✅ Какую надежду дает лука каждому герою. М. Горький. Как изменилась жизнь ночлежников с появлением Луки в пьесе — ledi-i-sport.ru

М. Горький. Как изменилась жизнь ночлежников с появлением Луки в пьесе.

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Как изменилась жизнь ночлежников с появлением Луки в пьесе.

Как появляется Лука в пьесе?

Лука входит в ночлежку с Наташей.

Важно ли его появление в пьесе? Почему?

Лука является очень важным персонажем в пьесе. Он появляется и нарушает привычный ритм жизни и мысли ночлежников. Каждому говорит те слова, которые не могут оставить равнодушным, для всех у него найдется утешительная фраза. Лука умеет подмечать главное в человеке.

Какое описание мы можем дать этому герою?

Он стар, не конфликтен. Появление Луки в ночлежке становится словно лучом света в темном царстве дна. Странник резко отличается от всех остальных ночлежников этого дна жизни.

Какое первое впечатление от Луки? Как он сразу же называет ночлежников?

Впечатление положительное. Заходя, он желает всем здравия и называет честным народом.

Какой принцип отношения к людям показывает Горький в Луке?

Принцип сострадания. Он утешает ночлежников, рисуя им иллюзии.

По душе ли приходится Лука ночлежникам?

С самого начала мы видим жизненную позицию этого человека. Найдите в тексте цитаты.

Очень важен его ответ Бубнову: «Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – черненькие, все – прыгают…» Какое яркое сравнение! (Он раскрывает отношение Луки к людям. Все люди равны, у Луки есть способность не разграничивать людей «ни одна блоха не плоха»

Какая жизнь была в ночлежке до появления Луки? Как попали люди в ночлежку?

Жители ночлежки ненавидят друг друга, В ночлежке, на дне жизни, люди оказываются по разным причинам: одни другой жизни и не знали, родились в подобной же ночлежке, других можно назвать «бывшими людьми», то есть теми, у которых была когда-то другая жизнь.

Где мы видим нравственную деградацию героев?

когда Васька Пепел страдает от скуки. Какое же развлечение придумывает себе молодой человек? Он говорит Барону: «Ну, полай! Мне забавно будет… Ты барин… было у тебя время, когда ты нашего брата за человека не считал… и все такое…».

Кто из ночлежников хочет вырваться со «дна»?

Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ – стремятся вырваться на волю со «дна» жизни. Но они чувствуют собственное бессилие перед запорами этой «тюрьмы». У них возникает ощущение безысходности своей судьбы и тяга к мечте, иллюзии, дающим хоть какую-то надежду на будущее.

Кто особенно восприимчив к утешениям Луки?

Настя ( разговор о любви) На пустыре за ночлежкой сидят все герои пьесы и слушают, как Настя рассказывает о своём романе с французским студентом. Барон уличает ее во лжи. Настя в отчаянии кричит, что тот не может понять настоящую любовь. Лука просит ее продолжать. Бубнов и дальше издевается над Настей, но Наташа и Барон просят её рассказывать дальше. Она продолжает надрывное повествование о расставании с любимым. В конце истории она плачет, а Лука и Наташа её успокаивают. Барон говорит, что Настя вычитала эту трагическую историю в бульварном романе «Роковая любовь». Лука говорит, что если Настя верит в то, что эта любовь была у неё, значит, так оно и было. Они с Настей уходят.

Актёр ( верит в лечебницу для пьяниц) Лука рассказывает ему о некой бесплатной больнице для пьяниц, говорит, что попозже назовет город, в котором она находится. Актера же призывает пока воздерживаться от алкоголя. Актер возбужденно рассказывает о своих планах поехать в лечебницу для пьяниц, говорит, что он на пути к возрожденью. Он говорит, что по сцене имел имя Сверчков-Заволжский, но никто здесь об этом не знает, что у него больше нет имени, а ведь даже у собак есть клички.

Анна (верит, что после смерти она обретёт покой) Анна сетует Луке на нищую, голодную жизнь, которую она прожила, говорит, что кроме побоев и обиды ничего не видела. Лука утешает ее и говорит, что на том свете она отдохнет. Старик снова утешает ее, рассказывает, как после смерти Господь ласково поглядит на Анну и вознаградит за все страдания, отправив в рай. Внезапно в Анне просыпается желание жить. Она полагает, что если там муки закончатся, то здесь можно и потерпеть.

Пепел ( новая жизнь в Сибири) Лука и уговаривает Пепла уехать на «золотую» землю — в Сибирь, где хорошо всякому, у кого есть сила и разум.

Является ли значимым в произведении стихотворение, прочитанное Актёром?( стр.378-379)

Какую смысловую нагрузку и смысл несет стихотворение?

Люди готовы верить даже в ложь, был бы человек, который мог бы вселить «сон золотой» в умы, надежда и вера – единственное, что дает держаться человеку на плаву.

В чем суть рассказа про праведную землю?(стр. 387 – 389 зачитываем по ролям)

жил человек, превозмогая все несчастья и боли, и верил, что есть земля, где этого ничего нет, где все помогают друг другу. Ученый же, погруженный с головой в гору книг, ответил, что такой земли нет. Получается, что на земле нет места, где к тебе просто отнесутся по-человечески. В результате кругом остается и навсегда останется беспросветный мрак жизни. Ведь в рассказе о «праведной земле» ученый реально мог помочь человеку, просто сказав да. Книжник вселил бы веру в него, и тот смог бы найти праведную для себя землю, тот уголок, где ему было бы хорошо.

Какая надежда вселяется в души ночлежников после рассказа о праведной земле?

а вдруг именно им повезет, и они смогут найти ту праведную землю, о которой мечтали. И Пепел, наиболее адекватно оценивающий обстановку, поддается влиянию «праведной земли». Он зовет Наташу с собой и хочет начать жизнь с чистого листа. Актёр верит, что его «праведная земля» — это бесплатная лечебница, которая станет билетом в новую жизнь.

Кто из ночлежников не верит ни одному слову Луки?

Сатин же от начала и до конца не принимает правды Луки. Он уверен, что человек, однажды убивший другого, убил и свой внутренний мир. Он не сможет в дальнейшем рассчитывать на праведную землю, где все друг другу помогают — он не достоин этого. Хотя его поступок имеет оправдание: защищал сестру — он уверен, что «после тюрьмы — нет ходу!».

Стоило ли вообще Луке говорить про «праведную землю»?

Конечно, события после пребывания Луки и рассказа им истории о праведной земле изменились кардинально, показывая, что человек способен сам строить свою жизнь, несмотря на внешние преграды и пренебрежение окружающих людей. Актёр все же заработал какие – то деньги и умудрился не пропить их, Пепел просит Наташу уйти с ним, говорит, что он начнет жизнь сначала, перестанет воровать и пойдет работать. Он считает, что Наташа может помочь ему измениться.

Читать еще:  Гимнастика художественная дети 4 5. Художественная гимнастика. Советы родителям. Стройность превыше всего

К чему призывает Лука ночлежников? Найдите цитаты.

Например: «Ты -надейся, ты -верь!»

Что происходит с героями дальше?

Пепел всё же попал в Сибирь, но не в качестве рабочего, а в качестве каторжника ( Мог ли Лука повлиять на ход событий? Да, мог. Он слышал, как Василиса просила Пепла убить Костылёва)

Актёр, обретший надежду на спасение, повесился. (Почему?

С исчезновением Луки все его мечты на выздоровление рухнули, так как Лука так и не указал путь в лечебницу)

Д.З. На следующем уроке у нас будет урок – диспут, посвященный Сатину и Луке. Свой выбор надо будет обосновать, отстоять. Рассмотреть жизненные позиции каждого героя на веру, совесть, любовь, правду, жизнь. Решить, какой герой ближе. И кто является героем – резонёром в пьесе. Высказывания героев о правде, о человеке запишите в тетрадь, кто желает. Может провести небольшое исследование на тему «Афористичный язык пьесы М. Горького «На дне»(эту работу желающие делают к понедельнику письменно).

Как изменилась жизнь ночлежников после появления луки. М. Горький. Как изменилась жизнь ночлежников с появлением Луки в пьесе

В ночлежке, на дне жизни, люди оказываются по разным причинам: одни другой жизни и не знали, родились в подобной же ночлежке, других можно назвать «бывшими людьми», то есть теми, у которых была когда-то другая жизнь.

Васька Пепел — потомственный обитатель дна, «вор, воров сын». Никто его иначе и не называл, поэтому до поры до времени он и не думает что-то менять в своей жизни: он и так в привилегированном положении — в подвале для него отгорожено даже какое-то подобие комнатки. Хозяин ночлежки Костылёв, хотя и ревнует свою жену к Ваське, но всё-таки не спешит избавиться от этого нужного ему человека: скупка, а потом продажа краденого — один из источников его дохода. Любовь к Наташе, сестре хозяйки ночлежки Василисы, приводит Ваську к желанию вырваться с этого дна, зажить честной трудовой жизнью.

Что же происходит с Васькой после появления Луки? Добренький старец убеждает потомственного вора, что жить честно можно, что его мечта о другой жизни может воплотиться в Сибири — именно туда Лука советует ехать Ваське вместе с Наташей. Но дно крепко держит своих обитателей, и мы знаем, что Васька действительно отправится в Сибирь, но не для того, чтобы зажить там счастливой семейной жизнью, а как каторжник, потому что убил нечаянно Костылёва. Вот бы где Луке помочь этому человеку! Ведь старик был свидетелем того, как Василиса уговаривала Ваську убить мужа, слышал, как Васька наотрез отказался брать на душу этот грех. И именно Лука видел, что имел место, скорее, несчастный случай, а не убийство. Но где уж Луке прийти на помощь человеку тогда, когда он в ней действительно нуждается! Луки и след простыл: общаться с полицией он не намерен даже ради спасения человека от каторги.

Спившийся Актёр примирился со своей участью. Да, играл когда-то в театре (кстати, видимо, никогда не отличался особым талантом: в «Гамлете» исполнял роль могильщика) , пристрастился к спиртному, опустился ниже некуда — потерял даже имя.. . Но появляется Лука и вселяет в Актёра надежду на то, что от алкоголизма можно излечиться: есть, оказывается, в каком-то городе лечебница, где алкоголиков бесплатно лечат. Вот только Лука забыл название этого города, но вспомнит, обязательно вспомнит и укажет туда дорогу.. . В бедном Актёре пробуждается надежда на то, что не всё ещё потеряно, что он действительно вылечится и снова сможет служить в театре.. . Он даже вспомнил свои любимые стихи французского поэта Беранжера (Беранже) и продекламировал их.. . Когда же Лука исчез, так и не указав дорогу в лечебницу, Актёр не выдержал — повесился.

Жена бывшего слесаря Анна умирает от туберкулеза. В ночлежке она оказалась вместе со своим мужем, который, несмотря на прекрасную профессию слесаря и гордость званием рабочего человека, в кризисный период был уволен с завода. Работа не приносила Клещу больших денег: его жена никогда в жизни досыта не ела — вот и заболела. Она уже примирилась с мыслью, что её земные мучения заканчиваются, но Лука своими рассказами о рае, о том, как прекрасно там, пробудил в ней огромную жажду жизни: если ТАМ хорошо будет, так ЗДЕСЬ ещё можно и помучиться.

Лука — самый сложный образ в пьесе М. Горького «На дне» . Именно с ним
связан основной философский вопрос произведения: «Что лучше: истина или
сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью,
как Лука?» .

До появления в ночлежке Луки отношения двух групп персонажей складываются
явно в пользу «бесчувственных» правдолюбцев: так, Барон по-хамски ведет себя
по отношению к Насте, заставляет ее провести уборку ночлежки вместо себя (в
этом «общежитии» налажена система «дежурств») ; малосимпатичный Бубнов грубо
отмахивается от жалоб Анны и Клеща («шум — смерти не помеха») . В целом,
«мечтатели» мучаются, они зависимы, жаждут сострадательной доброты, но не
находят сочувствия у сторонников «правды факта» . Такое сочувствие они найдут
у странника Луки.

Этот человек прежде всего добр: он снисходителен к слабостям, терпим к чужим
грехам, отзывчив на просьбу о помощи. Еще одна привлекательная черта Луки —
его неподдельный интерес к жизни, к другим людям, у каждого из которых он
способен разглядеть индивидуальную «изюминку» (кстати, странничество и
интерес к «чудинке» — общие черты Луки и героя-повествователя ранних горьков-
ских рассказов) . Лука вовсе не навязывает другим своих взглядов, не горит
желанием делиться жизненным опытом с первым встречным или демонстрировать
свой незаурядный ум.

Появление Луки — завязка пьесы.
Появление Луки сплотило “сильных” обитателей ночлежки (Сатина, Клеща, Бубнова в первую очередь) , возник даже цельный общий разговор. Лука – человек, который сострадал, жалел и любил, сумел оказать влияние на всех. Даже Актёр вспомнил и любимые стихотворения, и имя.

Стоит ли обвинять во лжи старца, который единственный из обитателей ночлежки думает не о себе, не о деньгах, не о выпивке, а о людях? Он старается приласкать (“Человека приласкать никогда не вредно”), он вселяет надежды спокойствием и жалостью. Именно он, в конце концов, изменил всех людей, всех обитателей ночлежки.. . Да, Актёр повесился. Но виновен в этом не только Лука, но и те, кто не жалел, а резал по сердцу правдой.

Читать еще:  Что значит л с в автомобиле. Как появилась «лошадиная сила

Есть некоторый стереотип в отношении правды. Нередко считается, что правда всегда хороша. Конечно, ценно, если ты всегда живёшь правдой, реальностью, но тогда невозможны мечты, а вслед за ними – другое видение мира, поэзия в широком смысле этого слова. Именно особый взгляд на жизнь рождает прекрасное, служит основой искусства, которое в конце концов также становится частью жизни.

Мечта могла бы помочь слабым людям – Насте, Анне, Актёру. Они, эти слабые люди, подавлены безысходностью реальной жизни. И им для того, чтобы жить, только жить, необходима спасительная и мудрая ложь о “праведной земле”. До тех пор пока люди будут верить и стремиться к лучшему, они будут находить в себе силы и желание жить. Даже самые жалкие из них, даже те, кто своё имя потерял, жалостью и состраданием могут быть вылечены и даже отчасти воскрешены. Вот только знали бы окружающие люди об этом! Может быть, тогда бы из самообмана даже слабый человек построил себе лучшую, приемлемую для него жизнь? Но окружающие об этом не задумываются, разоблачают мечту, а человек.. . “пошёл домой – и удавился. ”

(Анализ сцены первого акта пьесы М. Горького «На дне») Более 100 лет не сходят с отечественной сцены спектакли по пьесе М. Горького «На дне». Обошла она и крупнейшие театры мира. А интерес не слабеет! Чем же объясняется феноменальный успех пьесы, почему она и сегодня, спустя 100 лет после ее создания, продолжает волновать умы человечества? Видимо, потому что она устремлена к самым существенным для человека вопросам жизни. В центре её – не столько человеческие судьбы, сколько столкновение идей, спор о человеке, о смысле жизни. Ядром этого спора является проблема правды и лжи, восприятия жизни такой, какова она есть на самом деле, со всей безысходностью и правдой для персонажей – людей «дна», или жизнь с иллюзиями, в каких бы разнообразных и причудливых формах они ни представали. Этот спор начинается задолго до появления Луки и продолжается после его ухода. Завязка пьесы «На дне» – появление Луки. Изображая вопиющие условия ночлежки Костылева, где голод, грязь, болезни, пьянство, озлобление стали обычными явлениями, Горький показывает, что в обитателях дна просыпается надежда, живет желание изменить жизнь к лучшему. Уже в самом начале пьесы Квашня тешит себя надеждами, что она свободная женщина, а Настя – мечтами о великом чувстве, заимствуя его из книги «Роковая любовь». Клещ сохраняет в себе мечту – вырваться из подвала и добиться благополучия честным трудом. Но те, кто никаких иллюзий не питает, пытаются разрушить розовые мечты у любого, кто смеет ещё на что-то надеяться. И вот в среде этих ожесточенных жизнью людей появляется странник Лука. Уже одно его появление вносит в напряженную атмосферу быта ночлежников что-то успокаивающее и умиротворяющее: «Доброго здоровья, народ честной. Где тут, милая, приспособиться мне? Старику – где тепло, там и родина…» Он легко и быстро находит общий язык с каждым из ночлежников, не обижается на замечание Пепла прекратить напевать песню. Обращаясь к Барону, он говорит: «Графа видал я, и князя видал… а барона – первый раз встречаю, да и то испорченного…» Тяжелый жизненный опыт, бесприютные искания Луки обусловили основные черты его психологии. Среди них – острый интерес к людям. «Понять хочется дела человеческие», – определяет свое главное желание Лука. Он находит слова сочувствия для каждого и для всех: «Эхе-хе! Погляжу я на вас, братцы, – житье ваше – «О-ой!», «…Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – черненькие, все прыгают… так-то», «…а разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…». Внимательно присматриваясь к окружающим, Лука видит, как тяжело Анне, и находит для неё слова утешения, поддерживает ее, помогает дойти из кухни: «Ну вот и доползли… эх ты! И разве можно в таком слабом составе одной ходить?» В то же время Лука может дать отпор Василисе. Когда та сурово допрашивает его, требует паспорт, называет проходимцем, он спокойно возражает ей: «Проходящий… странствующий…» Лука не торопится давать ей характеристику, а тактично замечает: «Ах, и неласкова ты, мать… Сурьезная бабочка». Так же достойно он держит себя и в присутствии полицейского Медведева. На его слова, что он должен всех знать в участке, а его не знает, Лука отвечает: «Это оттого, дядя, что земля-то не вся в твоем участке поместилась… осталось маленько и опричь его…»

Лука вызывает к себе разное отношение со стороны ночлежников. Для Барона он «кикимора и шельма», для больной Анны – чуткий и отзывчивый человек: «Гляжу я на тебя… на отца ты похож моего… на батюшку… такой же ласковый… мягкий…» На что Лука резонно отвечает: «Мяли много, оттого и мягок…» В этих словах сразу предстает вся жизнь Луки: многое пришлось повидать ему, пережить тяжелых минут, прежде чем он стал жалеть людей и понимать их. Второе действие пьесы заканчивается сценой избиения Василисой Наташи. Услышав крики, доносившиеся с кухни, Лука спрашивает, что там происходит: «Кто дерется там. Чего делят?» Личность Луки, с ее сложностью и противоречиями, отображается в его речевой характеристике, речевом его портрете. Выходец из народной среды, он преимущественно использует просторечную лексику: «али», «дескать», «кажись», «ишь». Встречаются в его речи слова, используемые в крестьянской лексике: «не сумневайся», «осердился», «упреждаю», «окроме», «спокой» и др. Много слов в его речи с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «маленько», «хлебца», «хлебушка» – что отражает его отношение к окружающим. Бросается в глаза особая красочность речи Луки. Он использует много афоризмов: «Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…», «живут – все хуже, а хотят – все лучше…» и т.д. С конца первого до развязки третьего действия находится Лука на сцене. Он выглядит вездесущим: успевает побеседовать почти с каждым, появляется там, где речь заходит о важных жизненных проблемах, без устали «утешает» страждущих. И хотя в ночлежке идет привычная жизнь: пьянствуют, играют в карты, ругаются, скрипит напильником Клещ, кашляет и стонет Анна, внешний план существования все более пронизывается нарастающим душевным волнением тех, кого Лука вдохновляет на новый путь. Сам Горький считал Луку «отрицательным типом». Он писал: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» Вопросы, поставленные Горьким, тревожили многие поколения актеров, представляющих Луку на сцене. Один из лучших исполнителей этой роли, артист И. Москвин, во МХАТе в 1902 году создал образ такого Луки, который позволил театральным критикам признать его «выразителем высшей правды». Современный зритель найдет какие-то новые интерпретации известного горьковского героя и сможет с позиции человека XXI века определить, насколько верно воплощен этот образ на сцене.

Читать еще:  Самые большие, мощные и высокие лошади мира. Самая сильная и выносливая лошадь, лучшие рекордсмены

Лука в пьесе «На дне» Горького: образ, характеристика, описание, биография, история жизни

Лука является одним из центральных персонажей знаменитой пьесы «На дне» М. Горького.

Ниже представлен цитатный образ и характеристика Луки в пьесе «На дне» Горького: описание, биография, история жизни героя, а также критика об образе Луки.

Смотрите:
Краткое содержание пьесы
— Все материалы по пьесе «На дне»

Образ и характеристика Луки в пьесе «На дне»: описание, биография, история жизни

Возраст Луки — 60 лет:
«. странник, 60 лет. «

О внешности Луки известно следующее:
«. Лука с палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса. »
«. Гляди – какой я? Лысый… «

Лука является странником, бездомным человеком:
«. Проходящий… странствующий…»
«. Прохожий… тоже! Говорил бы – проходимец… всё ближе к правде-то…»

Старик Лука становится одним из постояльцев ночлежки Костылевых:
«. Вот – новый постоялец…»

Он является интересным, любопытным человеком:
«. Какого занятного старичишку-то привели вы, Наташа…»
«. Любопытный старикан… да! Вот Настёнка – влюбилась в него…»

Лука — человечный старик:
«. а разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…»

Он является ласковым, мягким человеком:
«. на отца ты похож на моего… на батюшку… такой же ласковый… мягкий…»

Лука — добрый человек:
«. Добрый ты, дедушка… Отчего ты – такой добрый. «

Лука — жалостливый человек:
«. Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает. «

«. Он… жалостливый был…»

Лука любит петь песни:
«. Лука (в кухне, напевает). Середь но-очи… пу-уть дорогу не-е видать…»
«. А я, значит, не хорошо? Ишь ты! А я думал – хорошо пою. «

Старик Лука много повидал в жизни. По его словам, его много «мяли», то есть он пережил много трудностей:
«. Мяли много, оттого и мягок…»

Лука — странник, беглый человек. Вероятно, он когда-то сбежал из Сибири с поселения или с каторги, где отбывал срок за какое-то преступление:
«. Позови дядю… Беглого, мол, изловил… Награду дядя получить может… копейки три. «

Известно, что Лука когда-то служил сторожем на даче у инженера под Томском:
«. Вот, примерно, служил я сторожем на даче… у инженера одного под Томском-городом…»

У Луки был горький опыт общения с женщинами:
«. Гляди – какой я? Лысый… А отчего? От этих вот самых разных баб… Я их, баб-то, может, больше знал, чем волос на голове было. «

«. Он врал… но – это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… я – знаю! я – читал! Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая…» (Сатин о Луке)

Лука нравится многим обитателям ночлежки за то, что он не говорит им жестокую правду об их жизни:
«Хороший был старичок. А вы… не люди… вы – ржавчина!» (Настя о Луке и других обитателях ночлежки)
«. Старик? Он – умница. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету. » (Сатин)

Лука рассказывает пьянице Актеру (соседу по ночлежке) о том, что в одном городе есть бесплатная лечебница для алкоголиков. Услышав это, Актеру бросает пить и начинает копить деньги на дорогу в этот город. На самом деле Лука выдумал это, чтобы помочь Актеру бросить пить:

Однажды в ночлежке происходит драка, в которой погибает хозяин ночлежки Костылев. После этого случая Лука тут же исчезает. Вероятно, он отправляется странствовать дальше — в Украину:
«. Ну, ребята. живите богато! Уйду скоро от вас. В х*хлы… Слыхал я – открыли там новую веру… поглядеть надо… да. «

Когда Лука исчезает из ночлежки, Актер снова начинает пить и скоро кончает жизнь самоубийством:
«Актер (быстро слезает с печи, подходит к столу, дрожащей рукой наливает водки, пьет и – почти бежит – в сени). Ушел!»

Критик Ю. Юзовский об образе Луки:

«. Спор о правде и составляет философский сюжет пьесы. В чем суть этого спора? В ответе на вопрос, как следует поступать человеку перед лицом враждебной ему жестокой действительности. В споре обнаруживаются три точки зрения (они, естественно, не носят наглядно прямолинейного характера, это не простое столкновение тезисов, спор течет подспудно, и важно к нему прислушаться).

. Лука каждому несчастному и пострадавшему хочет найти утешение, дать выход, пусть в воображении, а не в действительности, зато поддерживающий человека и дающий ему возможность существовать.

. Сатин, который отражает позицию автора, направляет свои реплики и против бесперспективной философии Бубнова, и против утешительства Луки.

. Горький был недоволен своим изображением Луки. Он считал, что допустил ошибку, сделав его привлекательным, располагающим к себе. По-видимому, Горький опасался, как бы субъективное доброжелательство, бескорыстное стремление Луки помочь человеку не скрыло объективного вреда его отношения к жизни. Ведь без реального искоренения зла и мораль добра, и сами добрые поступки не способны существенно изменить судьбу человека.

. Несмотря на проповедь Луки и вызываемые им симпатии, в пьесе явно чувствуется противоборствующая утешительству, напротивленчеству и примиренчеству тенденция. Она выражена в бодром, оптимистическом горьковском тоне пьесы, и в развитии сюжета, и в монологах Сатина, в его убежденности в способность человека строить свою жизнь.

. Показательно, что если у Луки преобладает момент моральный, то у Сатина — деяния, действия, созидания.

. Наконец, сюжет пьесы развивается таким образом, что показывает оборотную сторону утешительного обмана, крушение тех воздушных замков, которые так старательно и добросовестно воздвигал Лука на протяжении всей пьесы. Он никого не спас из тех, кого старался спасти по своему рецепту: Пепла сажают в тюрьму; Наташа изуродована своей сестрой; Актер кончает самоубийством; Настя близка к этому же. Рецепты, которые Лука давал ночлежникам, может быть, сами по себе и прекрасны, но логика жизни сильнее их. »
(Ю. Юзовский, отрывки из статьи «Драматургия Горького»)

Это был цитатный образ и характеристика Луки в пьесе «На дне» Горького: описание героя, биография, история жизни персонажа, критика об образе Луки.

Источники:

http://infourok.ru/m-gorkiy-kak-izmenilas-zhizn-nochlezhnikov-s-poyavleniem-luki-v-pese-940732.html
http://invepro.ru/the-beds/how-the-life-of-the-dosslivers-changed-after-the-appearance-of-the-bows-m/
http://www.literaturus.ru/2016/01/Luka-Na-dne-Gorkij-obraz-harakteristika-dlja-sochinenija.html