Традиционная иранская борьба Кошти
Три золота и одно серебро — таким оказался дебют калининградских спортсменов на первенстве Европы по иранской борьбе. Сейчас даже сами борцы-вольники — а именно они стали первооткрывателями — удивляются тому, что смогли так быстро адаптироваться к правилам этого вида спорта. Хватило всего одной тренировки под руководством азербайджанского специалиста. Хотя до поездки в Минск, где проходил турнир по национальной забаве народов Ближнего Востока, о ней представители Янтарного края слышали лишь краем уха. Даже во всемирной паутине информация о ней насчитывает всего несколько строк.
Видео: Иранская традиционная борьба
Алексей Курденков, тренер по вольной борьбе: «Ознакомили по правилам и приблизительно показали борьбу, какая борьба, за что какие даются баллы. В принципе все броски — это борьба греко-римская и вольная борьба».
Сергей Тихомиров, победитель первенства Европы по иранской борьбе: «Мы в основном боролись по вольной борьбе, так и боролись».
В Персии местом борьбы обычно становилась травяная площадка. Спортсмены облачались в обычные брюки, обнажая торс. Разрешалось делать захваты за любую часть тела и бороться в стойке и партере. Сегодня от всего этого остались, пожалуй, лишь брюки.
Кстати, калининградская команда за свои успехи получила от организаторов сразу несколько комплектов формы. На схватку отводится 4 минуты, причем в отличие от других видов борьбы, чтобы проиграть, достаточно повернуться спиной к ковру.
Например, Вячеслав Курч в финале по привычке бросил своего соперника своим фирменным броском и проиграл, хотя в вольной борьбе это была бы победа.
Вячеслав Курч, призер первенства Европы 2010 по иранской борьбе: «Не знал чуть-чуть правила, кинул через свое плечо, и судьи решили, что победа достается ему».
Новоиспеченные чемпионы Европы теперь с гордостью демонстрируют сверстникам все тонкости новой борьбы. Кроме того, Александр Протасевич, Сергей Тихомиров и Матвей Барко получили приглашение на чемпионат мира, который пройдет в мае будущего года в литовском Шяуляе. Кстати, на этот турнир калининградцы планируют поехать более внушительной делегацией.
Иранская борьба «персидская кошти»
Борьба народов Ирана. Место борьбы — травяная площадка, не ограниченная размером. Костюм — обычные брюки, туловище обнажено. Разрешается делать захваты за любую часть тела и применять действия ногами в стойке и партере. Цель борьбы — положить противника на спину. Время схватки не ограничено.
Традиционная иранская борьба кошти
Войти
Варзеше-Зурхане – спорт богатырей
Варзеше-Пехлевани («спорт богатырей» по-персидски, который также называют «Варзеше-Бастани» («спорт древности») или Варзеше-Зурхане («спорт дома силы»)) – традиционный народный стиль борьбы, практикующийся в Иране.
Корни этого спорта уходят еще во времена Парфии (132 г. до н.э. – 226 г. н.э.), где изначально организовывались Академии физической подготовки, в которых взращивали воинов, готовых бороться с враждебными Ирану иноземцами (по своему предназначению этот спорт был аналогичен корейским, японским и китайским боевым искусствам).
Многие из таких «пехлеванов» (богатырей) не раз восставали против вторгшихся в страну греков, арабов или монголов на протяжении всей истории Ирана.
Однако за последние 300 лет этот спорт также обогатился различными компонентами моральных, этических, философских и мистических ценностей иранской цивилизации. В результате Варзеше-Пехлевани превратился в уникальную систему, включившую в себя духовные богатства суфизма и героизм, присущий иранскому национализму.
Особое внимание этот спорт уделяет духовной и моральной чистоте – участники соревнований должны быть честны, искренни и отличаться добрым темпераментом, телесная же сила приходит только после этого. Обучающиеся в такого рода Академии получают звание «пехлеван» (богатырь).
Современный Варзеше-Бастани обрел свою форму в XIX в., во времена правления Насреддин-шаха из династии Каджаров (1848 – 1896 гг.). Спортивные представления, вдохновленные персидскими мифами и легендами, устраивались при шахском дворе ежегодно, 21 марта (в Иранский Новый год). В последнее время, после долгих лет популяризации данного спорта за границей, была основана Международная Спортивная Федерация Зурхане – и сегодня по всему миру проходят международные соревнования «пехлеванов».
Традиционный спортивный зал, в котором тренируются «пехлеваны», называют «зурхане» («дом силы»). Такие «дома силы» представляют собой крытые сооружения, с единственным отверстием в крыше, и с опущенной вниз восьмиугольной или круглой «ямой» («гоуд») в центре. Вокруг «гоуда» расположены места для зрителей (а еще – для музыкантов и самих спортсменов).
Ритуалы и спортивная практика
Ритуалы Варзеше-Бастани имитируют практики и традиции суфийских орденов, о чем говорят и используемые термины: «муршед» («мастер» — он бьет в барабан и цитирует строки из стихов), «пиш-кесват» («лидер»), «тадж» («корона») или «факр» («бедность»). Этические правила зурхане также подобны суфийским идеалам, согласно которым, самое главное – обладать чистым сердцем. Каждая тренировка начинается с благочестивых похвал в адрес Пророка Мухаммеда и его рода. Хотя в менее религиозных зурхане этот элемент заменяют пересказом иранских мифов и легенд (например, из «Шахнаме»).
Основная часть тренировок Варзеше-Бастани посвящена ритмической гимнастике, с обязательным использованием пары деревянных дубинок («миль»), металлических щитов («санг») и железных гирь в форме боевого лука («каман»). Упражнения также включают акробатические элементы: суфийское кружение и жонглирование. Заканчивается тренировка борьбой (пока один спортсмен не положит другого на обе лопатки) – ее называют «Кошти-Пехлевани».
Ранги и степени
В данном виде спорта существуют различные ранги, самым высоким из которых является «Джахан-Пехлеван» («Мировой богатырь») – самый высокий ранг, существовавший в иранской армии до прихода Ислама. Именно этот титул носил легендарный богатырь Ростам из «Шахнаме» Фирдоуси. Другим современным носителем титула стал наш современник – Голамреза Тахти. «Джахан Пехлеван» Тахти завоевал олимпийское золото (1956), стал мировым чемпионом по борьбе (1959, 1961 гг.) и побеждал в турнирах «Браслет пехлевана» в 1957, 1958 и 1959 гг. (выступления с парой легких «миль»).
Еще один ранг – «Пехлеване-Бозорг» (или «Бозорг Пехлеван», буквально «Великий богатырь».ч то примерно соответствует Великому мастеру единоборств в восточно-азиатских боевых искусствах). Лишь очень немногим пехлеванам удавалось получить этот титул. Двое из них: Пурья-йе-Вали (ок. 1300 г.), который также являлся известным поэтом и мистиком, и Хадж Сейед Хасан Разаз (1853 – 1941 гг.).
Традиционная иранская борьба кошти
Уникальным событием для Минского Дворца спорта стало проведение в рамках турнира на призы А.В. Медведя-2016 Кубка по традиционной иранской борьбе пахлавани.
Беседуем с одним из организаторов Кубка пахлавани в Минске – Николаем Николаевичем Нижибицким. (Николай Николаевич одновременно является тренером бронзового призера чемпионата Европы-2014 и многократного чемпиона Беларуси по греко-римской борьбе – Александра Демьяновича).
Николай Нижибицкий: Национальная иранский вид спорта — зурхане помимо вольной и греко-римской борьбы включает упражнения с булавами, и другие силовые упражнения по общефизической подготовке, а венцом этой подготовки является борьба пахлавани. Все упражнения зурхане заканчиваются поединками борцов-пахлаванов.
Под эгидой Объединенного мира борьбы (UWW) работает комитет, развивающий национальные виды борьбы. Силовые единоборства сопровождают все этапы исторического развития каждого народа, несут в себе национальные черты и особенности, элементы традиций и фольклора. Таким образом, передача особенностей национальной борьбы от поколения к поколению является важной задачей сохранения этнической культуры, неразрывно связанной с историей развития нашей планеты.
Пахлавани (от пахлаван — «борец», «атлет», «силач») — традиционная борьба в Иране. История развития борьбы тесно связана с историей единоборств и боевых искусств народов Средней Азии, Индии, Ирана и Пакистана. Пахлавани — вид борьбы схожий с вольной борьбой, спортсмены соревнуются в специальных брюках, украшенных национальным орнаментом. Брюки выполнены в виде укороченных бриджей и дополнены поясом и крепкими манжетами, которые также могут использоваться при захвате соперника и значительно расширяют диапазон проводимых приемов, удержаний и бросков.
Одним из самых известных приверженцев иранского национального спорта – зурхане был знаменитый борец Голамреза Тахти. Чемпион мира по вольной борьбе, серебряный призер олимпийских игр в Хельсинки, Тахти в Мельбурне стал первым спортсменом, принесшим своей стране олимпийское золото. Этот великий борец был настоящим героем страны, его известность основана на благородном поведении и спортивных достижениях, и он до сих пор символизирует для иранцев саму суть спорта и считается истинным национальным героем.
В 1962 году в Иране было землетрясение, погибло около 45000 человек, Тахти пошел по улицам Тегерана с просьбой собрать средства в помощь нуждающимся людям, пострадавшим в землетрясении, призвал других именитых спортсменов способствовать развитию этого движения.
Проиграв на Олимпиаде в Токио в 1964 нашему Александру Медведю, Тахти ушел из большого спорта. Но дружба великих спортсменов продолжалась до 1968 года, когда Тахти трагически ушел из жизни. Долгие годы, посещая Тегеран, Александр Медведь навещал могилу друга.
Так, проведение Кубка по иранской борьбе пахлавани во время турнира на призы А.В. Медведя символическая дань памяти дружбе двух великих спортсменов.
Учитывая, что Кубок по борьбе пахлавани является коммерческим турниром, и призовой фонд составляет весьма приличную сумму (организаторы огласили 5000 долларов США за первое место) несколько белорусских вольников быстренько облачились в расписные черно-желтые шорты и попробовали свои силы в национальной иранской борьбе.
На ковры вышли сражаться Сурхо Рашитханов (серебряный призер чемпионата Европы среди юниоров), Андрей Каленик и Расул Тихаев (оба – многократные призеры чемпионата Беларуси по вольной борьбе).
Однако самым способным учеником в освоении нового вида спорта оказался Расул Тихаев, завоевавший золото и первое место Кубка в категории до 70 кг!
Напомним и об успехе еще одного белорусского вольника (весовая до 125) Алексея Николаева: на прошедшем в январе 2016 в Иране Кубке Тахти по пахлавани наш богатырь выиграл соревнования, собравшие более 200 спортсменов, в категории свыше 90 кг!
Чемпионат мира по пахлавани планируется к проведению в Минске в октябре 2016 причем расходы по проведению обещает нести иранская сторона.
Минск гостеприимно распахнет двери своих спортивных дворцов и примет гостей с белорусским радушием, чего нельзя ожидать от наших спортсменов – борцов, поскольку белорусские «пахлаваны» доказали свою способность в жесткой и бескомпромиссной борьбе отобрать самые высокие награды даже у самых именитых борцов!
Автор статьи: Ольга Зуенок
Автор фото: Василий Кучерявый
Источники:
http://moniteur.ru/shkoly/drugie-edinoborstva/536-tradicionnaja-iranskaja-borba-koshti.html
http://sajjadi.livejournal.com/90094.html
http://octagon.by/news/2016/02/23/iranskie-tradiczii-na-minskix-kovrax%E2%80%A6/