Как танцуют балерины
- Как танцуют балерины
- Как научиться танцевать в балете
- Как встать на пуанты
Все начинается с детства
Чтобы стать хорошей балериной и получать достойные гонорары, нужно начать заниматься с детства. Девочки приходят в танцевальную школу с совсем раннего возраста — 4-5 лет. Обычно такие школы есть во всех населенных пунктах. Во многих из них действуют определенные критерии отбора. На занятиях дети учат основы классического танца, растягиваются и развивают слух. С 9-10 лет будущие балерины могут поступить в хореографическое училище — это своего рода школа с балетным уклоном. Сюда также принимают не всех желающих. У будущей балерины должна быть хорошая хореографическая подготовка, особая балетная осанка, небольшой рост, маленький вес, длинная шея и маленькая голова. Смотрят также на подъем ноги и ее выворотность. Ученицы тренируются у станка, повторяют классические балетные позы, укрепляют мышцы, добиваются хорошей растяжки и выворотности стопы. Кстати, на пуанты становятся не сразу: сначала девочки учат балетные движения, затем прыжки и уже после этого тренируются танцевать на кончиках пальцев.
Начало профессиональной карьеры
Многие балерины продолжают образование в вузах, например, МГУКИ. Там они могут получить профессию балетмейстера или руководителя художественного коллектива.
Танец на кончиках пальцев
Поза на пуантах вошла в женский танец с начала 19 века и осталась в классическом балете навсегда. Балерины танцуют в особой обуви с твердым мыском, которая фиксирует стопу в определенной позиции. Чтобы танцевать на пуантах, необходимо иметь растянутое ахиллово сухожилие и крепкие связки в области голеностопа. Также важно хорошее чувство равновесия и координация. Балерины натирают кончики своих пуант канифолью для лучшего сцепления с полом. Каждая балетная постановка имеет свою хореографию и требует своего типа пуант, поэтому танцовщицы имеют несколько пар. В среднем, одна пара «живет» 3-5 месяцев, а во время очень сложного спектакля прима меняет несколько пар пуант.
Перед ноской новые пуанты необходимо размять под свою ногу, оставив носок жестким, а также пришить к ним атласные ленточки.
Для танца на кончиках пальцев очень важна правильная осанка: здесь работают и ноги, и ягодицы, и спина. Балерины отрабатывают правильную позицию до рефлексов: лопатки должны быть разведены, плечи опущены, ягодицы подобраны, живот втянут, колени вытянуты, подъем стопы натянут, а сама стопа — вывернута и не завалена вовнутрь. Балет — это очень красивый, но сложный вид танца. Балерины, танцующие с полной отдачей, нередко получают травмы, растяжение связок, мозоли. Боль в мышцах — постоянный спутник талантливой танцовщицы. Однако балет — это целая жизнь, и не многие способны от него отказаться.
Что у танцора под трико? 10 любопытных фактов из закулисья белорусского балета
Naviny.by из первых уст узнали, что носят артисты балета под трико и почему считается, что среди них много геев.
В день открытых дверей в Большом театре оперы и балета Беларуси кореспондент Naviny.by из первых уст узнала, что носят артисты балета под трико и почему считается, что среди них много геев. О беременности балерин и одном выходном в неделю читайте в наших 10 фактах.
Разобраться, какие слухи о белорусском балете правдивы, а какие — чистая выдумка, корреспонденту Naviny.by помогал артист театра Геннадий Кулинкович с помощницами-балеринами.
1. Артисты балета хрупкие и пушистые?
Слух: За одно выступление артист балета поднимает и переносит около 2 тонн веса.
Правда: Физические нагрузки действительно большие. На сцене — это зависит от постановки, конечно — артист балета, мужчина по много раз поднимает балерину. В современных постановках только и делаешь, что поднял-поставил, поднял-поставил, поднял, покружил, поставил. Если сосчитать количество поднятий, то да, две тонны — это реальное число.
Вдобавок, артисты балета много репетируют и тренируются. Это тоже нагрузка. У нас репетиции каждый день, кроме выходного дня, который один раз в неделю. Плюс выступления.
2. Артисты балета чаще болеют
Слух: Из-за больших нагрузок и постоянных диет танцоры балета болеют чаще других.
Правда: Балетные репетиционные залы Большого театра Беларуси оснащены бактерицидными лампами, как в больнице. Зимой, когда начинается грипп и появляются другие вирусы, то отдельный работник включает эти лампы на полчаса, чтобы помещение обеззаразить. Это очень важно, чтобы болезни не распространялись: мы все работаем в тесном контакте, по много часов тренируемся, репетируем. Если кто-то принес болезнь, то она нейтрализуется.
3. Профессиональные болезни в балете
Слух: Ноги — самое больное место на теле танцора.
Правда: Отчасти это правда. Профессиональные болезни танцоров — это болезни суставов. У артистов балета выступают косточки у больших пальцев ног, суставы воспаляются, естественно, болят. У женщин эта болезнь тоже есть, но она обусловлена неудобной, тесной обувью, деформирующей стопу. У балетных мастеров — постоянными нагрузками на пальцы и переднюю часть стопы: многие движения в балете выполняются на носочках.
Второй распространенный класс проблем со здоровьем — это опущения внутренних органов от постоянных прыжков. Все индивидуально, но зачастую опускаются почки, сердце, другие внутренние органы, которые впоследствии давят на мочевой пузырь.
4. Молодые пенсионеры
Слух: Часть людей считает, что балерины слишком рано уходят на пенсию.
Правда. Артисты балета по закону выходят на пенсию, имея 23 года рабочего стажа. Время декретного отпуска в стаж не засчитывается. В итоге артисты балета становятся молодыми пенсионерами. Однако многие из них фактически не уходят на заслуженный отдых: в зависимости от состояния здоровья танцоры на пенсии работают репетиторами, преподавателями, постановщиками, работниками сцены, костюмерами и т.п.
Собеседнику Naviny.by Геннадию Кулинковичу до пенсии осталось два года. В будущем танцор планирует также заниматься преподавательством.
5. Ненормальный режим работы
Слух: У артистов театра балета два выходных в неделю, как и у обычных граждан
Правда. Артисты балета работают 6 дней в неделю. Выходной один — в понедельник. На летнее время, в связи с тем, что зрители мигрируют на дачи и на моря, выходной в Большом театре переносят на субботу. Женская часть труппы этому рада: наконец-то появляется возможность провести время с семьей. Мужчины ворчат: когда выходной в понедельник, можно хотя бы отдохнуть и не заниматься домашними делами.
Рабочий день у балетных мастеров тоже ненормальный в понимании обычного человека: с 10:00 до 15:00, затем трехчасовой перерыв, после перерыва работа возобновляется в 18:00 в связи с вечерними постановками. Заканчивается официальный рабочий день у работников балета в 21:00.
Большой перерыв необходим, чтобы после утренних тренировок и репетиций тело успело отдохнуть и восстановиться перед вечерней работой.
Для молодых танцоров это удобно: в перерыве можно учиться. Геннадий Куллинкович, например, так получил высшее хореографическое образование. Но сейчас он в этом графике видит мало плюсов.
«С таким графиком очень сложно устроить личную жизнь. Вот посмотрите на меня: 38 лет, а ни семьи, ни детей. Вся жизнь в театре», — говорит Геннадий.
6. Балет и дети несовместимы?
Слух: В силу требований ко внешности, балеринам приходится отказываться от материнства.
Правда: Заводить семью и детей в разгар карьеры артистам балета действительно сложнее, чем представителям других профессий: сказывается и рабочий график, и то, что на послеродовое восстановление формы нужны время и силы. Так что девушки пользуются двумя стратегиями: или заводят семью и детей сразу после училища/вуза, или откладывают это до времени, когда выйдут на пенсию.
Несмотря на неблагоприятные обстоятельства, в Большом театре Беларуси есть балерины, у которых по двое, а у некоторых даже по трое детей.
«Мы точно так же, как и врачи, учителя, совмещаем работу и беременность. Планируем, уходим в декретный отпуск, восстанавливаемся и работаем дальше. Это дело каждой отдельной артистки, но при беременности — чем раньше уйдешь из танцевальной деятельности, тем лучше для тебя и будущего ребенка. Это связано с рисками: здесь нужно гнуться, прыгать, можно упасть и повредиться», — рассказали Naviny.by балерины Большого.
«Мы самые лучшие мамы, жены, а еще умеем танцевать и ходить по кухне на цыпочках», — шутят балерины в ответ на вопрос о специфике семейной жизни.
7. Раз танцует в балете, значит, гей
Слух: Среди артистов балета много геев.
Правда: Это распространенный стереотип, говорит артист балета Геннадий Куллинкович. Мы уже на него и не реагируем. Так говорят про всех мужчин, которые танцуют. Он рождается из-за непонимания со стороны зрителя: как мужчины могут оставаться равнодушными и спокойными в окружении такого количества красоты и обнаженки. Зрители ведь часто попадают за кулисы, и мужчины шокированы: здесь все переодеваются, интимные части тел на расстоянии руки. А мы к этому привыкли уже и реагируем как на что-то нормальное. Вот зритель и думает, что в балете мужчины — геи.
8. Что у танцора под трико
Слух: Танцоры трусов не надевают.
Правда: О нижнем белье артистов-мужчин разговаривают больше, чем о нижнем белье балерин: зритель под белоснежным трико, к своему удивлению, не видит ожидаемых очертаний трусов.
Геннадий Кулинкович рассказал, что у танцоров есть свои секреты. Производители одежды для танцев отвечают ожиданиям артистов и производят бесшовные модели специального незаметного под костюмом белья — бандажи. Специальную одежду для танцоров продает магазин, расположенный неподалеку от Большого.
9. Мясо в пуантах
Слух: Балерины кладут в пуанты мясо, чтобы меньше травмировать стопы.
Правда: Мясо не кладут. Есть более современные способы защиты ног. Балетные фирмы производят специальные получешки, которые закрывают только пальчики. Они силиконовые. Кто-то ничего не подкладывает — ему и так удобно. Силиконовые вкладыши для пуантов в Беларуси не производят, их делают в США, Китае, России.
За год балерина изнашивает 5-10 пар пуантов в зависимости от нагрузки. У некоторых артистов есть свои колодки — сделанные мастерами объемные копии стоп, по которым изготавливаются пуанты по индивидуальному заказу.
10. За танцы хорошо платят
Слух: Артисты много зарабатывают.
Правда: Все относительно. Заработки артистов балета зависят от позиции в труппе: ведущий мастер сцены, солист или артист кордебалета. Также влияет количество отработанных в постановках сцен. За каждый выход начисляются баллы, учет которых ведет специальный работник театра. Величина баллов у каждого танца своя, стандартная для всех артистов, она зависит от сложности и длительности номера. Сумма полученных баллов влияет на премию. Так, оклад артиста кордебалета — в районе 120 рублей, а начисляемая за представления премия может превышать его в несколько раз.
Новости
Танец на кончиках пальцев. Как появились первые пуанты?
29 апреля 1727 года родился французский балетный реформатор Жан-Жорж Новерр. Он буквально «взломал» тогдашнюю европейскую систему балетных ценностей. Сам Новерр заявил, что «разбил уродливые маски, предал огню нелепые парики, на место рутины призвал изящный вкус». Именно дату его рождения приняли в расчёт в ЮНЕСКО, когда в 80-х годах прошлого века объявили 29 апреля Международным днём танца.
Праздновать его предлагается всем, кто желает. Способ можно выбрать на своё усмотрение. Можно, к примеру, изучить историю появления на свет одного из символов балета — пуантов. Давайте так и сделаем.
Этой атласной туфельке скоро 200 лет. И хотя своему названию пуанты обязаны французскому языку, появились они в Италии. Танец на кончиках пальцев изменил балет. А Мария Тальони, первой станцевавшая в них, навсегда вошла в историю. Принцип «двух у» является главным для примы Большого театра Екатерины Шипулиной. Ноге должно быть удобно и устойчиво. От этого зависит легкость движений.
Лет 100 назад в пуантах танцевали сильфид, богинь и фей. Сейчас — любые партии. Круглую пробку в основании носка заменили крахмальным клеем, который пропитывает внутренние слои туфельки, по форме напоминающей стакан. Жесткий носок фиксирует ногу балерины. Танец на пяточке, длиной от 4 до 7 сантиметров, — самый изящный балетный трюк.
Кажется, что танцевать на пальцах легко, но грациозность стоит дорого. Разбитые в кровь пальцы, стертые мозоли, травмы, изматывающие многочасовые экзерсисы. Для пуант разработана специальная техника, которая формирует стопу. От ног французских балерин невозможно отвести взгляд. Самые изящные и чувственные. «Этуаль Опера Гарнье» (так называют прим парижской оперы) Элизабет Платель училась на французских, а танцевала на английских пуантах. Изменой это не считает, c’est la vie.
«Пуанты впечатляют зрителя, а балерине они дают шанс вырасти, добавить сантиметров десять и стать невесомой. Мы все выросли на гравюрах с Марией Тальони и Шарлоттой Гризи, стоящих кончиками пальцев на цветке», — отмечает директор балетной школы Парижской Оперы Элизабет Плател.
Пуанты — не самая долговечная обувь. У Оксаны Кардаш, примы-балерины Театра Станиславского и Немировича-Данченко, уходит в год тридцать пар. На спектакль берет не меньше четырех. Предсказать, как поведут капризные туфельки на сцене, невозможно.
Процесс изготовления — долгий и кропотливый. В пуантах — 54 элемента. Атласный верх, внутри проклеенный прокладочной тканью. Жесткая подошва из натуральной кожи. Место для пальцев в виде стакана. Это самая главная деталь, которая находится над пяточком. Его делают из шести слоев наклеенной мешковины. Вклеивают в носок пуанта, который состоит из нескольких слоев атласа. Главное здесь — не испачкать клеем атласный верх туфельки. Специальным молоточком, надетым на колодку, придают форму носка. Сушат 15 часов при температуре 55 градусов. Верх покрывают блестящим или матовым атласом.
Пуанты делают ногу балерины изящной и сильной. Заставляют держать равновесие и танцевать все эти невероятные аттитюды, арабески, и фуэте. Понятно, что в балете все зависит от мастерства и таланта танцовщицы. Но сама она во многом зависит от невесомых туфелек — пуант. В переводе с французского это еще и точка. В которой сходятся напряжение, хрупкость и точность танца.
Источники:
http://www.kakprosto.ru/kak-806327-kak-tancuyut-baleriny
http://naviny.by/article/20170526/1495783084-chto-u-tancora-pod-triko-10-lyubopytnyh-faktov-iz-zakulisya-belorusskogo
http://tvkultura.ru/article/show/article_id/248246/