Батман (хореография)
Батма́н (фр. battement — «батман» ) — отведение и приведение ноги в танцевальном движении. Группирует в себе бо́льшую часть элементов экзерси́са, необходимых для совершенствования техники классического танца (а значит и танца в целом):
- Батма́н тандю́ (фр.tendu — «вытянутый» ) (и его видоизменений)
- Батман тандю жэте́ (фр.jet — «бросок» ) (и его видоизменений)
- Гранд батман жэте (фр.grand — «большой», jet — «бросок» ) (и его видоизменений)
- Батман девелопе́ (фр.developpé — «раскрывание», «развёрнутый» ) (и его видоизменений)
- Батман фраппе́ (фр.frappe — «чеканка», «удар» ) (и его видоизменений)
- Батман фондю́ (фр.fondu — «смягчённый», «расплывчатый», «растаявший» ) (и его видоизменений)
Батман составляет основную часть занятия классического танца, вырабатывая умение правильно отводить и вытягивать (выпрямлять) ногу во время исполнения танцевальных движений, а также способствует выработке апломба, помогая танцору научиться управлять отдельными группами мышц.
Содержание
Методика и цели выполнения
Батман выполняется у опоры (т. н. «станка») или «на середине»:
- Батман тандю — сгибание в исходную позицию и разгибание стопы скольжением по полу до положения пуанте́ (нога, сохраняя выворотную позицию, мягко касается вытянутым носком пола). Во время выполнения упражнения центр тяжести находится на опорной ноге, мышцы (ног и корпуса) предельно подтянуты. Выполняется из I или V позиции вперед, в сторону и назад.
Цель выполнения упражнения — выработать умение правильно вытягивать ногу, силу и эластичность голеностопного сустава, а также красивую линию ног.
- Батман тандю жэте(по иерархии выделяется отдельно от батман тандю, а не как его видоизменение) — небольшие (до 45°) четкие взмахи ногой в положение книзу и возвращение в исходное положение (ИП) через батман тандю с сохранением выворотности рабочей и опорной ног, а также натяжения подъёма и пальцев рабочей ноги.
Цель выполнения упражнения — выработка умения управлять отдельными группами мышц, а также ориентации в пространстве (умения быстро вывести ногу в нужное положение и чётко зафиксировать в нём).
- Гранд батман
При использовании термина гранд батман чаще всего подразумевается такой элемент, как гранд батман жэте, а батман релеве лян (также релевелян, релевелянт) является сокращением от названия элемента гранд батман релеве лян.
Гранд батман жэте — большие взмахи в воздух и возвращение в ИП выполняются по I или V позициям вперед, в сторону и назад. Из исходной позиции нога взмахом поднимается в воздух до положения 90° и выше, проходя по полу скользящим движением, как и в батман тандю жете, и возвращается скольжением через батман тандю в ИП, сохраняя выворотность колена и подъёма рабочей ноги, а также центра тяжести на опорной ноге.
Гранд батман релеве́ лян (фр.relever — «поднимать», lent — «медленно» )- отличается от гранд батман жэте тем, что движение выполняется не взмахом, а медленно, «на мышцах».
Цель выполнения упражнения — выработка маховых движений, растяжки, равновесия.
- Батман девелопе — сгибание и разгибание ноги на 90° и выше. Выполняется через промежуточное пассе — нога сгибается в колене, колено максимально выворотно вбок, подъём предельно натянут и находится спереди на колене (сбоку у колена, сзади под коленом) для выполнения движений вперёд (в сторону, назад). Если движение выполняется вперёд (либо в сторону после выполнения вперёд), то нога в пассе переводится через сюр ле ку де пье впереди(стопа на уровне чуть выше щиколотки, касаясь её наружней частью, «обнимает» ногу — пятка спереди, пальцы заведены назад), если назад (либо в сторону после выполнения назад) — сюр ле ку де пье (фр.sur le cou de pied — «на шейке ноги» ) сзади (нога находится чуть выше голеностопа, пятка прижимается к ноге, подъём и пальцы не прижимаются, как бы образуют «хвостик»). Когда пассе будет отработано, вводится вторая часть движения — разгибание ноги вперед, в сторону и назад. Движение выполняется плавно. Необходимо сохранять выворотность ноги во время ее разгибания и возвращения в исходное положение.
Цель выполнения упражнения — выработать выворотность в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах.
- Батман фраппе — резкое, чёткое сгибание ноги (по сути — удар) в положение сюр ле ку де пье и разгибание на носок, а также в положение книзу или на полупальцах в положение на носок или книзу. Выполняется вперёд, в сторону, назад, с акцентом на удар. Колено максимально выворотно, направлено в сторону по линии плеча.
Цель выполнения упражнения — выработать выворотность в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах при быстром выполнении движений; отработать «расстановку точек» в движениях.
- Батман фондю — данное упражнение заключается в сгибании ноги в положение сюр ле ку де пье для выполнения батман фондю(в положении впереди стопа не обнимает щиколотку — носок не заведён назад, а находится спереди, в положении сзади изменений нет) с вытянутым «подъемом», одновременным полуприседом на опорной ноге и разгибанием работающей ноги на носок или книзу в одном из трех направлений. [1]
Батман тандю пур ле пье перевод. Классическая терминология
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ ХОРЕОГРАФИИ
ALLONGE [алонже)- положение удлиненной руки.
APLOMB (апломб) – устойчивость.
ARRONDIE ( аронди] — положение округленной руки.
ARABESQUE [арабеск] — поза классического танца, при которой нога отводится назад «носком в пол» на 45°, 60° или на 90°, положение торса, рук и головы зависит от формы арабеска.
ARCH [арч] — арка, прогиб торса назад.
ATTITUDE [аттитюд] — положение ноги, оторванной от пола и немного согнутой в колене.
BATTEMENT DE VELOPPE [батман девлоппе] — вынимание ноги вперед, назад или в сторону скольжением «рабочей» ноги по опорной через passe.
BATTEMENT FONDU [батман фондю] — движение, состоящее из одновременного сгибания коленей, в конце которого «рабочая» нога приходит в положение sur le cou-de-pied спереди или сзади опорной ноги, а затем следует одновременное вытягивание коленей и «рабочая» нога открывается вперед, в сторону или назад.
BATTEMENT RELEVE LENT [батман релеве лян] — плавный подъем ноги через скольжение по полу на 90° вперед, в сторону или назад.
BATTEMENT RETIRE [батман ретире] — перенос через скольжение «рабочей» ноги, через passe из V позиции впереди в V позицию сзади.
BATTEMENT TENDU [батман тандю] — движение ноги, которая скользящим движением отводится на носок вперед, назад или в сторону.
BATTEMENT TENDU JETE [батман тандю жете] — отличается от battement tendu активным выбрасыванием ноги в воздух на высоту.
CURVE [кёрф] — изгиб верхней части позвоночника (до «солнечного сплетения») вперед или в сторону.
DEMI-РLIE [деми-плие] — полуприседание, при котором пятки не отрываются от пола.
DEMIROND [деми ронд] — полукруг носком ноги по полу вперед и в сторону, или назад и в сторону.
ECARTE [экарте] — поза классического танца (a la seconde), развернутая по диагонали вперед или назад, корпус чуть отклонен от поднятой ноги.
EPAULMENT [эпольман] — положение танцовщика, повернутого в 3/4 в т. 8 или т. 2; различается epaulement croise (закрытый) и epaulement efface (стертый, открытый).
GRAND BATTEMENT [гран батман] — бросок ноги на 90° и выше вперед, назад или в сторону.
GRAND PLIE [гран плие] — полное приседание.
PIQUE [пике] — легкий укол кончиками пальцев «рабочей» ноги об пол и подъем ноги на заданную высоту.
PREPARATION [препарасъон] — подготовительное движение, выполняемое перед началом упражнения.
RELEVE [релеве] — подъем на полупальцы.
ROND DE JAM BE PAR TERRE [рон де жамб пар терр] — круг вытянутой ногой, касаясь пальцами пола.
SURLE COU-DE-PIED [сюр ле ку-де-пье] — положение вытянутой ступни «работающей» ноги на щиколотке опорной ноги спереди или сзади.
ТОМBE [томбе] — падение, перенос тяжести корпуса на открытую ногу вперед, в сторону или назад на demi-plie.
TILT [тилт] — угол, поза, при которой торс отклоняется в сторону или вперед от вертикального положения, «рабочая» нога может быть открыта в противоположном направлении на 90° и выше.
Прыжки (ALLEGRO)
ECHAPPE (эшаппе) – прыжок с раскрыванием ног во вторую позицию и собирание из второй в пятую.
SAUTE [соте] — прыжок классического танца с двух ног на две ноги по I, II, IV и V позициям.
CHANGEMENT DE PIEDS (шажман де пье) — это прыжок из пятой позиции в пятую со сменой ног.
GLISSADE [глиссад] — маленький прыжок с продвижением вслед за вытянутым носком ноги, скользящим по полу.
ASSEMBLE [асамбле] — прыжок с одной ноги на две, выполняется с отведением ноги в заданном направлении и собиранием ног во время прыжка вместе в V позицию.
Основные правила для выполнения всех прыжков:
o выворотные и натянутые в воздухе ноги (стопы и колени)
o собранные ягодицы (как в полёте, так и в приземлении)
o подтянутые мышцы спины
o расправленные и опущенные плечи
o темечко при прыжке тянется вверх
o руки спокойные в позиции (не трясутся и не дёргаются)
o работают ноги, а тело располагается сверху
o между двумя прыжками одно plié
o ягодицы при приземлении направлены в пятки
o корпус придерживаем в перпендикулярном полу положении.
ПОЗЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА
Положение корпуса эпольман (epaulement, от epaule — плечо) определяется поворотом плеча, направлениями поз и движений танцующих под тем или иным углом по отношению к зрителю или плану танцевального зала.
Положение корпуса ан фас (en face — напротив), т. е. фронтальное, при котором корпус, плечи, лицо направлены вперед без поворота.
Основными видами поз являются: эпольман круазё и эпольман эффа-сё.
I и II позициям ног свойственно положение ан фас; III, V позиции делают уже с поворотом плеча: если правая нога впереди — правое плечо поворачивается вперед, голова — вправо. Если левая нога впереди, то левое плечо поворачивается вперед, голова — влево.
Поза круазе (croiser — скрещивать). Скрещивание ног и есть основной ее признак. Позы круазе бывают вперед и назад, с правой или левой ноги.
Круазе вперед: стать на левую ногу, повернув корпус на 45° влево, правую ногу открыть вперед, касаясь вытянутым носком пола’, голова повернута к правому плечу; левая рука в III позиции, правая — во II. Положение рук и повороты головы можно варьировать. При исполнении позы круазе, когда левая нога впереди, соответственно меняется поворот головы — влево к левому плечу.
Круазе назад: стать на правую ногу, голову повернуть к правому плечу, левую ногу открыть назад (пальцы, подъем вытянуты), касаясь носком пола. Левая рука в III позиции, правая — во II.
Поза эффасе (effacer — сглаживать). В противоположность круазе, в этой позе нога открыта и вся фигура развернута.
Эффасе вперед: стать на левую ногу» правую ногу открыть вперед, касаясь вытянутым носком пола, корпус повернуть влево; левая рука в III позиции, правая открыта во II позицию, корпус отклонен назад. Это основная поза. Положение рук и повороты головы можно варьировать.
Эффасе назад: стать на правую ногу, левую ногу вытянуть назад, касаясь ноской пола. Корпус, голова, поверну ты влево, левая рука в III позиции, правая — во II.
Еcarte
Поза классического танца, в которой тело танцовщика развёрнуто по диагонали, нога поднята в сторону (а la seconde), корпус отклонён от поднятой ноги; рука, соответствующая поднятой ноге, находится в III позиции, другая отведена на II; голова повёрнута в направлении этой ноги, или от неё .
Терминология классического танца
Adagio(адажио) – медленно, медленная часть танца
Allegro (аллегро) – быстро, прыжки
Aplomb (апломб) – устойчивость
Attitude (аттитюд) — поза, положение тела (нога поднята на 45*, 90* и слегка присогнута)
En dehors (ан де ор) – движение наружу, из круга
En dedans (ан де дан) – движение внутрь, в круг
En face (ан фас) – прямо, прямое положение корпуса, головы и ног
En tournant (ан турнан) – вращать, поворот корпуса во время вращения
Grand (гранд) – большой
Sur le cou-de-pied (сюр ле кудепье) – положение стопы рабочей ноги у щиколотки опорной ноги
Passe (пассе) – положение стопы рабочей ноги у колена опорной ноги, связующее движение, проведение или переведение ноги
Pointe (пуантэ) – пуант, носок, пальцы
Releve lent (релеве лян) – медленное поднимание прямой ноги на 45*, 90 *
Soutenu (сотеню) – вращение с подменой
Preparation (препарасьон) – подготовка к движению
Экзерсис у станка
Plie (плие) – сгибание и разгибание коленей
Demi-plie (деми-плие) – небольшое сгибание коленей
Grand-plie (гранд-плие) – глубокое сгибание коленей
Releve (релеве) – подъем на полупальцы
Battement tendu (батман тандю) – выворотное скользящее отведение ноги из I или V позиции в одном из трех возможных направлений: вперед, назад, в сторону
—- «с нажимом»
—- passe par terre (пассе партер) – проведение ноги через первую позицию
Battement tendu jete (батман тандю жете) – бросок ноги на высоту 30 *
—- pique (пике) – колющий бросок в пол
—- balancoire (балянсуар) – раскачивание, проведение ноги через I позицию с последующим броском на 30*
Battement tendu pour batterie (пур батри) – «заноска» сокращенной стопой по V позиции
Battement releve lent (релеве лян) – медленный подъем ноги на 90*
Grand battement jete (гранд батман жете) – бросок ноги на 90 *
Battement frappe (фраппэ) – удар, энергичное сгибание и разгибание раскрытой на 45* ноги в положении Sur le cou-de-pied (у щиколотки спереди и сзади)
—- double (дубль фраппэ) – перенос ноги приемом petit battement sur le cou-de-pied
Petit battement sur le cou-de-pied (пти-батман) – быстрые удары стопы в положении sur le cou-de-pied со сменой положения спереди и сзади
Battement battu (баттю) – непрерывные и очень короткие удары стопы в положении sur le cou-de-pied спереди и сзади
Battement fondu (фондю) – плавное, «тающее», мышечное движение: сгибание и разгибание колена рабочей ноги в положении sur le cou-de-pied и подъемом и опусканием рабочей ноги в положении releve
—- double (дубль фондю) – усложнение движения двойным приседанием
Battement soutenu (сотеню) – движение с подтягиванием ног в V позиции с плавным выведением ноги на 45*, 90*
Battement developpe (девлоппэ) – вынимание ноги на 90* приемом passe
Rond de jambe par terre (ронд де жамб партер) – вращательное движение ноги по полу
Rond de jambe en l,air (ронд де жамб ан лер) – круг ногой в воздухе на 45*, 90*
Grand rond de jambe jete (гранд ронд жете) – бросок ноги по кругу выше 90*
Temps releve (там релеве) – дугообразное открывание ноги на 45*, 90* из положения sur le cou-de-pied, passe
Flic-flac (флик-фляк) – связующее скользящее движение пальцами стопы через sur le cou-de-pied с выходом на releve
Экзерсис на середине зала
Положения рук в классическом танце
Arrondie (аронди) – закругленное положение кисти
Allongee (аленже) – удлиненное положение кисти
Позиции рук в классическом танце
4 позиции рук: подготовительная, I, II, III
Формы пор де бра
Port de bras (пор де бра): 6 форм
Позы Arrondie малые и большие
Croisee (круазэ) вперед, назад
Effacee (эффасэ) вперед, назад
Ecartee (экартэ) вперед, назад
Источники:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1741874
http://vk.com/topic-75079566_33204450
http://mydocx.ru/5-66314.html