История средневековых рыцарских турниров.
Рыцарские турниры – это военные состязания рыцарей в средневековой Европе. Родиной таких турниров принято считать Францию, именно там был проведены первые состязания, а также введены правила их проведения в середине XI века. Основателем и человеком, который придумал правила турниров принято считать Жоффруа де Прейли. Интересный факт Жоффруа де Прейли, погиб, принимая участие в турнире, для которого сам же и написал правила.
Турниры обычно устраивались королем в честь крупной победы в войнах, либо в праздновании рождения наследника, браков королей или заключения мира.
На турниры приезжали рыцари со всей Европы. Для турниров выбиралось место вбили крупного города или в центре города, так называемое «Ристалище». За ходом турнира и соблюдением правил следили герольды, они объявляли имена участников и условия проведения турнира.
В XIII веке рыцарь не имел права участвовать в турнире, если не мог доказать, что четыре поколения его предков относились к знати.
Турнир как правило начинали рыцари, только что посвященные в рыцарское звание, так называемое «жюте или жюст». Жюст – это поединок на копьях (конно-копейная сшибка). Победителем такого турнира считался рыцарь, который смог выбить из седла своего оппонента, либо переломить свое копье о щит противника.
Следующее состязание считалось главным – имитация сражения двух отрядов, разбитых по принадлежности, нации. Победители брали в плен противников, отнимали коней и оружие, заставляли проигравших платить выкуп. По окончанию турнира назывались победители и вручались награды. В конце турнира, победитель имел право выбрать из придворных дам, царицу турнира.
К сожалению, в XVI веке турниры прекратили свое существование, связанно это было с тем что, шло развитие вооружения, и рыцарская конница утратила свое значение, а на ее место пришло стрелковое оружие.
Некоторые историки считают, что одним из поводов запрета турниров стал несчастный случай, который произошел в 1559 году, на турнире в честь, заключенного мирного договора между королями Франции, Испании и Савойи, когда граф Монтгомери смертельно ранил короля Генриха II обломком копья, который попал ему в глаз.
Важным атрибутом рыцарях на турнирах считался герб. Распорядители по гербу рыцаря определяли, может ли он принимать к участию в турнире. Знатоки геральдики определял к какому роду принадлежит владелец герба, чем славны его предки, с какими семействами рыцарь состоит в родственных связях. Особенно важной частью герба был какой-то девиз, короткая фраза, которая выражала жизненное кредо владельца герба.
Возникновение рыцарского турнира
История рыцарских турниров
Во франкоязычном регионе словом «tornoi» еще в начале 12 в. определялись бои конных воинов. Первое, как раньше считалось, немецкое сообщение о турнире 1127 г. близ Вюрцбурга, теперь также принято полагать ошибочным истолкованием сообщения о военном столкновении. Очевидно лишь постепенно этот термин стали употреблять исключительно для определения боевых игр, служащих тренировке. О турнире как о рыцарских упражнениях впервые сообщает Вильгельм из Сан-Тьери в 1149 г. в своем рассказе о жизни Бернарда Клервосского.
Кретьен де Труа в 1170 г употребляет слово torno в значении спортивного турнира в своем романе «Эрек».После него и другие авторы рыцарских романов 12 в. используют термины turnei и turneiement уже не в военном значении. То, что французские рыцари были прародителями турнира, видно и из английских рукописей Высокого Средневековья, называвших спортивные турниры также conflictus Gallici.
Турниры и церковь
Магдебургский епископ Вихманн (Wichmann) проклял в 1175 г. всех участников этой «порочной игры» после того, как в течение одного года 16 рыцарей погибло на саксонских турнирах. Саксонские властители должны были поклясться, что навсегда откажутся от проведения турниров. Как строго эта клятва соблюдалось, можно увидеть из того, что уже в следующем году именно маркграф Дитрих фон Мейсен (Dietrich von Meissen) погиб от несчастного случая на турнире. Многие служители церкви также были приверженцами турниров: аббат монастыря Lesterps близ Лиможа стал известен в 1198 г. тем, что не пропустил ни одного турнира в окрестностях.
То, что критика со стороны церкви шла на убыль, могло быть и следствием изменения турнирной культуры: чем ближе мы к расцвету рыцарско-придворной культуры, тем больше теряет турнир свою грубость и военную функцию. Это развитие было неудержимо. Упадок рыцарского войска стал заметен уже вскоре после 1300 г., и это ускорило перемены в турнире. Позднее, после изменений способов ведения войны в 14 в., начатых в т.ч. катастрофами в битвах при Моргартене (Morgarten) и Земпахе (Sempach), турнир, как упражнение профессиональных воинов, утратил большое значение. Он просто превратился в — пусть и смертельно опасное — спортивное и репрезентативное зрелище. С падением значения рыцарей на поле боя возрастала потребность рыцарства в самовыражении на турнирном поле. Именно на этом фоне надо интерпретировать позднесредневековые усилия по обособлению турнирной культуры. Регламент становиться все жестче: основание турнирных обществ и связанных с ними институтов, например демонстрация шлемов и гербов, должны были защитить последнюю территорию, оставшуюся рыцарям.
Turnei, Buhurt и Tjost — Виды турниров
Рыцарская турнирная культура знала не единственный вид боевых игр: в средневековых источниках различают Turnei, Buhurt и Tjost.
Turnei — симуляция группового боя закованных в броню всадников, проводился как правило с участием двух команд. Бухурт был, напротив, командным соревнованием в искусстве верховой езды. Тренировке парного боя служил Тйост. Понятие «турнир» как обозначение всех видов состязаний стало общепринятым к концу 15 в. При Turnei — турнире в узком смысле — симулировалась рыцарская битва. Это происходило следующим образом: две возглавляемые предводителями команды по сигналу (им служило чаще всего перерезывание каната), начинали движение, переходили с рыси в галоп, затем в карьер, сталкивались, разворачивались (tornare!), и все повторялось. Победивший всадник имел право увести в плен выбитого из седла противника или потребовать залог. Был также распространен обычай, по которому побежденный освобождался в обмен на свое оружие или выкуп. Были рыцари, которые благодаря своим успехам на турнирах становились «профессиональными спортсменами» и благодаря участию в турнирах получали неплохой доход.
В турнирах поначалу принимали участие не только рыцари. В 12 в. еще было принято, что рядом с рыцарями сражались вспомогательные пешие войска, вооруженные дубинами и булавами. Лишь в ходе 13 в. от этого обычая постепенно отказались после того, как возросло число жалоб по поводу распространившейся практики «опрокидывания». Речь идет о слугах, которые целенаправленно пытались стянуть противника своего господина из седла с целью обеспечить сеньору большую добычу. Турниры были массовыми мероприятиями. На турнир в Суассоне в 1175 г. граф Балдуин Геннегау (Hennegau) явился с 200 рыцарями и 1200 пешими слугами. На турнире, устроенном в Гейдельберге (Heidelberg) в 1481 г. пфальцграфом Филиппом, присутствовало 5 князей, 20 графов, 4 свободных господина (Freiherr), 60 рыцарей и 385 благородных (т.е. еще не посвященных в рыцари оруженосцев). Из-за большого стечения народа турниры были опасны не только по техническим причинам: если среди бойцов присутствовали те, кто имел между собой личные счеты, то катастрофа была почти запрограммирована. Дурно прославился турнир в Шалоне (Chalons) 1274 г. между рыцарями графа Шалона и англичанами из свиты короля Эдуарда I. Он перерос в кровавую бойню. Королевский двор был так шокирован, что было введено «armes courtoises» — тупое оружие, которое должно было в дальнейшем применятся при состязаниях. При турнире в Виндзоре 1278 г. допускались лишь мечи из китового уса.
Бугурт (или Gyrum) был скорее конным состязанием, уходящей корнями в старинные, возможно древнегерманские обычаи. При этом состязались в демонстрации совершенства верховой езды. При бухурте оружие, как правило, заменялось деревянным. Благодаря мирному характеру этого состязания участие в нем было разрешено даже рыцарям-тамплиерам, для которых участие в турнирах было вообще строго запрещено. Такого рода спектаклем был, вероятно, знаменитый придворный праздник в Майнце в 1184 г. Это мероприятие всегда описывается хронистами как особо блестящее, возможно этот бухурт стал событием века. По данным хрониста Гизельберта фон Монс (Giselbert von Mons) в празднике принимали участие 20000 рыцарей. Центральным событием было посвящение в рыцари сыновей императора, короля Генриха VI и герцога Филиппа. В конных играх участвовал и император со своими сыновьями.
Тйост — это бой двух рыцарей с длинными копьями, знакомый нам по многочисленным средневековым изображениям. Оба рыцаря пытаются сбить друг друга с коня или как минимум сломать копье. В зависимости от правил иногда, например в случае выхода из строя копий, разрешалось пользоваться мечом.
В романах Высокого Средневековья часто сообщается о тйосте. Одно из старейших описаний дает нам Хартманн фон Ауэ (Hartmann von Aue) в своем романе «Эрек» (1190 г.). Подробное описание тйоста можно найти и в рассказе о турнире, устроенном маркграфом Генрихом фон Мейсcен(Heinrich von Meissen) в 1263 г. в Нордхаузене (Nordhausen). Богатый князь установил на турнирном поле искусственное дерево с серебряными и золотыми листьями. Серебряные предназначались в награду тем, кто смог сломать копье противника, золотые — выбившим противника из седла. В немецких землях тйост сначала называли Stechen (от нем. колоть). С переходом на тупые копья было перенято и название тйост. Введение такого тупого оружия, вероятно в 13 в., «обезопасило» тйост, хотя риск и не мог быть полностью исключен. Это доказывает смерть короля ФранцииГенриха II в 1559 г., которому при тйосте обломок копья, прошедший сквозь визир шлема, проник в мозг
Источник — Harduin de la Joaille, Boutillier etc, Froissard, chap XX, P. Menestrier. La Colombiers. La Rogue, etc, Outerman, Histoire de Valenciennes, Fargy, liv. III, p. 613. Beneton, Traite des marques nationales, Monuserit du roi d’Anjou, Le P. Menestrier, La Colobiere, Theatre d’honneur et de chevalerie, Un chevalier, n’eb doutez pas, Doit ferir haut et parler bas, M. de Barante, Histoire des dues de Bourgogne, La Colombiere, Marehangy, Gaule poetique.
Выложил — Мэлфис К.
Описание рыцарских турниров. История рыцарских турниров
В XII и XIII вв. турниры были чрезвычайно опасны для участников, так как проводились только на боевом оружии и в обычных, не усиленных доспехах (основным видом доспеха в то время была кольчуга, которая плохо держала колющий удар, особенно копейный). О том, где, когда, по какому поводу будет проводиться турнир, обычно заранее оповещали гонцы — за две-три недели (в особо торжественных случаях — за несколько месяцев). Участники турнира разделялись на две команды, как правило, по территориальному или национальному признаку (французы против англичан, например).
В зависимости от того, как устраивался турнир, по-разному он и назывался. Случались «странствующие» турниры, когда два рыцаря встречались где-нибудь случайно или намеренно, и вступали в «спортивный» поединок, иногда и вовсе обходясь без зрителей. Но, конечно, гораздо пышнее и торжественнее проходили турниры «по приглашению». На них особую роль играли герольды, и очень большое значение придавалось гербам участников.
Такие турниры устраивались по любому подходящему поводу: посвящение в рыцари, свадьба дочери, заключение мира с врагом. Устроитель рассылал письма-приглашения самым знатным из соседей. Но любой достойный рыцарь мог принять участие в турнире и без особого приглашения, не говоря уж о зрителях.
Когда весть о предстоящем турнире разносилась по всей округе, во всех замках начинались спешные приготовления: отпирались сундуки, откуда извлекались самые дорогие наряды, готовились лучшие доспехи, выезжались самые крепкие и выносливые кони. Каждый из рыцарей, намереваясь принять участие в турнире, хотел перещеголять всех роскошью нарядов и вооружения, многочисленностью и пышностью свиты. Каждый с нетерпением ждал предстоящего празднества, потому что у каждого были свои определенные цели.
Вечером того дня, что предшествовал турниру, обычно состязания проводили юные оруженосцы -на том же, заранее приготовленном турнирном поле, которое называлось ристалищем, но с еще более безопасным оружием, чем рыцарские турнирные копья и мечи. Случалось, иные из отличившихся оруженосцев удостаивались особой чести — их прямо на ристалище посвящали в рыцари, и они получали позволение принять участие в самом турнире.
Видео YouTube
Источники:
http://zen.yandex.ru/media/id/5b331686b151b800aa2a1146/5b34ab467cb45a00aa61a9bc
http://ageiron.ru/epoha-ryitsarey/vozniknovenie-ryitsarskogo-turnira
http://www.sites.google.com/site/putesestvievsrednevekove/rycar/rycarskie-turniry