперые рыбы (CROSSOPTER YGIMORPHA). Мозговой череп разделяется на две части- обонятельную и собственно мозговую, подвижно соединенные друг с другом. Степень окостенения черепа варьирует, развиты покровные окостенения . Череп амфистиличный, у некоторых видов намечается переход к аутостилии. Вторичные челюсти хорошо развиты , зубы сильные, острые. Могут быть тела позвонков с укороченной центральной осью и хорошо развитым базальным элементом в основании. Встречаются с нижнего девона в виде нескольких, уже четко ограниченных групп. Пресноводные хищники, неоднократно проникавшие и в моря.

Читать еще:  Сколько длится таймаут в футболе. Сколько длится футбольный матч

Систематика рыб. Класс хрящевые рыбы

Хрящевые рыбы — очень древние организмы. Некогда они были широко распространены, успешно охотились и размножались. Но эволюционную гонку в итоге выиграли только представители двух подклассов: пластиножаберных (акулы, скаты) и цельноголовых (химеры). На сегодняшний день в этом надклассе насчитывается около 700 видов.

Практически все хрящевые рыбы, исключая лишь безобидных поедателей планктона, являются хищниками. Они питаются мелкой рыбешкой, черепахами, ластоногими. Думаете, самые грозные акулы — непременно самые большие? Удивительно, но величайшая в мире китовая акула (гигант среди рыб), вырастающая до 18 метров, меланхолично процеживает планктон через жаберные дуги и ни на кого не посягает. А вот действительно опасные акулы тигровая и белая (она же акула-людоед) — как минимум в три раза меньше, 4-5 метров длиной. Акулы имеют немалое промысловое значение: их ловят ради мяса, кожи, жира и печени, из которой добывают ценные витамины.

Скаты — обитатели придонных слоев, имеют округлую или треугольную распластанную форму и словно парят в воде. Жаберные щели у них находятся на брюхе, как и рот (но вот у морского дьявола рот расположен на голове фронтально). Скаты охотно едят мелких придонных рачков, рыбу, моллюсков. Среди скатов тоже есть гиганты, например, размах крыльев того же морского дьявола, или манты, варьируется от 4 до 9 метров! Большую опасность представляют скаты из отряда электрических, они могут ударить током в 220 вольт, как бытовая электропроводка.

Химеры — относительно небольшие рыбы, до полутора метров, обитатели придонных слоев. Название свое они получили из-за фантасмагорического облика, словно бы составленного из фрагментов разных животных. У химер вытянутое тело, длинный хвост, рыло в форме плуга, ядовитые выросты на груди, а плавники напоминают птичьи крылья. К тому же их ротовой аппарат оснащен фонарями-фотофорами для охоты в темноте.

Рассмотрим особенности строения хрящевых рыб:

1. Скелет костной ткани не имеет, он строится из хрящей, которые в отдельных случаях могут быть пропитаны известью — так приобретается повышенная прочность.

2. Кожа хрящевых рыб покрыта плакоидной чешуей, она заходит на челюсти и даже выполняет функцию зубов. Собственно, в процессе эволюции у хрящевых именно так и возникли зубы. Чешуйки покрыты дентином, оснащены шипом, выступающим над поверхностью кожи и загнутым назад.

3. Акулы и скаты имеют от 5 до 7 пар жаберных щелей с жаберными дугами, не прикрытых жаберными крышками. У химеры жабры защищены крышками.

4. Плавательного пузыря нет, из-за чего жизнь хрящевых очень хлопотна — приходится все время быть в движении, чтоб не падать на дно.

5. В сердце имеется мускулистый пульсирующий артериальный конус, аналогично с хрящекостными и двоякодышащими рыбами. Фактически конус способствуют дополнительному толчку крови от сердца.

6. В толстом кишечнике есть очень специфическое приспособление — спиральный клапан, завитая спиралькой складка кишки. Он предназначен для резкого увеличения всасывающей поверхности кишечника, ведь у хрящевых рыб кишечник короткий.

7. Из всех рыб только хрящевые имеют клоаку — расширение в конце задней кишки, в которое выходят протоки мочеполовой системы.

8. Оплодотворение внутреннее, в отличие от костных рыб.

9. Акулы могут быть яйцекладущими, яйцеживородящими (уникальный способ размножения, когда яйца откладываются не в водную среду, а вынашиваются акулой в специальном органе) и живородящими (не самый популярный способ, его практикует всего 10 процентов акул).

Хочешь сдать экзамен на отлично? Жми сюда — курсы ЕГЭ в Москве (биология)

Урок 24. Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные

Тип урока — комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности, использо­вать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объ­ектами;

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Формирование у учащихся деятель­ностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Си­стематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников- экспертов с последующей самопровер­кой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при консульта­тивной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа по изученному материалу.

понимать смысл биологических терминов;

описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных разных систематических групп; сравнивать особенно­сти строения простейших и многоклеточных животных;

распознавать органы и системы органов живот­ных разных систематических групп; сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

устанавливать взаимосвязь между особенно­стями строения органов и функциями, которые они выполняют;

приводить примеры животных разных система­тических групп;

различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические группы простейших и многоклеточных животных;

характеризовать направления эволюции живот­ного мира; приводить доказательства эволюции животного мира;

работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, пре­образовывать ее из одной формы в другую;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать учебный материал, давать определения поня­тий;

проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные резуль­таты;

сравнивать и классифицировать, самостоятель­но выбирая критерии для указанных логиче­ских операций;

Читать еще:  Занятия на шаре с грудничком 4 месяца. Упражнения на фитболе для грудничков. Покачивание на животике

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;

определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, ана­лизировать и оценивать ее достоверность;

организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы, после­довательность действий, ставить задачи, про­гнозировать результаты работы;

самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные ре­зультаты работы, выбирать средства достиже­ния цели;

работать по плану, сверять свои действия с це­лью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

владеть основами самоконтроля и самооцен­ки для принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебно-познавательной и учебно-практической деятельности;

слушать и вступать в диалог, участвовать в кол­лективном обсуждении проблем;

интегрироваться и строить продуктивное взаи­модействие со сверстниками и взрослыми;

адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументи­ровать свою точку зрения, отстаивать свою по­зицию.

Формирование и развитие позна­вательного инте­реса к изучению биологии и исто­рии развития зна­ний о природе

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Многообразие рыб, отряды рыб, их характеристика

Выберите правильный на ваш взгляд вариант ответа.

1. Хрящевые рыбы обитают в основном

2. Признак хрящевых рыб

Ротовое отверстие на верхней стороне головы

Отсутствие ротового отверстия

Ротовое отверстие на нижней стороне головы

3. Большая часть рыб представлена

Не преобладающей группы

4. Чем не покрыто тело рыбы?

5. Какую роль выполняет чешуя?

Предохраняет от механических повреждений

Помогает перемещаться в воде

Способствует защите от соли

6. Какую роль выполняет слизь?

Предохраняет от механических повреждений

Помогает передвигаться в воде

Защищает от соли

7. Что обеспечивают парные плавники?

Горизонтальное положение рыб

Высокую скорость передвижения

Вертикальное положение рыб

8. Что служит рулем у рыб?

9. Как осуществляется процесс дыхания у рыб?

Вода омывает жабры при движении

При помощи плавательного пузыря

10. Вид кровеносной системы

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

1.В чем сходство и отличие хрящевых рыб и круглоротых?

2.Все ли акулы опасны для людей?

К хрящевым рыбам относятся акулы, скаты и химеры. Скелет у них не костный, а хрящевой. Жаберных крышек нет, а с каждой сторо­ны 5—7 жаберных щелей. Плавательного пузыря нет.

Отряд Акулы. К акулам относят рыб с удлиненной торпедообраз­ной формой тела и длиной от 20 см до 20 м (рис. 86). Так, например, акула-лилипут из группы колючих, обитающая в Мексиканском за­ливе, не превышает длины 20 см во взрослом состоянии. Китовая акула, длиной 18—20 м и массой около 10 т, является гигантом сре­ди всех рыб, существующих ныне на нашей планете.

Кожа акул шероховатая, покрыта чешуями, многочисленными
зубчиками, зубцами. Чешуя имеет вид ромбических пластинок с
острым, загнутым вершиной назад шипом. Парные грудные и брюшные плавники расположены горизонтально и обеспечивают движение рыбы вниз или вверх. Верхняя лопасть хвостового плавника, как правило, длиннее нижней. Движение вперед и повороты осуществляются изгибами хвостового плавника влево или вправо. На голове имеются слаборазвитые глаза, способные видеть предметы толь ко в черно-белом изображении.

Дышат акулы с помощью жабр. Их жаберные дуги усеяны жаберными лепестками с обильно разветвленной кровеносной системой.

Сельдевые акулы — довольно крупные рыбы, имеют равнолопастной хвостовой
плавник, за исключением морской лисицы., и являются живородящими. Распространены они в Атлантическом и Тихом океанах, в их
умеренных и субтропических водах.

Среди акул немало опасных для человека. Имея великолепное обоняние и систему
улавливания малейших колебаний воды, акулы быстро появляются там, где плавают люди или есть запах крови. Акулы некоторых видов могут нападать на людей. Наиболее опасными являются акулы тигровая, тупо­рылая, молот, мако и большая белая

Акулы живут в морях и океанах, а также в южноамериканских реках Атлантического побережья.

Отряд Скаты. Это относительно крупные рыбы, некоторые из них достигают ширины 6—7 м и массы 2,5 т . Самый малень­кий из них, например скат двукрылый, обитает в Желтом море и бывает шириной 10—15 см. Самый крупный представитель отряда — манта, имеющая массу около 2,5 т и относящаяся к семейству ши­роких дьяволов. Представители большинства видов ведут придон­ный образ жизни, освоили как мелководья вблизи берегов, так и зна­чительные глубины (до 2700 м). Крупные скаты, например манты, живут в толще воды.

Приспособления к донному существованию отразились на общем строении тела скатов. Тело их плоское, сплющенное в спинно-брюш­ном направлении, ромбовидное — со сросшимися, расширенными по бокам грудными плавниками. Хвостовой плавник имеет вид вытянутого тонкого хлыста. У донных рыб глаза располагаются на верхней стороне головы. Поперечный рот и пять пар жаберных щелей находятся на брюшной стороне. Кожа некоторых
скатов гладкая, но у многих из них развиты чешуя и шипы, схожие
с акульими. Чешуи у скатов называют кожными зубами. Кожа, не имеющая чешуй и шипов, защищена слизью, вырабатываемой кожными железистыми клетками.

Отряд Химерообразные. К данному отряду относится малочис­ленная, своеобразная, преимущественно глубоководная группа ма­лоподвижных хрящевых рыб (рис. 90). Их тело имеет мощный пе­редний отдел, постепенно переходящий в тонкий задний хвостовой плавник, который заканчивается нитевидным придатком. Длина те­ла в пределах 60 см— 2 м. Кожа голая. Известно около 30 видов химерообразных. Обитают они в морях Индийского, Атлантическо­го и Тихого океанов.

Наиболее известный вид — химера европейская, или морская кошка, встречающаяся в Баренцевом море на глубине свыше 1000 м. В умеренно спокойных зонах Тихого и Атлантического океанов жи­вут носатые химеры. Химерообразные промыслового значения не имеют: их мясо считается несъедобным. Жир, извлеченный из огром­ной печени, находит применение в медицине, а в некоторых отраслях промышленности используется как смазочный материал.

Знаете ли вы, что:

Семейство серых акул распространено в теплых водах. Среди них суповая акула считается промысловой. Ее плавники ис пользуются для приготовления деликатесного супа.

Акулье мясо употребляют в пищу, но особенно ценится пе­чень и плавники. Печень некоторых видов содержит до 60— 75% жира и много витаминов. Прекрасные изделия делают из шагрени — специально выделанной акульей кожи.

У скатов некоторых видов есть электрические органы. Раз­ряд длится 0,03 с, но редко бывает один, обычно их от 12 до 100 подряд с напряжением до 220 В. Электрические скаты малоподвижны и обычно лежат на дне, зарывшись в ил. Оружием скатов других видов являются иглы или шипы на хвосте. Они часто ядовиты, вызывают мышечные судороги у жертвы и падение кровяного давления.

Ответить на вопросы

1.Почему акул и скатов считают наиболее примитивными рыбами?

2.Докажите, что акулы и скаты — родственники ланцетников. Что их объединяет?

3.Каково значение акул и скатов в природе и жизни человека?

Источники:

http://stydopedia.ru/1x3f67.html
http://egevideo.ru/stati/zhivotnye/sistematika-ryb-klass-khryashchevye-ryby/
http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urok_24klass_hryashevie_ribi_otryadi_akuli_skati_120152.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector