0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Маяковский забота о лошадях. «Хорошее отношение к лошадям» В. Маяковский. Средства художественной выразительности

Анализ стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» Маяковского

Стихотворение Маяковского “Хорошее отношение к лошадям” является типичным образчиком ранней лирики поэта. В молодости его волновала тема противостояния человека и толпы, которой он посвящал много своих произведений. Краткий анализ “Хорошее отношение к лошадям” по плану рассматривает как раз такое стихотворение, его можно использовать как основу для урока литературы в 5 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Хорошее отношение к лошадям.

История создания – произведение было написано в 1918 году, когда другие поэты, захваченные вихрем революции, писали в основном о ней.

Тема стихотворения – любовь к самому обычному рабочему животному, которое символизирует собой простых людей.

Композиция – последовательно развивающийся рассказ, от момента падения лошади до того, как она встала и продолжила свой путь.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – лесенка.

Эпитеты – “глаза лошадиные”, “общая зверина тоска”, рыжий ребенок”.

Метафоры“улица опрокинулась”, “смех зазвякал”, “тоска вылилась”.

Неологизмы“клешить”, “ржанула”.

  1. История создания
  2. Тема
  3. Композиция
  4. Жанр
  5. Средства выразительности

Бонус 🎁

  • Тест по стихотворению

История создания

О замысле этого произведения Маяковский писал Лиле Брик. Поэт остро ощущал, что в разгар революции люди озлобились, ими владеет страх, они не проявляют милосердия и даже простого внимания друг к другу. Именно в этого период, как говорит история создания “Хорошего отношения к лошадям”, у него и родился замысел “чего-то прочувствованного про лошадь”.

1918 год был важным и для самого Маяковского – он уже был признан в литературных кругах, но ощущал тоску от того, что его никто не понимает. Он перенес свое эмоциональное состояние в стихотворную форму и создал своеобразный крик души, которая никак не может пробиться к людям. При этом поэт подчеркивает желание продолжать творить, надеясь когда-то быть понятым и принятым хотя бы одним человеком.

Это произведение затрагивает много проблем. Прежде всего это любовь к ломовой кляче, то есть простым трудящимся людям, которые работают на благо общества. И далеко не всегда это общество им так благодарно, как следует.

Тема равнодушия и жестокости, которая в то время очень волновала Маяковского, также становится предметом рассмотрения в этом стихотворении. Лирический герой становится свидетелем ситуации, когда бедная старая лошадь, утомившись от работы, падает, а люди вокруг, вместо того, чтобы помочь животному или хотя бы посочувствовать ему, только смеются и тыкают пальцами.

И вот тут поэтом высказывается главная мысль – надо быть добрее. Простых сочувственных слов лирического героя было достаточно для того, чтобы старая кляча не просто встала и пошла. Нет, она повеселела, почувствовала себя ребенком и поняла, что все ее усилия были не напрасны. Так же нужно поступать всем и во всеми – люди должны быть добры друг к другу, чтобы ноша жизни была для них не такой тяжелой.

Композиция

Это облеченный в стихотворную форму рассказ, почти репортаж, сюжет которого развивается последовательно: лошадь падает – над ней потешаются – приходит лирический герой и подбадривает ее – она счастлива, так что находит в себе силы встать.

Используя эти образы, Маяковский рассказывает и свою историю – в 1918 году поэт много работал, стараясь принести пользу новому, только формирующемуся революционному обществу, однако продолжал чувствовать себя изгоем. Как и лошадь, он в какой-то момент решил прекратить старания, но все же решил продолжать работать для людей – в этом смысл стиха.

Это лирическое стихотворения, но, как и все произведения Маяковского, не совсем типичное для этого жанра. Оно воспринимается иначе из-за разговорного стиля, в котором написано, который делает его не похожим на традиционную лирику.

Читать еще:  Гарри олбрайт люцифер гримм. Легенды Бушидо. Гари Олбрайт

Особую роль в создании настроения играет и используемый Маяковским нетрадиционный стихотворный размер – лесенка. Также поэт применяет неточную рифму, которая помогала ему создавать необычные ситуации, образы, идеи.

Средства выразительности

Маяковский был поэтом-новатором, И хотя он использовал для своего стихотворения и привычные выразительные средства, такие как эпитеты – “глаза лошадиные”, “общая зверина тоска”, рыжий ребенок” – и метафоры – “улица опрокинулась” , “смех зазвякал” , “тоска вылилась” , они все же играют не главную роль в художественной концепции.

Поэт использует разнообразные неологизмы, такие как “клешить”, “ржанула” и другие, а также аллитерации, передающие настроение. Так, он имитирует тяжелую поступь старой лошади с помощью таких слов, как “гриб, грабь, гроб, груб “.

С помощью этих художественных средств поэт показывает, как тяжело было идти лошади и как больно падать. Главную роль в данном случае играет звукопись.

Стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» (восприятие, истолкование, оценка)

В. Маяковский — один из талантливейших русских поэтов 20 века. Он занимает особое место в плеяде великих художников слова.

Творчество этого поэта самобытно и оригинально. Маяковский явился великим новатором не только в области содержания, но и в области формы стихотворных произведений. Ему принадлежит изобретение знаменитой «лесенки», призванной выражать смысловые и эмоциональные оттенки стиха. На мой взгляд, по силе, энергетике, оригинальности и яркости языка В. Маяковскому нет равных в русской поэзии.

Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» относится к послереволюционному творчеству поэта (1918 г.). Композиционно оно состоит из трех частей, выделенных самим автором.

В первой части дается завязка действия: по зимней улице, «льдом обутой», шла лошадь. Шла, поскользнулась и упала: «Лошадь на круп грохнулась…»

Моментально ее окружила толпа насмешливых зевак:

и сразу
за зевакой зевака…
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал…

И только лирический герой не последовал общему «вою» жестокой толпы:

Лишь один я
Голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные…

Здесь проявляется характерный для раннего творчества Маяковского мотив одиночества лирического героя, противопоставления его грубой и тупой толпе, и связанный с этим мотив отверженности, изгойства (лошадь).

Во второй части происходит развитие действия:

Подошел и вижу –
За каплищей каплища
По морде катится…

Третья часть содержит кульминацию:

И какая-то общая
Звериная тоска,
Плеща, вылилась из меня…
«Лошадь, слушайте –
Чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
Все мы немножко лошади…»

Далее следует развязка:

…Лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.

О чем это стихотворение? О хорошем отношении к лошадям (животным)? Конечно. О революционной ситуации, когда народ (лошадь) подбодрили, оказали сочувствие, вытерли слезы, и в результате:

И все ей казалось –
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.

Возможно. Но это стихотворение еще и просто о хорошем отношении к людям. Недаром лирический герой убежден: «все мы немножко лошади». В понимании и сочувствии нуждаются все люди: попавшие в беду или неприятную ситуацию, уставшие, загнанные жизнью, изгои, не принятые толпой. Всем им достаточно крохи тепла и словечка участия. Тогда они, словно помолодев, обретут новые силы, будут думать, что все не напрасно, что

и стоило жить,
и работать стоило.

В связи с этим в стихотворении звучит и пессимистическая нотка: «каждый из нас по-своему лошадь». Жизнь часто выматывает, опустошает людей, превращает их в старых кляч, работающих по инерции и не замечающих красоты жизни. Поэтому особенно важным становится человеческое участие и сочувствие, способное вдохнуть в человека второе дыхание. Таким образом, «Хорошее отношение к лошадям» проникнуто гуманистическим пафосом, стремлением показать людям всю важность «хорошего отношения» к любому живому существу.

Передать мысли и эмоции стихотворения помогают оригинальные, мастерски подобранные средства художественной выразительности. Произведение наполнено звукописью, помогающей почувствовать атмосферу описываемых событий. например, стук копыт лошади: Гриб. Грабь. Гроб. Груб. В этих словах звучит предвестие отношения толпы к упавшей лошади (гроб — груб), а также революционные нотки (грабь – гроб — груб).

Читать еще:  Короткая сказка про рыбку для детей. Терапевтические сказки. Сказка о серой рыбке

Аллитерация с согласным «з»: скользила, и сразу за зевакой зевака, Кузнецким, зазвенел и зазвякал – позволяет создать ощущение резкости, колкости, пронизывающих ударов толпы. Аллитерация с шипящими звуками: общая, плеща, шелесте – помогают «услышать», как тоска героя выплескивалась из него. Обилие гласных и сонорных согласных в конце стихотворения создают настроение веселья, бодрости, радости: «лошадь рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла. Хвостом помахивала. Рыжий ребенок. Пришла веселая, стала в стойло. И все ей казалось – она жеребенок, и стоило жить, и работать стоило».

Интересны и оригинальны тропы, использованные поэтом в данном произведении: метафоры (копыта пели, ветром опита, льдом обута, улица скользила, смех зазвенел и зазвякал, улица опрокинулась, течет, за каплищей каплища прячется в шерсти, тоска, плеща, вылилась из меня и расплылась в шелесте); метонимия (смеялся Кузнецкий), эпитеты (звериная тоска), сравнения (все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь).
Наблюдается в стихотворении и игра слов (стойло – стоило, рыжий ребенок – жеребенок), неологизмы (ржанула), диалектные слова (плоше), слова с эмоциональными увеличительными суффиксами (за каплищей каплища – суффикс передает силу переживаний лошади).

Таким образом, «Хорошее отношение к лошадям» является, на мой взгляд, одним из лучших стихотворений В.В. Маяковского, пронизанным гуманистическим пафосом, наполненным богатейшими и очень оригинальными средствами художественной выразительности.

Конспект урока по литературе на тему: «В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир»

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

7 класс, литература

Тема урока: В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель: познакомить школьников с особенностями творчества В.Маяковского, помочь ученикам понять идею стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»; продолжить обучать анализу лирического произведения, совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать внимание, устную речь, воображение; воспитывать неравнодушное отношение к живым существам, гуманизм и человеколюбие.

Познавательные УУД: освоить способы анализа эпического произведения малой формы; определить цель деятельности на уроке с помощью учителя; составить алгоритм, определяя последовательность действий; ориентироваться в разнообразии способов решения литературоведческих задач; осуществлять рефлексию деятельности; осуществлять контроль деятельности.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Личностные УУД: усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем; формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: словесные, практические, проблемные вопросы, частично-поисковый, рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся, выразительное чтение, анализ стихотворения , контроль знаний учащихся.

Оборудование: учебник литературы, тетрадь , портрет писателя.

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих .

Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.

Формулировка темы урока учениками.

Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

Сегодня мы с вами впервые будем обращаться к творчеству В.Маяковского, в частности к его стихотворению «Хорошее отношение к лошадям». Личность этого автора, как и его произведения, вызывает много споров. Одни восхищаются творчеством поэта, другие не понимают и не принимают его. В любом случае Маяковский – один из самых ярких людей 20 века.

Маяковский родился в 1893 г. в Грузии. Детство на фоне природы Кавказа было счастливым для будущего поэта.

Читать еще:  Где сейчас играет марио гетце. Биография футболиста Марио Гетце: где и сколько лет он играет

В 1908 г. умирает отец Маяковского. Семья перебирается в Москву, где Маяковский мог бы учиться на художника. Это была его мечта. Два года учебы в Строгановском училище прерываются арестами из-за подпольной работы.

За участие в подготовке побега политзаключенных Маяковский попадает в тюрьму, где проводит почти год. Там он начинает писать стихи.

Маяковский стремился к новым течениям и в живописи, и в поэзии. Новая жизнь – это новое искусство, устремленное в будущее. Отсюда и название направления в искусстве – футуризм (от лат. futurum – будущее).

Октябрьскую революцию Маяковский встретил восторженно. Работал в «Окнах РОСТА» — Российском Объединенном Советском Телеграфном Агентстве. Это было учреждение, в котором в образной форме, с помощью стихов и карикатур, людям рассказывалось о наиболее важных политических событиях. Стихи и карикатуры Маяковского пользовались особой популярностью. Эти рисунки вывешивались прямо на витрины этого агентства.

Главной темой творчества Маяковского стала борьба за утверждение нового общества. Но он ясно видел и общественные недостатки. Маяковский был бескомпромиссен, потому и неудобен. Поэт покончил с собой в 1930 г.

Маяковский – одна из оригинальнейших, ярчайших творческих фигур 20 века. Его поэтическая система была новаторской и оказала огромное влияние на всю поэзию 20 века.

Сообщение: Однажды В.В. Маяковский стал свидетелем уличного происшествия, нередкого в голодающей Москве 1918 года: обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую. 9 июня 1918 года в московском издании газеты «Новая жизнь» №8 было напечатано стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

— На мой взгляд, вот такие слова могли вызвать у вас затруднение.

Гриб – мерзлые кочки на дороге, мерзлая грязь.

Круп – часть туловища лошади от спины до хвоста.

Кузнецкий мост – одна из центральных улиц в Москве.

Плеща – форма деепричастия, образованная от глагола «плескаться».

Клешить – от слова «клеш»: широкие книзу брюки, употреблено в значении «гулять».

Плоше – форма сравнительной степени, образованная поэтом от прилагательного «плохой».

Одно из самых проникновенных признаний в любви к «братьям нашим меньшим» – пожалуй, во всей мировой литературе – мы найдем у Маяковского:

тут у булочной одна –

и то готов достать печенку.

Мне не жалко, дорогая,

Из биографии В. Маяковского мы знаем, что он учился в Москве в училище живописи, ваяния и зодчества, одновременно увлекался новым направлением в искусстве, получившим название ФУТУРИЗМ, и социалистическими идеями.

Футуризм (от лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России. Манифест русских футуристов назывался «Пощечина общественному вкусу» (1912 г.)

Физкультминутка для глаз

Глазкам нужно отдохнуть. (закрыть глаза)
Нужно глубоко вздохнуть (глубоко вдохнуть с закрытыми глазами)
Глаза по кругу побегут (открыть глаза, провести ими по кругу)
Много-много раз моргнут (часто поморгать глазами)
Глазкам стало хорошо (легонько прикоснуться к глазам пальцами)
Увидят мои глазки все! (широко раскрыть глаза и улыбнуться) .

4.Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.

Сюжет его был подсказан самой жизнью.

Однажды В.В. Маяковский стал свидетелем уличного происшествия, нередкого в голодающей Москве 1918 года: обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую.

9 июня 1918 года в московском издании газеты «Новая жизнь» №8 было напечатано стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

Стихотворение необычно по форме и содержанию. Во-первых, необычна строфика, когда стихотворная строка разрывается и продолжение пишется с новой строки. Такой прием получил название «лесенка Маяковского» и объяснялся им в статье « Как делать стихи? ». Поэт считал, что такая запись придает стихотворению нужный ритм.

Образы в стихотворении Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

Источники:

http://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/mayakovskiy/horoshee-otnoshenie-k-loshadyam.html
http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/mayakovskij-v-v/raznoe/5004-stikhotvorenie-v-v-mayakovskogo-khoroshee-otnoshenie-k-loshadyam-vospriyatie-istolkovanie-otsenka
http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literature-na-temu-v-mayakovskij-horoshee-otnoshenie-k-loshadyam-dva-vzglyada-na-mir-4123360.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector