Почему психологическая тренировка спортсмена — это важно?
Психологическая подготовка спортсмена, также известная как психологическая тренировка, в широком смысле, включает в себя различные методы и приемы. Они направлены на повышение или оптимизацию психологических навыков человека. Психологическая тренировка, как и физическая, необходима для улучшение результатов игры и увеличение достижений в спортивной области.
Что дает психологическая тренировка спортсмена
В настоящее время под психологической тренировкой чаще всего понимается набор психологических методов и упражнений (техник). Благодаря их систематическому и длительному применению спортсмен учится контролю над своим поведением и эмоциями. Он повышает уровень многих психологических особенностей. Таких как, например, концентрация внимания. К тому же, повышается психологическая устойчивость для противостояния стрессу.
Психологическая тренировка оказывает влияние и непосредственно на физические характеристики спортсмена. Такие тренировки могут развить точность движений, оптимальное или экономное расходование энергии и способность быстро расслабляться.
Психологическая тренировка развивает спортсмена всесторонне. И помимо очевидных преимуществ для развития физических параметров и характера описанных выше, она развивает его личность. Психологическая тренировка может улучшить внимание, улучшить восприятие и психомоторную координацию. В результате у спортсмена повышается самооценкаи, уверенность в себе и своих способностях.
Как проводится психологическая тренировка спортсмена
Основными элементами психологического тренинга являются также упражнения, которые позволяют влиять на состояние тела спортсмена. Это необходимо для овладения психорегуляторными техниками. Они также могкт быть чрезвычайно полезны при занятиях спортом.
Способы
В последние годы в процессе современных спортивных тренировок все больше внимания уделяется психике игроков и работе психологов в команде. Работа с психикой человека может быть чрезвычайно полезна для достижения больших и лучших результатов. В том числе для спортивных соревнований. Олимпийские тесты, проведенные в 1988 году Orlicek and Partington (1988), показали, что лучшие игроки связывают свои успехи со следующими элементами психологической тренировки:
- ежедневные психологические тренировки,
- точное определение и постановка тренировочных целей,
- умение фокусировать внимание на упражнениях,
- способность контролировать эмоции благодаря релаксационным тренировкам или другим подобным техникам,
- имитационная тренировка, то есть введение элементов, имитирующих реальные соревнования.
Результаты показывают, насколько важна психологическая подготовка в современном спорте, когда различия в физической и технической подготовленности отдельных спортсменов стали невелики.
Это подтверждается данными исследований (Moran 1995) по использованию умственных тренировок в спорте. Они проводились среди тренеров, работающих с теннисистами. 90% тренеров считают психологическую подготовку в теннисе очень важным фактором, определяющим высокие спортивные достижения.
Психологические тренировки, также как техническая и физическая подготовка, имеют долгосрочный результат. Однако это сложный процесс, который требует от спортсмена полной отдачи и концентрации. Хотя спортсмен использует свое тело в качестве инструмента для достижения определенных спортивных целей, его ум, мышление, мотивация и потребности являются его движущей силой.
Методы
Психологические тренировки должны быть тесно связаны с обычными спортивными тренировками и следовать схожим принципам.
В психологических тренировках используются такие «средства» и «инструменты», как определенные мысли, внутренний диалог, память, воображение и восприятие как на уровне сознательных действий, так и с использованием подсознания.
В случае спорта такие тренировки должны привести не только к развитию умственных способностей, но также к улучшению движения и координации. То есть прежде всего, к усилению контроля над собственной физической активностью и действиями. Как следствие, это может отразиться на улучшении спортивных результатов.
Работа спортивных психологов должна во время таких тренировок должна быть в первую очередь направлена на:
- Борьбу со стрессом.
- Быстрое достижение состояния расслабления и наоборот, быстрой мобилизации и готовности к действиям.
- Развитие уверенности в себе, с помощью внутренних диалогов и позитивных мыслей.
- Повышение концентрации и способности фокусировать внимание.
- Развитие способности к визуализации, например техника простого «наблюдения» за собой в состоянии повышенного контроля.
- Ориентация на цель, повышение решимости и приверженности.
Каких результатов ждать от психологической тренировки спортсмена
Эффективность психологической тренировки во многом зависит от частоты ее использования. Для получения заметных результатов она должна проводиться постоянно и иметь не менее значимое место в плане тренировок, чем физические тренировки спортсменов.
Хорошо подготовленный игрок — это тот, кто может использовать свои навыки на самом высоком уровне даже в сложных ситуациях. Поэтому спортивные психологи особенно необходимы в соревновательных видах спорта. Однако в одиночном спорте, где также необходимо соответствовать определенным требованиям, что бывает трудно, работа психолога тоже будет полезной.
Психологические тренировки могут быть своего рода новшеством для некоторых. И поэтому некоторые тренера о сих пор подходят к ним с некоторой осторожностью. В то же время они признают, что именно психика может стать фактором, определяющим окончательный успех. Поэтому можно предположить, что в скором времени психологическая тренировка станет неотъемлемой частью всего тренировочного плана единицы в каждом виде спорта.
Психологическая подготовка спортсменов
Psychological preparation
О психологической подготовке спортсменов в силовом тренинге
Психологическая подготовка – это система психолого-педагогических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психологических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них. Один из основоположников теории физического воспитания проф. А.Д. Новиков сформулировал важное методологическое положение о том, что любое качество может быть воспитано лишь через деятельность в процессе деятельности: «Нельзя сделать человека смелым, мужественным, коллективистом одними разговорами об этом. Его надо ставить в условия, требующие проявления указанного качества».
Способность спортсмена управлять процессами высшей нервной деятельности выражается в степени развития психических качеств.
В структуре подготовленности психических качеств спортсмена выделяют две самостоятельные и взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.
Основные направления подготовки и развития психических качеств спортсмена
- Формирование мотивации занятий спортом;
- Воспитание волевых качеств;
- Идеомоторная тренировка;
- Совершенствование быстроты реагирования;
- Совершенствование специальных умений;
- Регулирование психической напряженностью;
- Выработка толерантности (терпимости) к эмоциональному стрессу;
- Управление стартовыми состояниями спортсмена;
- Изменение масштаба времени в стрессовых ситуациях;
- Экстраполяция.
Мотивация – внутреннее убеждение человека.
На начальном этапе многолетней тренировки, когда результаты хорошо растут, а тренировки интересны мотивация достаточно высокая.
Но с ростом спортивного мастерства тренировки занимают много времени, нагрузки приближаются к предельным, а результат растет медленно наступает психическое напряжение, которое приводит к потере интереса к тренировкам. Однообразие нагрузок, техники выполнения упражнений и места проведения тренировок так же снижает интерес к занятию спортом.
Меры для сохранения и повышения мотивации:
- Вовлечение спортсмена в творческий процесс планирования тренировки, вызывание у него инициативы и активного поиска новых средств и методов тренировки.
- Разнообразие и новизна занятий, смена места проведения тренировки и музыкального сопровождения.
- Стимулирование спортивными наградами званиями и вознаграждениями.
- Воспитание чувства патриотизма, командного духа и любви к спортивному клубу.
- Появление возможности во время соревнований увидеть различные города и страны, народы и их обычаи, нравы, культуру.
Воля – активная сторона сознания, в единстве с разумом регулирует поведение человека.
Волевая подготовка будет успешной, если она тесно связана с совершенствованием технико-тактического и физического мастерства, роста результатов и побед.
Решающим при воспитании воли является:
- Ориентация деятельности спортсмена на преодоление возрастающих трудностей;
- Направленность к высшим достижениям;
- Постоянное повышение тренировочных и соревновательных требований.
Факторы практической основы методики воспитания волевых качеств:
- Регулярная обязательная реализация тренировочной программы и соревновательных установок;
- Системное введение дополнительных трудностей;
- Регулярное участие в календарных соревнованиях;
- Самовоспитание (соблюдение спортивного режима, самовнушение, самоконтроль и ведение дневника спортсмена);
- Требование к культуре(воспитание высокой морали и нравственности, чувства долга, личный пример тренера и товарищей по команде).
Идеомоторная тренировка – малозаметные микродвижения мышц в ответ на мысленное (воображаемое) выполнение физического упражнения.
Методические приемы идеомоторной тренировки:
- Мысленное воспроизведение должно проводиться в точном соответствии с техникой упражнения;
- Концентрация внимания должна быть направлена на выполнение конкретных элементов техники.
Совершенствование быстроты реагирования тренируется раздельным улучшением техники движения (различные фазы движения снаряда по отдельности, специальные упражнения в скоростно-силовом стиле).
Специализированные умения относятся к проявлениям «измененного состояния сознания» или сверхсознания. Способность переключаться от одних действий к другим, выбирать лучший момент для начала действий является наиболее распространенным специализированным навыком спортсменов.
Очень важным фактором является напряженность – психическое состояние, сопровождаемое тревогой, дискомфортом, страхом, переживаниями, чувствами эмоционального возбуждения или торможения.
Способность спортсмена к предельной мобилизации возможностей функциональных систем, к предельному использованию энергетических ресурсов организма, быстрому переходу от относительно пассивных состояний к периодам предельной мобилизации функциональных ресурсов и наоборот, является способностью спортсмена регулировать психической напряженностью в процессе тренировочной и соревновательной деятельности – залог его успешного выступления на соревновании.
В годовом планировании наряду с нагрузкой так же необходимо вести учет и рациональное распределение и психической напряженности во избежание психического срыва спортсмена.
Толерантность к эмоциональному стрессу – снижение чувствительности к неблагоприятным факторам воздействия: выдержка, самообладание, адаптация, сопротивляемость.
Главной задачей психологической подготовки спортсмена является выработка переносимости к эмоциональному стрессу. Для этого применяются воздействия стрессового характера:
- Сбивающие факторы ( внезапная смена музыкального сопровождения, отвлекающие вопросы);
- Факторы затруднения деятельности (использование непривычных снарядов);
- Нехватка или дефицит пространства и времени действий;
- Ограничение или искажение информации, получаемой спортсменом (искаженная информация от тренера, судей);
- Выполнение соревновательной деятельности на фоне утомления ( сложные раскладки или тренировка на фоне эмоционального утомления).
Управление стартовыми состояниями
Различают четыре вида состояния соревновательной готовности спортсмена.
Недостаточное возбуждение (заторможенность и апатия, вялость, недостаточная концентрация). Внешне спортсмен спокоен, даже безразличен. В этом случае необходимо активно применить возбуждающие средства( скоростно-силовые упражнения в разминке, возбуждающий массаж, холодный душ, психологическое воздействие).
Оптимальное возбуждение (желание победить, «зарубиться», уверенность в себе).
Перевозбуждение (излишнее возбуждение, чрезмерная активность, раздражительность, суетливость, вспыльчивость). В этом случае требуется доброжелательное отношение (теплый или горячий душ, малоинтенсивная уединенная нагрузка).
Запредельное торможение вследствие перевозбуждения (безразличие к происходящему, нежелание соревноваться). ). В этом случае требуется внимательное и спокойное отношение (теплый или горячий душ, малоинтенсивная уединенная нагрузка и психорегулирующее воздействие).
Психическое предстартовое состояние спортсмена должно регулировался разминкой, характер упражнений которой зависит от психологического состояния спортсмена.
Психическая подготовка осуществляется на всем протяжении многолетней подготовки на тренировочных занятиях, учебно-тренировочных сборах и соревнованиях. Способность управлять психическими процессами и помехоустойчивостью с ростом спортивного мастерства играет важную роль и часто определяет результат соревнования. Все психологические способности (воля, внимание, память, реакция и другие) поддаются развитию и управлению со стороны нашего сознания.
Таким образом, было бы неправильным сводить тренировочный процесс только к повышению уровня отдельных физических качеств. Воздействие такой подготовки гораздо многогранней, поскольку в процессе ее ненавязчивости естественно происходит воспитание и самовоспитание целого ряда необходимых человеку в жизни психических качеств, черт и свойств личности, уверенности в себе.
И лучшей иллюстрацией этого являются слова фельдмаршала А.В. Суворова (1730-1800): «Надега на себя – основание храбрости».
Библиографический список
- А.А. Васильков. Теория и методика спорта, 2008;
- В.И. Ильинич. Физическая культура студента и жизнь, 2008;
- Ж.К. Холодов, В.С. Кузнезов. Теория и методика физического воспитания и спорта, 2001;
- В.Н. Платонов. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте, 2004;
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры / под редакцией Ю.Ф. Курамшина, 2004;
- Озолин Н.Г. Настольная кника тренера, 2004;
- Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / под ред. И.П. Волкова, 2002.
Автор: преподаватель кафедры физической и тактико-специальной подготовки
М. И. Асафьев
Психологические модели поведения спортсменов со своими тренерами
Сергей Иванов 16.11.2016, 10:00 374 Нет комментариев
В своей практике тренеры часто сталкиваются с ситуациями, когда спортсменам не достаточно тренировочной программы и ее профессионального сопровождения. Людей довольно часто интересуют несколько иные вещи, а именно – психологические игры. Об этом и поговорим в этой короткой статье-зарисовке.
Возможно, кто-то здесь узнает себя. Не обижайтесь, здесь нет ничего предосудительного. Просто имейте в виду, что описанные ниже модели поведения хорошо известны квалифицированным, профессиональным тренерам и они редко вовлекаются в этот игровой процесс. Хотя…..
Разберемся с определениями. Игра (определение ВикипедиЯ) — вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе действия. Если в труде важнейшим является конечный продукт, результат, ради которых затрачивается физическая и нервно-психическая энергия человека, то в игре основное — субъективная удовлетворенность от самого процесса. В игре можно отвлечься от реальной обстановки с ее ответственностью и многими требованиями. Таким образом спортсмен, вовлекаясь в процесс психологической игры, преследует прежде всего процессуальные цели, отвлекаясь от непосредственного фокуса тренировочной программы.
Можно выделить следующие психологические игры, в которые, бывает, наши ученики пытаются играть. Итак:
- «Я устал». Спортсмен постоянно жалуется на усталость, апатию, ищет симптомы перетренировки без объективных предпосылок. «Я не пошел на тренировку, потому что почувствовал неладное, утром пульс был на 2 удара выше, чем нужно в моем возрасте. Кажется, я перегружен», — часто можно услышать от спортсмена, играющего в эту игру. Предполагается, что тренер должен в экстренном порядке снижать нагрузку, и минимум 2 раза в день интересоваться здоровьем подопечного.
- «Измерь меня». Игра, построенная на безотчетном стремлении спортсмена померить все, что только можно и нельзя. Как правило, используется неограниченное количество различных гаджетов. От тренера ожидается много умного текста на предмет анализа полученных данных, большинство из которых не отражают объективной картины происходящего. Кроме того, обычно самого анализа мало, нужно еще объяснить спортсмену, например, каким образом анализ недельных данных легочной вентиляции находит свое отражение в структуре программы следующей недели.
- «Найди меня». Спортсмен получил программу и пропал. Активные его поиски сначала ни к чему не приводят, затем тренер получает смс такого плана: «был в командировке, все пропустил, готов тренироваться снова». При этом тренер не был в курсе этой командировки, отметок в дневнике у таких спортсменов не бывает в принципе. Подобного плана действия у играющих не единичны, а входят в систему. От тренера в принципе ничего не ожидается, он просто должен все время ругаться. Как правило, с такими спортсменами тренеры расстаются через 3-4 подобных случая.
- «Не учи меня». Частичное или полное отторжение программы с частой сменой тренеров. Такое бывает редко, но все же случается. Спортсмен принципиально делает все наоборот, меняет нагрузки по собственному желанию без предупреждения, утаивает сделанное, формируя у себя ощущение «тайного знания». Различают скрытных игроков и явных. В первом случае тренер должен «раскусить» подмену, во втором – начать вести споры на предмет правильности программы. К слову, эти споры никогда не заканчиваются победой тренера, иначе игра потеряет смысл. С такого плана спортсменами необходимо расставаться практически сразу.
- «Научи меня». По сути гибрид «измерь меня» и явной формы «не учи меня». Безостановочное требование объяснений смысла каждой тренировки, не смотря на то, что тренировка имеет ярко выраженный восстановительный характер, например 8 км восстановительный кросс. Игрок может каждую неделю присылать длинный список вопросов по программе и, что характерно, многие вопросы раз за разом повторяются. От тренера требуется терпение и однообразные ответы.
- «Со мной что-то не так». Поиск несуществующих симптомов и странных состояний. Спортсмен регулярно и часто присылает сообщения с описанием различных головокружений, недомоганий, припадков слабости. При этом профессиональные врачи ничего найти не могут или каждый, не желая признаваться в собственной некомпетентности, ставит разные диагнозы. Задача тренера проявлять заботу, корректировать задание в экстренном порядке и, в общем-то, 24/7 быть на связи.
- «Заставь меня». Регулярный отказ от выполнения тренировочной программы по абсолютно разным причинам. Работа, усталость, жена, выпил, не выпил, с собакой надо было гулять, ветер сильный – причина всегда найдется. От тренера требуется мотивация угрожающего типа и задушевная мотивирующая беседа.
- «Ты меня не научишь». «Меня и Вася учил-учил – не научил. И Джон учил-учил-не научил. И ты не научишь» — основная песня таких игроков. Спортсмен находит любые предлоги для того, чтобы сделать элементарное движение неправильно. От тренера требуется как можно чаще заниматься анализом техники движений, искать новые подходы и научно их обосновывать. Очень полезная игра именно для тренеров, потому как мотивирует развивать компетенцию. Однако абсолютно бесполезная для играющих спортсменов, т.к. задача игры – сам процесс, а не достижение финальных результатов.
- «Мне сказал один парень». Постоянное увлечение спортсмена советами различных «бывалых», сторонних советчиков и инструкторов. По сути – мягкий вариант игры «не учи меня», с той разницей, что позволяет тренеру узнать источник бедствия. Как ни странно, от тренера в этой игре ожидается, пожалуй, самый большой спектр действий. От постоянных объяснений до открытого конфликта с очередным советчиком.
- «Ты меня не любишь». Распространенная игра в коллективах. Постоянный поиск «знаков», указывающих на то, что спортсмен находится в самом низу иерархической лестницы, обделен вниманием и заботой, а программа совсем не подходит для него именно. От тренера требуется акцентированное внимание к играющему одновременно с акцентированным игнорированием остальных членов коллектива .
- «Косяк». С играющим спортсменом постоянно что-то случается. Упал, порезался, подвернул ногу, выпал из машины – и все это одно за другим без остановки. Так вы узнаете этого спортсмена. От тренера ожидается искреннее удивление в комплексе с восхищением находчивости и мужеству подопечного.
- «Догони меня». Один из вариантов «не учи меня». Спортсмены, постоянно переделывающие программу. Как правило, не ведут дневник, пропадают. Однако при этом работают по плану и со значительным превышением как объемов, так и интенсивности. От тренера ожидают похвалы и одновременно мотивации на снижение нагрузки.
Возможно в одном из этих типов психологических моделей поведения вы узнали себя. Тогда у вас есть возможность скорректировать своё поведение. Если не узнали — значит вы на правильном пути и для вас важнее конечный результат тренировочной программы. Давайте будем стремиться максимально повысить эффективность совместной работы. Ведь именно для этого мы и ищем тренеров. Работайте и нацеливайтесь на конечный результат. А иначе зачем тратить и свое и чужое драгоценное время.
Источники:
http://sport-psychology.ru/psihologiya/psihologicheskaya-trenirovka/
http://www.crossfitzoom.ru/archives/570
http://triskirun.ru/6297-igry-v-kotorye-igrayut-sportsmeny-so-svoimi-trenerami