✅ Степ. История танца. История степа — ledi-i-sport.ru

История степа: Зарождение

Хотел бы вам рассказать об основном этапе рождения американского степа.

Хоть на данный момент этот своеобразный вид танца известен во всех уголках мира (от Африки до России), но своему рождению он обязан Америке.

Степ вместе с такими жанрами, как фламенко, народная чечетка, подходит к виду танца перкуссионный (percussion – с латинского языка «выстукивание»). Самый интересный факт — это то, что возникновения степа, безусловно связано с музыкальной традицией, но никак не с танцевальной. Из-за этого факта, скорей всего, многие теоретики относят степ к музыкальному искусству.

А теперь, я расскажу, как же зародился степ. Когда в Америке начала развиваться работорговля, которая сотворила неизбежную коллизию различных культур (европейская и африканская). В итоге эта коллизия сотворила новый вид музыки, который с течением многого времени превратится в танцевальный вид искусства. Дело в том, что американцы, к которым принадлежали рабы, боялись, что возникнет бунт. В дальнейшем они узнали, что африканцы могут предавать закодированные сигналы на достаточно большие расстояния, с помощью своих барабанов. Следовательно, рабам запретили использовать любые ударные инструменты. Но как африканец в праздник может обойтись без ритма? Поэтому, когда были религиозные церемонии, различные праздники, они стали выстукивать ритм ногами. И вот именно в этот промежуток времени зародился степ. Рисунок, конечно же, в дальнейшем усложнялся, стали появляться различные движения, которым давали названия и которые до сих пор существует.

В дальнейшем степ получил распространение и им стали заниматься целенаправленно. В мировой истории танца, считается, что отсчет истории степа должен вестись с 18 века. Именно в 1700-ых годах на юге США, как чума, распространяется ирландская жига, которую привезли ирландские беженцы. Но не только ирландские народы отличились, также зародилась западноафриканская жиуба – это сакральный негритянский танец. Вот именно так, интересно и непредсказуемо, появился легендарный вид танцевального искусства, как степ.

История степа: Степ в 19 веке….

История степа в конце 19 века интересует многих танцоров, так.

Классика степа, представлена на черно-белой видеозаписи. Посмотрим же на непревзойденный.

Ирландские танцы — это собирательное понятие, под которым подразумевается группа.

Квикстеп относится к европейским бальным танцам и очень даже популярен.

Знакомство: Степ

Джаз. Характерный стук набоек и невероятно быстрая работа ног. Степ. Станцевать в голову не приходило?

Зачем, если ты увлекаешься модными музыкальными направлениями и совсем не разбираешься в джазовой культуре? А для того, чтобы понять, сколько еще возможностей есть в танце, и поставить оригинальный номер в современном стиле. Степ сегодня танцуют под хип-хоп и R&B.

Во-первых, правильно будет не «степ», а «тэп» (tap dance – по-американски). Он появился в Америке как сплав танцев чернокожих рабов и ирландской жиги. Вырос и окреп вместе с джазом. Потом стал частым гостем черно-белого кино, модных салонов и бродвейских мюзиклов. Был привезен в Россию, где его демонстрировали даже при царском дворе. А потом назвали буржуазным танцем и ощутимо «наступили на ноги» нашим степистам. Со временем и сами капиталисты подзабыли этот немного хулиганский и в то же время элегантный танец.

А что сейчас? Думаешь, tap dance превратился в ретро? Остался модным направлением начала ХХ века и только? Отнюдь. Степ изменился и не ушел с танцевальной сцены.

Читать еще:  Как поправиться в нужных местах. Для чего надо набирать вес

Есть Международный день степа – 25 мая. Очень шумный праздник: в 2000 году в Вашингтоне степ на улицах города танцевало 6500 человек. Еще есть Ежегодный Чемпионат мира по степу. Феерическое шоу «Lord of the dance». И популярные бродвейские мюзиклы.

В Европе, не говоря уже об Америке, степ для непрофессионалов стал чем-то вроде аэробики. В школу степа приходят как в фитнес-клуб: отбивать чечетку намного веселее, чем пыхтеть над силовыми упражнениями.

В России дела у степа обстоят несколько скромнее. Нашим степистам вообще пришлось нелегко. Не было соответствующей танцевальной культуры и хороших хореографов. Поэтому танцевальные постановки собирали, можно сказать, по кусочкам: из старого западного кино, записей выступлений всемирно известных мастеров степа, таких как Фред Астер. И редких мастер-классов опять же западных хореографов.

Президент Московской Тэп Дэнс Федерации (МТДФ), создатель оригинального номера «Степ на руках» Константин Невретдинов признался: «Степ на руках я стал танцевать от безысходности. Потому что понимал: достичь такого уровня мастерства в России очень сложно. Нужно либо родиться в Америке, либо, по крайне мере, заниматься у американских педагогов».

Некоторые особо преданные своему делу, то есть степу, действительно уезжали учиться в США. А потом возвращались в Россию и открывали свои школы. В одну из таких российских школ с американской традицией (она так и называется «Русская Школа Американского Степа») iDance попал на занятие.

Школа степа – это нечто особенное. Стук слышен везде: в зале, где идет репетиция, в коридоре и раздевалках, где дожидаются своего времени начинающие степисты. Глядя, с каким вдохновением и энтузиазмом ученики отрабатывают движения и удары, невольно проникаешься сочувствием к их соседям.

Впрочем, может, соседям нравится? Стук этот очень музыкальный и весьма заразительный. Услышав его, хочется вскочить и отстучать что-нибудь самостоятельно. А это оказывается непросто.

Даже простые элементы получаются далеко не сразу. Недостаточно сделать движение технически верно. Надо еще сделать его очень быстро и так, чтобы набойки четко отбивали ритм. Это не просто танец. Это еще и музыка ног!

Поэтому на связках теряешься совсем и начинаешь путать пятку с носком. А утверждение, что в степе вообще-то ценится импровизация, а не заранее поставленный и отрепетированный номер, воспринимаешь как издевательство.

Правда Светлана, одна из учениц школы, успокоила: месяцев за шесть можно научиться вполне прилично отбивать чечетку, а через год — попробовать свои силы на отчетном концерте.

На урок степа полезно сходить всем танцорам (независимо от направления). И не ради интереса или расширения кругозора, а для пополнения своей танцевальной базы. Ведь степ – танец подвижный. Не в том смысле, что много двигаешься (это и так понятно). А в смысле, что его можно «переложить» на любой современный стиль: будь-то R&B или хип-хоп. В степе можно отыграть ногами какой угодно ритм.

Так что, если хочешь выработать оригинальную манеру исполнения, найти свою «фишку» в танце, использование элементов степа может вполне стать твоей визитной карточкой. По словам Константина Невретдинова, тэп-дэнсеров у нас не так уж много. Поэтому есть шанс оказаться в ряду первопроходцев. Ну, а если проникнешься степом настолько, что решишь сам продвигать его в массы, можешь поступить в Институт танца при Университете Славянской культуры, где с этого года начали готовить педагогов — хореографов степа.

Читать еще:  Как научиться делать боковое сальто. Как научится делать сальто в паркуре

Освоить основные удары и научиться отбивать ритм – еще полдела. В степе, как ни в каком, наверное, другом танце важны «технические моменты». А именно: обувь, покрытие пола и так называемая «подзвучка».

То, что на ботинки степистов крепятся набойки – на пятку и носок — это мы знаем. А знаешь ли ты, что набойки делаются из особо крепких и звонких авиационных сплавов, крепятся к ботинкам на шурупы (что предпочтительнее) или заклепки; а звучание набоек определяется тем, насколько сильно они этими шурупами затянуты? Выбирать набойки надо уметь (кстати, в Москве не так уж много мест, где можно купить обувь для степа). Совет: в магазине попроси сразу несколько комплектов набоек и по одной бросай их на пол. Купить стоит ту пару, звук которой при падении будет абсолютно одинаков по тону – только тогда и во время танца удары будут ровными.

Пол. Идеальный вариант – дубовый паркет. Чаще tap-dancer-ам приходится танцевать на полу, выложенном из листов фанеры (причем листы должны быть не толще 18 мм). Ну, а если выбирать не приходится, пусть хотя бы пол не будет скользким! Правда, в некоторых случаях чечетку танцуют на водном покрытии в сантиметр толщиной или на песке.

Теперь о том, как степисту быть услышанным зрителями. Как правило, на полу сцены ставятся специальные микрофоны. Причем разные для авансцены и для середины сцены; за спиной танцующих микрофонов быть не должно. Радиомикрофоны могут крепиться и прямо к ботинкам танцора обычным пластырем.

В некоторых случаях можно обойтись и без всех этих тонкостей и нюансов. Например, на одном из корпоративных мероприятий iDance посчастливилось наблюдать замечательный дуэт степ-мастеров «Братьев Стукачевых». Ребята просто бросили на пол лист фанеры и время от времени подносили обычный микрофон к своим ботинкам. Даже такой эконом-вариант степа зрители встретили на «ура». А значит, американскому tap-dance удается достучаться до российской публики.

Короли и королевы степа в Америке и в России: «В степе главное — кураж. »

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

«Если вы, слушая эту музыку, не притоптываете ногой, Вам никогда не понять, что такое джаз» (Луи Армстронг). Степ тогда так и называли — «джазовый«.

Первым танцором этого направления, изумлявшим публику своим необыкновенным искусством двигаться по сцене, был Билл Робинсон.

«Золотым» временем степа стали 30-40 годы двадцатого века. Благодаря голливудским мюзиклам, в которые стали включать степ, его популярность выросла необычайно. Но при этом сам танец стал меняться. Исполнителями джазового степа в основном были афроамериканцы, в американском же кино киногерои предпочтительно должны были быть белыми. Это привело к возникновению нового стиля исполнения степа, и большая заслуга в этом принадлежит американцу Фреду Астеру.
Имея за плечами балетную школу, он и в исполнение степа привнес элементы балета и бальных танцев, а также актерский образ. И в своих танцах демонстрировал не только отточенную технику, но и великолепную актерскую работу.

Всегда внутренне собранный на сцене, внешне он выглядел необыкновенно раскованным и пластичным. «Я всегда стремлюсь придать моему танцу эффект свободно парящей птицы. ». А его сценический образ элегантного мужчины, дополненный цилиндром и тростью, стал настоящим эталоном стиля.

Читать еще:  Аптечка для детской футбольной команды. Аптечка для спортзала: состав и правила хранения в школе. Перечень необходимых средств и медикаментов

Астер заслуженно носил звание лучшего танцовщика 20-го века, с этим были согласны даже такие именитые балетные танцоры, как Рудольф Нуриев и Михаил Барышников.

Что же касается афроамериканских танцоров степа, то они, если и появлялись в голливудских фильмах, то танцы в их исполнении представляли собой лишь отдельные «вставные» номера. В качестве примера можно привести песню-танец «Чаттануга Чу-чу» из фильма «Серенада Солнечной Долины» в исполнении необычайно яркого дуэта – братьев Николас.

После выхода этого фильма на экраны степ начал свое триумфальное шествие по миру.

Еще один умопомрачительный танец степ-дуэта с мелькающими как молнии ногами братьев Николас в фильме «Ветреная погода»:

Танцоры с мелькающими как молнии ногами — это братья Николас. Про этот танец Фред Астер однажды сказал, что это величайший танец, когда-либо снятый на видео.

Степ перестает быть исключительно мужским танцем, среди степистов появляются и женщины. И в первую очередь следует упомянуть Элеанор Пауэлл.

Отдельной строкой в истории степа стоит исполнение этого танца Марикой Рёкк.

«Степ да степ кругом…»

Не менее интересна история степа в России. Настоящий перепляс устраивали в одесских кабаках чернокожие матросы с приплывающих сюда пароходов. Их заразительную манеру быстро освоили наши танцоры, только в России этот танец прозвали чечеткой. Танец полюбился, его с упоением танцевали повсюду, в каждом дворе, в каждой подворотне. Исполнением чечетки под «Лам-ца, дри-ца, ум-ца-ца!» заканчивали свои выступления все одесские куплетисты и конферансье. Одесса приняла этот танец, как свой родной, не зря Леонид Утесов говорил про него: «Чечетка, как и джаз, родилась в Одессе на Малой Арнаутской, а не в Америке…»

В 20-30 годы одним из самых популярных чечеточников был Николай Винниченко. Танцевал он в паре с чернокожим танцором из Марокко, совместный их номер назывался «Black and White». Хотя степ, также как и джаз, считался пережитком буржуазной культуры и подвергался всяческим нападкам, популярность его была огромной. В народе даже русскую народную песню про степь, шутя, пели: «Степ да степ кругом…».

В послевоенные годы о степе не забыли, появились новые имена. В те годы на эстраде блистала пара братьев Гусаковых, Бориса и Юрия. Особенно прославились они после выхода на экраны фильмов с их участием — «Карнавальная ночь», «Девушка с гитарой», «Матрос с кометы».

Не менее знаменитым был в то время и степист Владимир Зернов. Клипу с его участием, снятым в 1947 году, стоя, рукоплескал Голливуд. И до сих пор им восхищаются.

Вспомним прекрасный фильм Карена Шахназарова «Зимний вечер в Гаграх», в котором блестяще сыграл Евгений Евстигнеев . Его герой – известный в прошлом чечеточник Алексей Беглов. В роли молодого Беглова в фильме снялся великолепный танцор Аркадий Насыров, а прототипом главного героя фильма был еще один кумир 50-х, чечеточник Алексей Быстров.

Еще один замечательный дуэт чечеточников — братьев Сазоновых


И напоследок — еще одни танцоры — «Лицедеи»:

А вот как он выглядит — невероятный степ Элинор Пауэлл и Фреда Астера. Ноги сами идут в пляс.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источники:

http://mirtancev.ru/istoriya-stepa.html
http://a-dance.ru/articles/znakomstvo-step/
http://kulturologia.ru/blogs/050618/39199/