1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сабля самурая название. Самурайские мечи. Японское оружие и его виды. Масамунэ и Мурамаса — великие Мастера

Японское оружие и его виды

Все прошлое древней и феодальной Японии — это нескончаемые сражения. Основное отличие от битв на континенте состоит в том, войны разгорались среди японцев, другими словами, в пределах одной национальности и культуры. Враждующие применяли одно оружие и

похожие стратегии и хитрости ведения войны. В такой ситуации большую важность имело искусство владения оружием самураев и индивидуальные тактические качества военачальников.

Виды японского холодного оружия

В японском боевом прошлом выделяют три определяющих эпохи: эра лука, эра копья и эра меча.

Период Лука

Лук (юми) – старейшее оружие Японии. Луки применялись в качестве оружия с древнейших времен. Стрельба из лука делилась на две формы — как необходимая часть синтоистских церемоний кюдо (Путь лука) и как боевое мастерство кюдзицу (Навых стрельбы из лука). В кюдо обычно упражнялась знать, кюдзицу практиковали самураи.

Японский лук асимметричной формы, верхняя часть которого приблизительно вдвое длиннее нижней. Длиной лук от двух метров. Как правило, части лука изготавливают композитно, другими словами, снаружи лук сделан из дерева, а внутри – из бамбука. Из-за этого стрела почти никогда не движется по прямой траектории, в результате чего меткая стрельба становится возможной только после накопления большого опыта. Среднее расстояние меткого полета стрелы — примерно 60 метров, для профессионала – вдвое дальше.

Японский лук юми фото

Зачастую наконечники стрел изготовлялись пустыми для того, чтобы в полете они испускали свист, который по верованиям отгонял злых демонов.

В старину иногда применялись японские луки, которые необходимо было натягивать не в одиночку, а несколькими воинами (например луки, для натяжения которых требовалась сила семи лучников!). Такие луки применялись не только для отстрела пехоты, но и в битвах на море для потопления вражеских лодок.

Кроме обычной стрельбы из лука, особым мастерством являлась бакюдзицу — верховая стрельба с лошади.

Эра Копья

В 16 столетии в Японское государство из Португалии были привезены мушкеты. Они практически полностью вытеснили луки. Вместе с тем повысилась важность копья (яри). Из-за этого эпоху междоусобиц именуют Эрой Копья.

Преимущественно копья применялись для сбивания всадников с лошади. После падения такой боец оказывался незащищенным. Как правило копья применяла пехота. Копье яри было 5 метров в дляну, и чтобы его использовать, нужно было обладать большой силой и выносливостью. Различные самурайские кланы использовали копья разной длины и конфигурации наконечника.

Эра Меча

С приходом к власти сёгуната Токугава в 1603 году значение военного мастерства как умения «победы любой ценой» ушло в историю. Оно превратилось в самостоятельную технику самосовершенствования и состязания. Благодаря этому физическую мощь профессионалов копья сменило кэндзюцу — искусство владения мечом.

Именно в эту эпоху самурайский меч стал называться «душой самурая». Меч самурая оттачивался с выпуклого наружу края, а другая грань является своеобразным «щитом» во время сражения. Меч, изготовленный специальными методами многослойной ковки удивительно прочный и острый. Его изготовление занимает длительное время и требует огромных трудовых затрат, поэтому новый самурайский меч всегда имел огромную стоимость. Старинный же меч, произведенный знаменитым мастером, стоил целое состояние. В завещании самурая в специальном разделе всегда указывалось распределение мечей между отпрысками.

Типы самурайских мечей:

Цуруги – старинный прямой заточенный с обеих сторон меч, применяемый до 10 столетия.

Катана — самурайский меч, который носился на поясе острием вверх в паре с вакидзаси. Длина – 60-75 см. Носить катану было разрешено только самураям

Вакидзаси, (Сёто, Кодати) — короткий меч (30 — 60 см), носился на поясе острием вверх и вместе с катаной составлял комплект самурая дайсе (длинный, короткий).

Тати – большой длинный изогнутый меч (от 61 см в клинке), который носился острием вниз, применялся, как правило, всадниками.

Нодати (Одати) – разновидность тати, очень длинный меч (от одного до полутора метров), который носился за спиной.

В тренировках применялись мечи-синай, изготовленный из бамбука и боккэн – мечи из дерева.

Простолюдины могли могли владеть только малыми мечами или ножами — для защиты от разбойников и грабителей. Самураи носили два меча – длинный и короткий. Сражались при этом, все-таки длинным мечом катаной, хотя были и школы владения двумя мечами сразу. Профессионала определяли по способности победить врага при минимальном числе взмахов меча. Особым мастерством считалось искусство убивать противника, быстро вытянув меч из ножен — одним взмахом (техника иайдзюцу).

Вспомогательные виды японского оружия:

Бо — военный шест. Известно большое количество видов разной длины (30 см — 3 м) и толщины.

Дзиттэ — оружие в форме «вилки» с двумя зубами, изготовленное из железа. Применялась полицией периода Токугава для перехвата меча взбешенного (как правило, пьяного) самурая, кроме того, в качестве боевой дубины.

Ёрой-доси — «кинжал милосердия», который применялся для добивания раненых.

Кайкэн — боевой кинжал женщин. Применялся женщинами аристократического рода в качестве ножа для самоубийства при посягательстве на их честь.

Кодзука — военный нож. Зачастую применялся в хозяйстве.

Нагината – алебарда японцев. Жердь с присоединенным лезвием. Первоначально применялась пехотой для нанесения травм вражеским коням. В 17 столетии начала применяться девушками из самурайского рода для обороны. Стандартная длина нагинаты составляла примерно 2 м.

Тэссэн — военный веер со стальными спицами. Использовался полководцами. Иногда применялся в качестве маленького щита.

фото боевой веер Тэссэн

Старинное японское стрелковое оружие (однозарядные аркебузы) – популярным стало в период междуусобиц. После воцарения сёгуната Токугава перестало использоваться, так как считалось «недостойным истинного воина».

Японское оружие видео

Интересное видео о катане и вакидзаси.

Жанр статьи — Оружие Японии

Приобретай оригинальную одежду и аксессуары по японской тематике в нашем магазине. Выделись среди серой массы, купив футболку, худи, штаны с изображением самурая!

Хондзё Масамунэ: Величайший меч Японии

Клинок «Хондзё Масамунэ», выкованный когда-то непревзойдённым японским мастером Горо Нюдо Масамунэ Считается лучшим мечом мира и реликвией эпохи Эдо. Четыре сотни лет им владели потомки сёгуна Токугавы, но в декабре 1945 года он был утерян.

Бесценный самурайский клинок стал добычей американского мародёра

Первые мечи появились в Японии во второй половине III века. Их завозили с материка китайские и корейские торговцы. История собственно японского меча началась в период Хэйан (VIII-XII века). Тогда как раз сформировался класс самураев, была освоена металлургия, и ремесленники, опираясь на китайский и корейский опыт, начали выпуск собственной продукции.

Читать еще:  Мудра для кишечника избавляет от запоров. Можно ли вылечить геморрой практикой мудр? Мудра для укрепления здоровья

Дорога к совершенству

В силу политики самоизоляции Японии от остального мира оружейная технология развивалась по своему, совершенно оригинальному пути. Это касалось и формы мечей, и процесса ковки, и закалки.
Классический японский меч имеет слегка изогнутый клинок с односторонней заточкой, характерным остриём, овальной гардой (цубой) и длиной рукоятью, обёрнутой шёлковыми шнурами или акульей кожей. Мечи делились на несколько видов, из которых можно выделить: тати или катана (длинные мечи), вакидзаси (короткий меч) и танто (кинжал). Катана и вакидзаси носились в паре, ковались одним мастером и в совокупности назывались «дайсё».
Технология ковки японского меча подразумевала весьма сложный и долгий процесс. Полотно меча компоновалось из нескольких сортов стали: с пониженным и повышенным содержанием углерода. Причём все заготовки проковывались множество раз. Их нагревали, сплющивали, затем сворачивали вдвое и опять сплющивали, повторяя процесс снова и снова. При закалке такой многослойной стали на лезвии клинка появлялся своеобразный и неповторимый рисунок (хада), напоминающий рисунок древесины.
В древней Японии профессия кузнеца-оружейника имела очень высокий статус, практически равный статусу самурая. Часто кузнечным делом занимались монахи, горные отшельники, но даже кузнецы, работавшие в замках и ремесленных посадах, превращали ковку меча в религиозное действо. Они придерживались в это время строгого воздержания в еде, питьё и общении с женщинами и приступали к работе только после обряда очищения, облачившись в церемониальные одеяния.

Мастер мастеров

Период Камакура считается золотым веком японского меча, а самым известным кузнецом этого периода считается монах Горо Нюдо Масамунэ. Несмотря на то что имя этого человека стало легендарным, его биографии, подтвержденной достоверными фактами, практически не существует. Считается, что он родился в провинции Сагами, жил в промежутке между 1260 и 1340 годами и учился у знаменитого оружейника Шинтогу Кунимитсу.
Расцвет творчества Масамунэ приходится на конец XIII — начало XIV века, в это время он разработал особую технику — «сосю» и изготовил в этой технике целую серию мечей. Технология позволяла создавать необычайно прочные изделия. Секрет оружейника заключался в использовании четырёх сваренных между собой металлических полос, которые складывались вместе пять раз, образуя в стальном клинке 128 слоёв.
Мечи Масамунэ отличались не только высоким качеством, но и особой красотой. Полагают, что Масамунэ усовершенствовал метод получения стали типа «ниэ», когда перлитовая матрица насыщается кристаллами мартенсита, и после окончательной закалки и полировки поверхность приобретает вид «вечернего неба, усыпанного звёздами»: чёткие тёмные линии, как молния, прорезают лезвие, а серая тень лежит на его передней части.
В 1714 году по приказу То-кугава Ёсимунэ был составлен «Мэйбуцу Те Кехо» — трёхтомный каталог изделий лучших японских оружейников. В первом томе перечислены работы трёх известнейших кузнецов Японии: 41 меч Масамунэ и 32 меча двух его коллег. Оставшиеся тома включают описание ещё 20 клинков великого мастера, а в остальном на треть состоят из упоминаний работ, выполненных его учениками. Согласитесь, это многое говорит о статусе кузнеца и уважении, которое вызывали его шедевры.

Вода в ручье

Самым знаменитым клинком Горо Нюдо Масамунэ японцы считают меч, именуемый «Хондзё Масамунэ». Следует отметить, что мечи для уроженцев островной империи всегда имели не только сугубо утилитарную, но и сакральную ценность. Катана в японских сказаниях — символ доблести, душа самурая. Наряду с бронзовым зеркалом (олицетворением знаний) и яшмовыми подвесками (искусством) она была передана богами семье первого императора.
«Хондзё Масамунэ» тоже имеет свою легендарную историю. Сказания утверждают, что когда-то Масамунэ получил вызов от другого кузнеца — Мурамаса. Тот заявлял, что сделает клинок, который превзойдёт все работы великого мастера. Масамунэ принял вызов, и оружейники взялись за работу. Мурамаса изготовил «Дзюути Иосаму» («Десять тысяч холодных ночей»), а Масамунэ сделал легендарный «Хондзё Масамунэ».
Чтоб испытать мечи, их по обычаю укрепили в русле небольшого ручья против его течения. Меч Мурамасы рассекал все, что едва касалось его лезвия: плывущих рыб, кувшинки, листья. Меч же Масамунэ казалось, был неспособен разрубить ни одного проплывающего листа. Мурамаса уже начал насмехаться над противником, но следившие за испытанием монахи заметили, что все листья и рыбы оплывают лезвие «Хондзё Масамунэ», словно бы сам меч отводит их в сторону. Если первый клинок с маниакальным упоением убивал все, чего касался, то второй не пытался никого губить понапрасну и щадил то, что невинно.
По одной из версий этой легенды меч Масамунэ даже воссоединил и исцелил лист, разрубленный мечом Мурамасы.
Масамунэ редко подписывал лезвия своих клинков, мотивируя это тем, что его работу невозможно подделать или перепутать с изделием другого мастера. Однако сегодня мы знаем целый ряд его мечей: «Фудо Масамунэ», «Кегоку Масамунэ», «Дайкоку Масамунэ», «Хотё Масамунэ», «Котэгири Масамунэ» и, конечно, «Хондзё Масамунэ».
Эта знаменитая катана считалась символом сёгуната Токугава, правившего Японией в период Эдо более двух с половиной веков. Имя меча связано с именем генерала Хондзё Сигенаги, захватившего оружие в качестве боевого трофея в одном из сражений. Позже меч был продан, сменил нескольких хозяев и наконец попал к Иэясу Токугаве, основателю прославленной династии сёгунов. Постепенно став очень важной фамильной реликвией, катана на протяжении веков передавалась из поколения в поколение.
В 1939 году меч был объявлен культурным достоянием Японии.

Последняя война «Хондзё Масамунэ»

Во время Второй мировой войны Япония, воевавшая на стороне стран «оси», потерпела поражение. В сентябре 1945 года генерал Дуглас Макартур на борту американского линкора «Миссури» принял капитуляцию представителей островной империи. После подписания акта командование оккупационными силами предприняло меры к демилитаризации страны. Все воинские формирования, а также гражданские лица должны были сложить оружие, а поскольку в японской армии мечи официально стояли на вооружении офицерского и сержантского состава, то их надлежало сдать так же, как пистолеты, пулемёты и винтовки.
Конечно же, подавляющее большинство мечей для армии выпускалось в массовом порядке, и качество их оставляло желать лучшего, но при этом у части офицеров и гражданских лиц имелись настоящие самурайские клинки, выкованные столетия назад. Они тоже подлежали сдаче.
В декабре 1945 года Иэмаса Токугава сдал «Хондзё Масамунэ» и 14 других мечей из семейной коллекции в полицейский участок в Мэйдзиро. Согласно официальной версии, спустя месяц полиция Мэйдзиро передала конфискованные мечи сержанту 7-го , кавалерийского полка Колди Баймору…
Однако на то эта версия и «официальная», чтобы ею можно было прикрыть реальное положение дел. Истина в том, что дальнейшая судьба «Хондзё Масамунэ» неизвестна. В худшем случае он с тысячами других мечей был отправлен на переплавку в качестве металлического лома, в лучшем — осел в одной из частных коллекций или пылится на каминной полке где-нибудь в доме одного из потомков американского ветерана из Аризоны или Техаса, прихватившего занятную железку в качестве военного сувенира.
Установить подлинную личность человека, забравшего меч из полицейского участка, оказалось невозможно. Перевод его имени сначала с английского языка на японский, а затем вновь на английский привёл к тому, что его звучание и написание были полностью искажены. А сержант Колди Баймор никогда не числился в списках личного состава 7-го кавалерийского полка США.
Увы, легендарный шедевр великого мастера пропал без вести. Его местонахождение до сих пор остаётся тайной. По слухам, сломанный клинок этого меча был найден в 2009 году на Окинаве, однако специалисты воспринимают эту новость скептически.

Читать еще:  Какие три вида низкого старта. Обучение технике низкого старта

Журнал: Загадки истории №25, июнь 2019 года
Рубрика: Невероятные артефакты
Автор: Эдуард Шауров

Самурайские мечи. Японское оружие и его виды

Период правления сёгуната Токугава с 1603 года был связан с уходом в прошлое искусства владения копьем. На смену кровопролитным войнам пришла эпоха техники и совершенствования воинского состязания на мечах. Искусство, связанное с владением мечом, именовалось «кэндзюцу», со временем превратилось в средство духовного самосовершенствования.

Значение самурайского меча

Настоящие самурайские мечи считались не просто вооружением воина-профессионала, но и символом самурайского сословия, эмблемой чести и доблести, храбрости и мужественности. С древности оружие почиталось как священный подарок богини Солнца своему внуку, правящему на земле. Меч должен был использоваться только для искоренения зла, несправедливости и защиты добра. Он являлся частью синтоистского культа. Оружием украшали храмы, священные места. В 8 веке японские священнослужители участвовали в производстве, чистке, полировке мечей.

Самурай должен был всегда держать при себе набор воина. Для мечей отводилось почетное место в доме, ниша в главном углу — токонома. Хранились они на подставке татикакэ или катанакакэ. Ложась спать, самурай клал мечи себе в изголовье на расстоянии вытянутой руки.

Человек мог быть беден, но иметь дорогой клинок в превосходной оправе. Меч был эмблемой, подчеркивающей сословное положение. Ради клинка самурай был вправе принести в жертву собственную жизнь и свою семью.

Комплект японского воина

Японские воины всегда носили с собой два меча, что указывало на принадлежность к самураям. Комплект воина (дайсе) состоял из длинного и короткого клинка. Длинный самурайский меч катана или дайто (от 60 до 90 см) — основное оружие самурая с 14-го века. Его носили на поясе острием вверх. Затачивался меч с одной стороны, имел изогнутый клинок и рукоять. Мастера боя умели убивать молниеносно, в доли секунды вытянув клинок и сделав один взмах. Такая техника называлась «иайдзюцу».

Короткий самурайский меч вакидзаси (сёто или кодати) в два раза короче (от 30 до 60 см) носился на поясе острием вверх, использовался реже, при ведении боя в стесненных условиях. С помощью вакидзаси воины отрезали убитым противникам головы или, будучи захваченными в плен, совершали сэппуку — самоубийство. Чаще всего самураи сражались катаной, хотя в специальных школах обучали бою на двух мечах.

Виды самурайских мечей

Помимо комплекта дайсе, существовало несколько видов японских мечей, используемых воинами.

  • Цуруги, тёкуто — древнейший меч, используемый до 11 века, имел прямые края и затачивался с обеих сторон.
  • Кэн — прямой древний клинок, затачивался с обеих сторон, использовался в религиозных обрядах и редко применялся в бою.
  • Тати — большой изогнутый меч (длина острия от 61 см), применяемый всадниками, носился острием вниз.
  • Нодати или одати — сверхбольшой клинок (от 1 м до 1,8 м), являющийся разновидностью тати, носился за спиной всадника.
  • Танто — кинжал (до 30 см длиной).
  • Для тренировок применялись бамбуковые мечи (синай) и деревянные (боккэн). Тренировочное оружие могло быть использовано в бою с недостойным противником, например, грабителем.

Простолюдины и мужчины низших сословий имели право защищаться малыми ножами и кинжалами, так как существовал закон о праве ношения мечей.

Меч катана

Катана – боевой самурайский меч, входящий в стандартное вооружение воина вместе с малым клинком вакидзаси. Стал применяться в 15 веке благодаря совершенствованию тати. Катана отличается выгнутым наружу лезвием, длинной прямой рукоятью, позволяющей держать его одной или двумя руками. Лезвие имеет небольшой изгиб и заостренный конец, применяется для режущих и колющих ударов. Вес меча составляет 1 — 1,5 кг. По прочности, гибкости и твердости самурайский меч катана занимает среди других клинков первое место в мире, разрубает кости, дуло винтовки и железо, превосходит арабские булаты и европейские мечи.

Кузнец, осуществляющий ковку оружия, никогда не изготавливал фурнитуру, для этого у него в подчинении были другие мастера. Катана — это конструктор, собранный в результате труда целого коллектива. Самураи всегда имели несколько комплектов фурнитуры, надеваемой по случаю. Клинок передавался веками из поколения в поколение, и его облик мог меняться в зависимости от обстоятельств.

История катаны

В 710 году легендарный первый японский фехтовальщик Амакуни использовал в бою меч с изогнутым лезвием. Выкованный из разнородных пластинок, он имел сабельную форму. Его форма не изменилась вплоть до 19 века. С 12 века катаны считались мечами аристократов. При господстве сёгунов Асикага возникла традиция ношения двух мечей, ставших привилегией самурайского сословия. Набор самурайских мечей был частью военного, гражданского и праздничного костюма. Два клинка носили все самураи, независимо от ранга: от рядового до сёгуна. После революции японские чиновники были обязаны носить европейские шпаги, тогда катаны потеряли свой высокий статус.

Секреты изготовления катаны

Клинок ковался из двух типов стали: из вязкой изготавливалась сердцевина, а из прочной — режущая кромка. Сталь перед ковкой очищали с помощью многократного сложения и сварки.

В изготовлении катаны был важен выбор металла, особой железной руды с примесями молибдена и вольфрама. Железные прутки мастер закапывал в болото на 8 лет. За это время ржавчина выедала слабые места, затем изделие отправлялось в кузницу. Оружейник превращал прутки в фольгу тяжелым молотом. Затем фольга многократно складывалась и сплющивалась. Поэтому готовый клинок состоял из 50000 слоев высокопрочного металла.

Читать еще:  Можно ли сегодня садить лук. Когда сажать озимый лук и как посадить правильно – агрономы советуют

Настоящие самурайские катаны всегда отличала характерная линия хамон, появляющаяся в результате применения особых способов ковки и закалки. Рукоять меча цука обворачивалась кожей ската и заматывалась полоской шелка. Сувенирные или парадные катаны могли иметь рукояти из дерева или слоновой кости.

Владение катаной

Длинная рукоять меча позволяет эффективно им маневрировать. Для удержания катаны используется хват, конец рукояти которого надо держать в середине левой ладони, а правой рукой сжать рукоять около гарды. Синхронный взмах обеих рук давал возможность воину получить широкую амплитуду взмаха, не тратя много сил. Удары наносились вертикально по мечу или рукам врага. Это позволяет убрать оружие противника с траектории атаки, чтобы поразить его следующим взмахом.

Древнее японское оружие

Несколько разновидностей японского оружия относятся к вспомогательному или второстепенному типу.

  • Юми или о-юми — боевые луки (от 180 до 220 см), являющиеся старейшим оружием Японии. Луки использовались в бою и на религиозных церемониях с древнейших времен. В 16 столетии были вытеснены мушкетами, привезенными из Португалии.
  • Яри — копье (длина 5 м), оружие популярное в эпоху междоусобиц, применялось пехотой для сбрасывания противника с лошади.
  • Бо — военный боевой шест, относящийся в наши дни к спортивному оружию. Существует много вариантов шеста, в зависимости от длины (от 30 см до 3 м), толщины и сечения (круглое, шестиугольное и т.д.).
  • Ёрой-доси считался кинжалом милосердия, напоминал стилет и использовался для добивания раненых в бою противников.
  • Кодзука или коцука — военный нож, закрепленный в ножнах боевого меча, нередко применялся и в хозяйственных целях.
  • Тэссэн или дансэн утива — боевой веер полководца. Веер был снабжен стальными заточенными спицами, мог использоваться в атаке, как боевой топорик и в качестве щита.
  • Дзиттэ — боевая железная дубинка, вилка с двумя зубами. Применялась в эпоху Токугава в качестве оружия полицейских. Используя дзиттэ, полицейские перехватывали самурайские мечи в схватках с буйными воинами.
  • Нагината — японская алебарда, оружие воинов-монахов, двухметровый шест с небольшим плоским лезвием на конце. В древности применялась пешими воинами для атаки лошадей врага. В 17 веке стала использоваться в самурайских семьях как женское оружие для самообороны.
  • Кайкэн — боевой кинжал для женщин-аристократок. Использовался для самообороны, а также обесчещенными девушками для самоубийства.

В период междоусобных гражданских войн в Японии изготавливалось огнестрельное оружие, ружья с кремниевыми замками (тэппо), которые стали считаться недостойными с приходом к власти Токугава. С 16 века в японских войсках появлялись и пушки, но лук и меч продолжали занимать главное место в вооружении самурая.

Катана-кадзи

Мечи в Японии всегда изготавливались людьми господствующего класса, часто родственниками самураев или придворными. С ростом спроса на мечи феодалы стали покровительствовать кузнецам (катана-кадзи). Изготовление самурайского меча требовало тщательной подготовки. Ковка мечей напоминала богослужебную церемонию и была наполнена религиозными действиями, чтобы защитить владельца от злых сил.

Перед тем как приступить к делу, кузнец соблюдал пост, воздерживался от дурных мыслей и поступков, выполнял ритуал очищения тела. Кузница тщательно убиралась и украшалась симэ — ритуальными атрибутами, сплетенными из рисовой соломы. В каждой кузнице был алтарь для молитв и для моральной подготовки к работе. При необходимости мастер облачался в кугэ — парадную одежду. Честь не позволяла опытному мастеру изготавливать некачественное оружие. Иногда кузнец уничтожал меч, на который мог потратить несколько лет, из-за одного-единственного изъяна. Работа над одним мечом могла длиться от 1 года до 15 лет.

Технология производства японских мечей

Переплавленный металл, получаемый из магнитного железняка, использовался в качестве оружейной стали. Самурайские мечи, считающиеся лучшими на Дальнем Востоке, были такими же прочными, как дамасские. В 17 веке в производстве японских мечей стал использоваться металл из Европы.

Японский кузнец формировал клинок из огромного числа железных слоев, тончайших полосок с разным содержанием углерода. Полоски сваривались между собой во время плавления и ковки. Проковка, вытягивание, многократное складывание и новая проковка металлических полосок позволяла получить тонкий брус.

Таким образом, клинок состоял из множества сплавленных тонких слоев разноуглеродной стали. Соединение низкоуглеродного и высокоуглеродного металлов придавало мечу особенную твердость и вязкость. На следующем этапе кузнец шлифовал клинок на нескольких камнях и закаливал. Нередко самурайские мечи из Японии изготавливались в течение нескольких лет.

Убийство на перекрестке дорог

Качество клинка и мастерство самурая обычно проверяли в бою. Хороший меч позволял разрубить три трупа, положенных друг на друга. Считалось, что новые самурайские мечи необходимо пробовать на человеке. Цудзи-гири (убийство на перекрестке дорог) — название обряда пробы нового меча. Жертвами самураев становились нищие, крестьяне, путники и просто прохожие, число которых вскоре исчислялось тысячами. Власти выставляли на улицы патрули, караулы, но охрана плохо выполняла свои обязанности.

Самураи, не желавшие убивать невинных, предпочитали другой способ — тамэси-гири. Заплатив палачу, можно было отдать ему клинок, который тот испробовал во время казни осужденного.

В чем секрет остроты катаны?

Настоящий меч катана может самозатачиваться в результате упорядоченного движения молекул. Просто поместив клинок на специальную подставку, воин через какой-либо период времени снова получал острое лезвие. Меч шлифовали поэтапно, через десять шлифовальных кругов, уменьшающих зернистость. Затем мастер отполировывал клинок пылью древесного угля.

На последнем этапе осуществлялась закалка меча в жидкой глине, в результате этой процедуры на клинке возникала матовая тончайшая полоска (якиба). Известные мастера оставляли подпись на хвостике клинка. После ковки и закалки меч полмесяца полировали. Когда катана имел зеркальный блеск, работа считалась завершенной.

Заключение

Настоящий самурайский меч, цена которого баснословна, как правило, является ручной работой древнего мастера. Такие орудия трудно найти, так как они передаются в семьях по наследству как реликвия. Самые дорогие катана имеют мэи — клеймо мастера и год изготовления на хвостовике. На многие мечи наносилась символическая ковка, рисунки из китайской мифологии, отгоняющие злых духов. Ножны для меча также украшались орнаментами.

Источники:

http://jamato.ru/yaponskoe-oruzhie/17-vidy-yaponskogo-oruzhiya-obshchaya-kharakteristika
http://www.bagira.guru/weapon/khondzjo-masamune-velichajshij-mech-yaponii.html
http://fb.ru/article/209429/samurayskie-mechi-yaponskoe-orujie-i-ego-vidyi

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector