9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нарушение кинетических ощущений характерно для. Статические и кинетические ощущения. Названия частей тела, которые ребенку нужно знать

Кинетическое и кинестетическое развитие ребенка – основа когнитивного развития детей с ТМНР.

Автор: Фиклеева Елена Станиславовна, воспитатель, Государственное Бюджетное Стационарное Учреждение Социального Обслуживания Московской Области Красно-Дубравский детский дом-интернат «Журавушка».

Когнитивное развитие подразумевает развитие всех видов мыслительных процессов: восприятия, памяти, формирование понятий и других. Иными словами — это развитие тех психических процессов, с помощью которых мы осознаем и приобретаем знания, включая ощущение, узнавание, воображение, символизирование, суждение, воспоминание, обучение, размышление и умозаключение.
Ученые-физиологи, исследуя работу механизмов мозга человека, выявили, что для когнитивного развития ребенка, необходима чувственная информация, то есть информация, идущая от органов чувств, в совокупности с личностно — эмоциональными переживаниями и движением.
Известный выдающийся русский ученый-физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Он объяснял это тем, что в результате движения во время мыслительной деятельности строятся нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания. При этом происходит выделение специфических веществ, способствующих развитию нервной сети.
В свою очередь доктор нейрофизиологических наук и специалист в области образования К. Ханнафорд, в своей книге «Мудрое движение» писала: «Глубоко укоренилось в нашем обществе неправильное представление о том, что ум и тело — это раздельные явления и что движения не имеют ничего общего с интеллектом… Это связано с обывательским взглядом на тело: телесные функции, ощущения и эмоции, которые обеспечивают нашу жизнь, являются более низкими, менее человеческими, нежели интеллект… Словно роль тела заключается в том, чтобы «переносить» мозг с места на место и таким образом обеспечивать его важную работу… Но не все мышление и учение сосредоточено лишь в голове. Напротив, наше тело, физические упражнения с младенческого возраста и на протяжении всей жизни играют важнейшую роль в формировании сети нервных клеток, которая является результатом учения».
Вот почему когнитивное развитие неподвижного ребенка или ребенка с ограниченными двигательными возможностями так проблематично.
Прежде, чем говорить об особенностях и возможностях когнитивного развития детей с ТМНР, необходимо определить, что подразумевается под термином «дети с тяжелыми множественными нарушениями в развитии».
У данной категории детей наблюдается выраженная недостаточность когнитивного развития в совокупности с выраженными двигательными нарушениями. У них страдают интеллект, сенсорная сфера, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, само-регуляция поведения и деятельности, нарушена сенсомоторная координация, они не умеют быстро и точно начать движение, поменять темп и ритм движений.
Именно двигательные нарушения детей с ТМНР являются составной частью основного дефекта и определяются теми же механизмами, что и основной дефект. Недостаточность развития мелкой моторики, кинетического и кинестетического ручного праксиса (то есть способности к выполнению целенаправленных двигательных актов), сложных координированных движений определяется недоразвитием аналитико-синтетической деятельности коры головного мозга, а как следствие — недоразвитием двигательно-кинестетического анализатора.
В настоящее время одной из актуальных проблем специалистов, работающих с детьми данной категории, является организация и осуществление коррекционно-развивающей работы по развитию кинестетических и кинетических ощущений и восприятия детей с нарушением интеллекта.
Двигательное и когнитивное развитие детей с ТМНР одинаково важно, как и развитие слуха и зрения. Но никогда нельзя узнать, какого максимального уровня развития в каждой из этих сфер сможет достичь ребенок с ТМНР. Вполне допустимо, что развитие будет минимальным, и он никогда не научится ходить, говорить и самостоятельно обслуживать себя. Именно это убеждение, до последнего времени, позволяло думать, что таких детей бессмысленно развивать и обучать чему-либо.
Несмотря на все вышесказанное, практика педагогов, работающих с детьми данной категории, показывает, что не бывает детей, которые не развивались бы совсем. Каждый ребенок развивается, если этому способствовать. Поэтому так важно научить ребенка взаимодействовать и общаться с окружающими его людьми. А еще важнее дать понять этому ребенку, что он сам может собственной активностью воздействовать на окружающий его мир. Именно поэтому развитие двигательной активности, кинетических и кинестетических ощущений так важно для детей с ТМНР.
Еще И.М. Сеченов, выдающийся русский ученый, считал, что «мышечное чувство» является не только регулятором движения, но и психофизиологической основой пространственного видения, восприятия времени, предметных суждений и умозаключений, абстрактно-словесного мышления, тем самым признавая значимость кинестетических ощущений в психической деятельности человека.

Читать еще:  Комплексы утренней гимнастики в разных возрастных группах. Конспект занятия по утренней гимнастики с мячом в старшей группе

Кинестетическое ощущение дает ребенку информацию о движении и положении его собственного тела в пространстве. Возникает оно при раздражении проприоцепторов (периферических элементов сенсорных органов), расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах и связках. А уже на основе кинестетической чувствительности и формируются меж-сенсорные связи, такие как: зрительно-двигательные, слухо — моторные, двигательно-моторные, тактильно-двигательные, кожно-кинестетические и другие.
Развитие кинестетической чувствительности не может быть отделено от кинетического фактора развития детей. Кинетика — это совокупность телодвижений, которые использует человек в процессе общения. Она изучает поведение человека в его невербальных проявлениях, к которым относятся: мимика, пантомимика, выразительность и сила проявления чувств, переживаний.
Развитие кинетических и кинестетических ощущений дает возможность компенсировать нарушенное зрение или слух у детей с ТМНР. Это определено тем, что этот вид ощущений, по определению И.М. Сеченова, выступает в виде «мышечного чувства» и может существенно обостряться при специальной тренировке, в процессе которой и вырабатывается сознательный контроль движений по характеристикам их скорости, ритма и силы.
Основной целью педагогов, работающих с детьми данной категории, является развитие максимальной активности и самостоятельности детей с ТМНР в повседневной обстановке, а также формирование навыков общения с окружающими их людьми путем подбора соответствующего способа коммуникации, основанного на сохранных функциях. Поэтому коррекционные занятия с детьми с ТМНР по развитию кинестетического и кинетического восприятия направлены на осмысленное выполнение детьми движений, на формирование у них способов контроля и самоконтроля за собственными движениями.
При подборе и проведении коррекционно-развивающих занятий необходимо учитывать, что кинестетические ощущения тесно связаны с работой периферических отделов анализаторов и рецепторов, расположенных на поверхности тела, воспринимающих раздражения из внешней среды. Наиболее отчетливо это проявляется в осязании, которое является комбинацией кинестетических и кожных ощущений, при которой значимую роль играют зрительный, слуховой, вестибулярный и другие анализаторы.
По сравнению с нормально развивающимися сверстниками развитие точности движений, овладение навыками контроля и самоконтроля у детей с ТМНР осуществляются в процессе более длительной тренировки, монотонных повторений. Для развития двигательной активности детей данной категории необходимо проведение специальных упражнений. И основным методом работы с этими детьми становится метод стимуляции: зрительно-двигательной, двигательно-слуховой, тактильно-двигательной и других.
Причем в начале работы целесообразно использовать метод пассивной стимуляции, и только затем активной; которая будет способствовать адаптации ребенка в пространстве и его более уверенному освоению, а также повышению его работоспособности, статической и динамической выносливости. Движение в этом случае будет служить в качестве рабочего инструмента при восприятии предметов, их свойств и явлений окружающего мира. А управление собственным телом позволит ребенку с ТМНР более быстро и точно реагировать на все воздействия окружающего мира и более правильно воспринимать их.
Вот почему можно сказать, что кинетическое и кинестетическое развитие лежит в основе когнитивного развития детей с ТМНР.

Кинестетическое и кинетическое развитие

Кинестетические ощущения (от греч. Kineo — двигаюсь и aesthesis — ощущение) — это ощущения положения частей собственного тела и производимых мышечных усилий в процессе движения и вне его . Данный вид ощущений возникает в результате раздражения специальных рецепторных образований (проприорецепторов), расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах и связках. Именно они дают информацию о движении и положении тела в пространстве.

Роль кинестетических ощущений в психической деятельности была выделена еще И.М. Сеченовым, который считал, что мышечное чувство является не только регулятором движения, но и психофизиологической основой пространственного видения, восприятия времени, предметных суждений и умозаключений, абстрактно-словесного мышления.

Кинестетические ощущения тесно связаны с работой рецепторов, расположенных на поверхности тела и воспринимающих раздражения из внешней среды: вкусовых, болевых, температурных, зрительных. Особенно отчетливо это выступает в осязании, являющемся комбинацией кинестетических и кожных ощущений, при которой важную роль играют зрительный, слуховой, вестибулярный анализаторы и др. Мышечно-двигательная чувствительность также способствует правильной ориентировке в пространстве.

Кинестетическая чувствительность является базовой для формирования межсенсорных связей: зрительно-двигательных — в процессе пространственного зрения, слухо-моторных и зрительно-моторных — при письме, речедвигательных — при произношении, тактильно-двигательных — в процессе взаимодействия с окружающим миром и др.

Читать еще:  Кисе куроко фанфики

Недоразвитие кинестетической чувствительности вызывает возрастание двигательной недостаточности при выполнении особо сложных движений, где требуется управление движениями, четкое дозирование мышечных усилий, точность, пространственно-временная организация движений, то есть сенсомоторная координация.

Совершенствование точности движения и овладение навыками контроля и самоконтроля осуществляется в процессе длительной тренировки с использованием специальных упражнений на развитие зрительно-моторной координации с предметами и без них, а также физических упражнений, направленных на развитие симметричной мышечной силы тела, на координацию верхних и нижних конечностей и других частей тела. При этом обязательным условием успешности обучения является применение ориентировочной основы действия, то есть наличие четкой, Доступной, поэтапной словесной инструкции, сопровождаемой показом упражнения.

Кинестетическая чувствительность тесно связана с кинетическим фактором развития детей (от греч. kinema — движение). Кине — мельчайшая единица движения, как бы буква движения тела. Таким образом, кинетика как наука изучает совокупность телодвижений человека, применяемых в процессе общения, а также его поведение в таких невербальных проявлениях, как мимика (движения мышц лица), пантомимика (движения всего тела), вокальная мимика (интонация, тембр, ритм и др.), пространственный рисунок (выразительность, сила проявления чувств, переживаний).

Двигательное действие — понятие психологическое; по механизму возникновения оно всегда произвольно и преднамеренно (то есть сознательно управляемо), а следовательно, и мотивированно — формируется исходя из определенного смысла. Выделяются предметные двигательные действия, действия по перемещению тела, действия по установке и поддержанию позы, коммуникативные действия.

Двигательная реакция человека на разнообразные ситуации является врожденной, она имеет приспособительный характер. Познание мира ребенком начинается именно с двигательных действий: малыш берет предметы, манипулирует с ними, зрительно обследует с помощью движения глаз. Позже добавляется речедвигательныи компонент моторики, то есть называние предмета. Движение служит рабочим инструментом при восприятии предметов и их свойств, а также явлений окружающего мира. Гибкое управление телом позволяет ребенку быстро и точно воспринимать воздействия и реагировать на них. Овладение разнообразными движениями подготавливает ребенка к учебной и трудовой деятельности, поэтому можно сказать, что совершенные движения лежат в основе интеллектуального развития.

Свободное владение своим телом осуществляется благодаря единству кинестетического, кинетического и пространственного факторов.

Изначально формирование двигательных умений происходит с опорой на ощущения с внешних (слуховых, зрительных и др.) и внутренних (проприоцептивных ) рецепторов. Мышечно-суставные ощущения возникают при многократном повторении движения. Автоматизация движений достигается путем выполнения разнообразных упражнений, направленных на снятие напряжения, придание действию плавности и нужной скорости.

Развитие сложных двигательных умений первоначально формируется как двигательный образ каждого отдельного движения. В свободном поведении эти образы выстраиваются в определенный алгоритм, который руководит движениями. Все позы и движения закрепляются у ребенка на трех уровнях:

1) зрительном — ребенок наблюдает за выполнением движений другими людьми;

2) словесном (понятийном) — ребенок называет эти движения (командует себе или другим) или слушает команду других людей;

3) двигательном — ребенок самостоятельно выполняет движения.

Целостный образ поз и движений формируется на основе взаимосвязи всех уровней, в этом случае обеспечивается быстрая реакция ребенка при восприятии на любом из уровней. Успешность восприятия движений способствует более легкому освоению разнообразных движений и координации в пространстве. Решающее значение при этом имеет регулярность повторений и закрепления движений, положительный эмоциональный фон, создаваемый путем одобрения, подчеркивания важности и результативности деятельности ребенка.

Сконцентрировать внимание на анализе своих кинестетических ощущений ребенку помогают упражнения:

на смену положения туловища (вытягивание вверх туловища и рук, затем — полное расслабление и выполнение полуприседания);

на смену качества движения (резкие движения в напряженной ходьбе сменяются мягкими плавными движениями в мягкой ходьбе и др.);

на движение в разных направлениях (движение вперед-назад, вправо-влево, по диагонали) и использование при этом разных уровней пространства (верх, низ, середина).

Главное при выполнении двигательных упражнений -П очувствовать свое тело, сформировать правильные представления о его позе в статическом положении и в движении на основе пережитых кинестетических ощущений.

Читать еще:  Что дает стретчинг для фигуры и здоровья, есть ли противопоказания? Почему нужно растягиваться мужчинам? Улучшение мышечного кровотока

Необходимо вырабатывать у ребенка умение сохранять позу. Этому способствуют самые простые упражнения (присесть, встать, топнуть, хлопнуть руками, покачать головой и т.д.) и более сложные движения (прыжки, различные действия с предметами: перемещение, перестановка и т.д.).

Важно сформировать у детей положительный образ своего тела в движении. Этого можно достичь через овладение выразительными движениями.

Свободному владению мышцами лица (мимикой), а также овладению другими способами невербальных коммуникаций способствуют мимические и пантомимические упражнения.

Кроме того, необходимо помочь детям овладеть приемами расслабления, освобождения от мышечных зажимов, снятия напряжения и эмоционального раскрепощения.

В процессе данной работы важно уделять внимание формированию способности произвольного управления движениями, так как сами дети не могут длительно контролировать свои движения ни со стороны предполагаемого внешнего результата, ни со стороны самого двигательного процесса.

Способность ребенка к произвольным действиям проявляется:

в оценке партнера и организации ответных действий;

программе своей деятельности и осуществлении регуляции внимания;

корректировке своей деятельности по ходу ее выполнения.

Для достижения наилучшего результата рекомендуется использование разнообразных форм организации детей: индивидуальных, парных, групповых упражнений, а также игр, связанных с двигательной активностью. Все это способствует коррекции психомоторной сферы ребенка.

Применение музыкального сопровождения при выполнении упражнений усиливает коррекционный эффект, а также создает положительный эмоциональный настрой.

Статические и кинестетические ощущения

Статические ощущения отражают положение тела и его двигательных органов в пространстве. В основе ориентировки в пространстве лежит статическая чувствительность. При изменении позы в рецепторах, расположенных в вестибулярном аппарате внутреннего уха, в мышцах, суставах, сухожилиях, коже стоп и глаз, возникает возбуждение — нервные импульсы, которые по проводящим нервным волокнам поступают в головной мозг, где вызывают ощущение статики. Статические ощущения способствуют уравновешиванию положения тела в пространстве, принятию позы при выполнении рабочих операций во время слухового и зрительного пространственного различений. Статическое чувство является индивидуальным и поддается тренировке. У зря-

чих людей оно особенно развито у гимнастов, акробатов, летчиков, космонавтов и у лиц других специальностей.

Статическое чувство изменяется с возрастом. В раннем возрасте у детей оно формируется со становлением позы ребенка и развитием общей двигательной чувствительности в результате сенсорного воспитания. Становлению статического чувства способствует развитие зрительной и слуховой чувствительности. Особенно на статическую чувствительность влияет отсутствие зрительного контроля за положением тела в пространстве у слепых и слабовидящих с малой остротой зрения.

Статическое чувство у лиц с нарушением зрения, корректируется участием слухового и проприоцептивного анализаторов, мышечной чувствительности рук, ног и рецепции стоп. Основное значение статической чувствительности проявляется в сохранении равновесия и пространственной ориентировки. Статические ощущения могут быть осознанными, или произвольными, и неосознанными, или непроизвольными. Оба вида ощущений, возникшие на основе статической чувствительности, чрезвычайно важны при осуществлении трудовой деятельности и различных операций, выполняемых верхними (руками) и нижними (ногами) конечностями, в зависимости от рабочей позы человека.

Важное значение в развитии статического чувства принадлежит движениям головы и шеи. Совместно со зрительным и слуховым анализаторами вестибулярный аппарат выполняет пространственную ориентировку благодаря движениям шеи и головы, которые позволяют выбрать удобную позу для осуществления рабочих операций во время игровой или учебной деятельности у зрячих и слабовидящих детей. Важная роль в формировании функциональной системы статического чувства принадлежит развитию рецепторных образований, становлению проводящих специфических и неспецифических путей анализаторов к коре головного мозга и мозжечку (рис. 15).

Своеобразно развивается статическая чувствительность у детей с частичной потерей зрения и у слепых. Особенностью формирования .статического чувства у лиц с глубоким нарушением зрения является частичное или полное выключение зрительной ориентировки и зрительного контроля. Выключение зрительного анализатора может существенно сказываться на сенсорном воспитании и развитии статического чувства. Статическая чувствительность у детей при значительной тренировке может повышаться.

Повышение статической чувствительности у слепых и слабовидящих в определенной степени является компенсаторной реакцией на потерю зрения. Вестибулярный аппарат у слепых и частичновидящих, получая дополнительную информацию от различных статорецепторов, информирует головной мозг о положении тела относительно окружающих предметов и при необходимости усиливает статическую чувствительность. .

Источники:

http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac3665.html
http://www.vospityvaem.ru/senrazvitie/7.html
http://studopedia.ru/13_139297_staticheskie-i-kinesteticheskie-oshchushcheniya.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector