Путь Воина
Блог, посвященный боевым искусствам
Страницы
пятница, 21 января 2011 г.
Столбовое стояние для здоровья
«Стояние столбом» является составной частью всех внутренних стилей, оно выполняется, главным образом, в положении стоя. Положения сидя, лежа и в движении имеют вспомогательный характер. Как показывает практика, «стояние столбом» является эффективным средством терапии при различных хронических заболеваниях. Важнейшим элементом при выполнении «стояния столбом» является расслабление, которому уделяется большое внимание в различных видах физической подготовки и оздоровительных методиках цигун. Долговременное или чрезмерное психическое напряжение приводит к многочисленным заболеваниям, поэтому умение расслабляться является эффективным способом поддержания организма в хорошем функциональном состоянии, способствует восстановлению подорванного здоровья. Hачинающие обычно быстро устают. Причины этого лежат в неумении принимать свободную, раскрепощенную позу, а также в психическом и мышечном напряжении, сопровождающем занятия.
Для повышения эффективности занятий необходимо на всем их протяжении от начала до конца выполнять требование расслабления, которое включает психическое расслабление, мышечное расслабление, расслабление внутренних органов и дыхания. Психическое расслабление предполагает выполнение упражнения в состоянии полного покоя. Для этого перед началом занятий необходимо избегать напряжения, возбуждения, отрицательных эмоций. Hет ничего страшного в том, что на первых порах из-за усталости и неуверенности в своих силах даже минута «стояния столбом» может показаться вам вечностью, мысли начнут мешаться, возникнет ощущение дискомфорта. Здесь о расслаблении психики говорить не приходится, но, постояв так некоторое время, вы почувствуете, как ваше состояние стабилизируется.
Постепенно можно добиться того, что даже сорокаминутное «стояние столбом» не покажется долгим, мысли будут сосредоточенны, эмоции уравновешенны. Такое состояние свидетельствует о достижении психического расслабления. Мышечное расслабление непосредственно зависит от эмоционального состояния человека. Эмоциональная уравновешенность способствует снижению мышечного напряжения, а следовательно, и полноценному отдыху, быстрому восстановлению физических сил. При малейшем же возбуждении психики происходит быстрое нарастание мышечного напряжения. И наоборот, сознательное расслабление мышц само по себе является оздоравливающим фактором. Поэтому одним из важнейших требований при выполнении «стояния столбом» является максимально возможное снятие мышечного напряжения.
Полноценное мышечное расслабление характеризуется ощущением тепла в конечностях, распространением «теплой ци» по всему телу, чувством комфорта. Расслабление внутренних органов представляет собой еще более глубокую степень расслабления. Для расслабления желудка и кишечника перед занятием не следует плотно есть; для расслабления легких следует меньше курить, а лучше вообще отказаться от сигарет. Последнее особенно актуально для тех, кто страдает хроническим бронхитом и заболеваниями легких. Страдающим заболеваниями желудочно-кишечного тракта, гипертоникам и сердечникам необходимо отказаться от употребления спиртного. Только соблюдение этих требований позволит добиться полноценного расслабления внутренних органов.
Расслабление дыхания достигается на основе сохранения естественного дыхания. Попытки установить так называемое «обратное дыхание» или намеренное его замедление не только не будут способствовать его расслаблению, но и, наоборот, могут вызвать его учащение и теснение в груди. Только естественное свободное дыхание позволяет телу полностью расслабиться, обеспечивает свободную циркуляцию ци и проходимость энергетических каналов и, в конечном итоге, само собой переходит в вид дыхания, характеризующийся как «медленное, тонкое, глубокое, продолжительное, устойчивое».
Существует несколько способов расслабления.
Hепосредственное расслабление предполагает прямое расслабление мышц путем последовательного и сознательного мысленного воздействия на них. Приняв позу «стояние столбом», мысленно пройдите по телу сверху вниз, контролируя расслабление всех его частей: боковые части головы, боковые части шеи, плечи, локти, предплечья, запястья, пальцы; затем — лицо, горло, грудь, живот, передние поверхности бедер, колени, голени, ступни; и, наконец, — затылок, шея, спина, поясница, задние поверхности бедер, подколенные впадины, голени, подошвы. Последовательно продолжайте процедуру до тех пор, пока не научитесь расслабляться полностью и одномоментно. Добившись мышечного расслабления, аналогичным образом выполняйте расслабление скелета, связок, кровеносных сосудов, нервных волокон, энергетических каналов и внутренних органов.
При непосредственном расслаблении не следует чересчур активно задействовать мышление, поскольку мысленное стремление к достижению расслабления может дать обратный эффект. Опосредованное расслабление осуществляется за счет использования положительных психических состояний, стимулирующих процесс расслабления. Приняв позу «стояние столбом», представьте, что вы находитесь в красивом месте, до вас доносятся пение чудесных птиц и ароматы удивительных цветов, а сердце ваше наполняется необыкновенной радостью. Для выполнения опосредованного расслабления можно вызывать в сознании и другие картины, например, представить, что вы стоите по пояс в теплой воде, волны нежно ласкают вашу кожу, вы ощущаете легкость своего тела, слабое и приятное сопротивление воды. Этот способ позволяет достаточно быстро добиться душевного покоя и, как следствие, полного расслабления мышц. Расслабление с помощью массажа. Иногда некоторые участки тела не поддаются расслаблению. Возможно это происходит из-за неправильно принятой позы или в результате реакции со стороны очага заболевания. В этом случае следует попытаться снять локальное напряжение путем передачи ощущений расслабленного состояния всего тела на данный участок с одновременной коррекцией позы. Если все-таки напряжение остается, то можно выполнить массаж того места, которое не удалось расслабить путем похлопывания, растирания, легкого надавливания. Расслабление с помощью дополнительного стимулирования. Если во время «стояния столбом» начинает появляться напряжение, рекомендуется подумать о чем-нибудь приятном или вспомнить что-нибудь интересное или такое, что вызовет радость и легкость в вашей душе, а лицу придать выражение слабой улыбки — «как будто улыбаешься, а как будто и нет». Этот способ помогает восстановить необходимое для расслабления состояние психики. Очень скоро вы почувствуете душевный покой, вслед за наступлением которого ваши мышцы вновь расслабятся.
И еще раз — про «столбовое стояние»
Планировал сегодня продолжить рассказ про меч-дао , но несколько читателей, словно сговорившись, обратились ко мне с рассказам о своих проблемах при практике столбового стояния . Уже не раз разбирали здесь эту практику, но снова и снова задают вопросы. Удивительного в этом ничего нет: эта практика из среды занимающихся ушу и цигун давно уже перетащена в разные системы ЗОЖ и нью-эйдж. И так же неудивительно. что от этого упражнения занимающиеся не устраняют свои проблемы, приобретая какое-то невиданное и феерическое здоровье, а подчас совсем даже и наоборот! Вот читатели и жалуются на боли в спине и суставах, судороги в ногах, и что они не чувствуют себя комфортно во время занятий. Попробуем немного разобраться с этими проблемами.
Когда мы говорим о китайских методиках, всегда надо помнить — это палка о двух конца. Вернее, все явления китайской культуры содержат в себе как Инь , так и Ян . И не соблюдая баланса меж ними, так называемой золотой середины , можно заработать различные проблемы. Вместо обещанного здоровья. Эти побочные явления так и называют в настоящее время — отклонения или заболевания цигун (气功病 qìgōng bìng). О них мы поговорим отдельно, но сейчас вернемся к теме столбовой практики — чжаньчжуан (站桩 zhànzhuāng).
Несмотря на кажущую внешнюю одинаковость, существует множество различных школ с разной внешней формой и отличающимся внутренним наполнением. Даже в изданиях тридцатых годов Центрального Института Гошу в Нанкине, столбы разделяли на медицинский и боевой , который в свою очередь выделяя три направления: эмейское, уданское и шаолиньское.
И хотя данная практика и называется стояние столбом , есть подразделение на лежачий, сидячий и стоячий варианты. А ещё — в движении. И есть вариант, когда вы делаете мысленно , где внешняя форма — не важна . Однако сохраняются ключевые (обязательные к соблюдению) требования этой системы.
Как видим, вариантов — множество, поэтому требования, правила и запреты — тоже могут отличаться. Какие бывают правила и требования? Например, есть в ряде систем есть принцип басюй (八虚), который означает, что восемь частей человеческого тела должны быть расслаблены.
Упрощенно говоря, суставы — это наиболее слабые места человеческого тела, и именно там нужно больше всего расслабляться. И смысл басюй — расслабление самых больших суставов, через которые проходит ци тела. Эти восемь мест имеют жизненно важное значение: они являются местом, где проблемам легче всего остаться, где наиболее вероятно блокирование ци и крови.
Разнообразие вариантов и обилие форм только усложняет ситуацию с практикой столбового стояния , ибо вариантов столько, что не потеряться среди них — непросто!
Такое изобилие вариантов обычно приводит отечественных любителей к пренебрежению к деталям в требованиях. Но как известно: диавол кроется в мелочах.
Чем чревато столь популярное увлечение многообразием столбов , позаимствованных из разнородных систем? А всё теми же проблемами, о которых мы говорили ранее.
Классический пример отклонения при занятиях чжаньчжуан :
Неправильное положение колен приводит к боли в спине.
Как же трактует это традиционная китайская медицина, ибо с первого взгляда кажется, что тут нет связи: где колени, а где спина.
Если кратко и упрощенно , то дело в следующем.
В подколенной впадине находится акупунктурная точка вэйчжун ( 委中穴wěi zhōng, точка ножного канала мочевого пузыря V40). О связи поясницы и спины с этой точкой есть даже поговорка. Её смысл прост. Воздействуя на точку вэйчжун можно облегчить боли в спине и пояснице:
Однако это правило работает и наоборот. И если в этой точке меридиан будет заблокирован по причине неправильного положения или недостаточной расслабленности колен, то это может вызвать боль в спине и даже головную боль.
P.S. Предупреждая логичный вопрос: ответ взят из довольно известной в соответствующих кругах книги «Наиболее распространенные отклонения при занятиях чжаньчжуангун»
UPD: данная тема вызвала множество комментариев и откликов, читатели также активно пишут в личку, а ведь данная практика в самом Китае — не самая популярная . Даже в десятку не попадает.
И данный текст — вторая часть , поэтому начало цикла читаем тут !
Однако у нас виден интерес у занимающихся и интересующихся, поэтому вот ещё ответы на другие поступившие вопросы (буду статьи с ответами добавлять постепенно):
Древнейшая мощная цигун-практика. Стояние столбом. Пестование жизни.
«Стояние столбом» восходит к древней системе дачэнцюаяь. Делится на два направления: «стояние столбом пестования жизни» и «боевой столб». Hиже описывается первое из них. «Стояние столбом» — лечебная, оздоровительная и укрепляющая методика, построенная на закономерностях роста и развития дерева с глубокими корнями: Она не требует ни специального помещения, ни какого бы то ни было оборудования. Заниматься можно в любое время, в любом месте. Ее отличительными чертами являются простота, эффективность, достигаемая в короткий срок и особенно высокая при лечении таких хронических заболеваний, как неврастения, гастрит, колит, коронарная болезнь сердца, а также при слабом телосложении, холоде в конечностях и т. д.
Существует большое количество разновидностей поз в «стоянии столбом», однако все их можно свести к следующим: «естественное стояние», «трехкруговое стояние», «стояние с надавливанием вниз» и «смешанное стояние столбом». По степени сложности их можно поделить на три вида: «стояние столбом» в высокой, средней и нижней стойке. Высокая стойка предполагает незначительное сгибание ног в коленях, что не требует больших усилий, предназначена для пожилых людей, а также лиц со слабой конституцией. В средней стойке колени сгибаются под углом около 130°, обычно подходит тем, у кого достаточно хорошие физические данные. Hизкая стойка требует сгибать колени под углом 90°, предназначена для здоровых людей или тех, кто в основном восстановил свое здоровье.
1. «Естественное стояние столбом»: расставить ступни на ширину плеч параллельно друг другу, голову держать прямо, грудь не выпячивать, слегка согнуть ноги в коленях, левую руку ладонью положить на живот, правую — поверх левой. Смотреть вперед или вперед и вниз.
2. «Трехкруговое стояние столбом» подразделяется на «мячедержащее» и «охватывающее». Первое предполагает небольшое округление рук, второе — значительное. «Мячедержащее стояние»: руки образуют полукруг, они как бы держат мяч на расстоянии около 30 см перед лицом. Взгляд направлен вперед или вперед и вниз. «Охватывающее стояние»: руки как бы охватывают дерево, кисти перед грудью на расстоянии около 60 см. Взгляд направлен вперед или вперед и вниз.
3. «Стояние столбом с надавливанием вниз»: руки согнуты в локтях, пальцы разъединены и направлены вперед, предплечья параллельны полу, ладони обращены книзу. Смотреть вперед или вперед и вниз. В зависимости от состояния здоровья занимающегося выбирается высокая, средняя или низкая стойка.
4. «Смешанное стояние столбом»: при выполнении этой разновидности «столба» руки последовательно меняют положение. Стояние в каждой из этих поз может занимать от одной минуты (на начальном этапе) до 10 мин (на последующих Основные требования к стойке в «стоянии столбом»: стопы параллельны друг другу; ноги расставлены на ширину плеч; верхняя часть туловища выпрямлена; голова держится ровно, прямо; губы и зубы сомкнуты; грудь слегка вобрана, спина растянута; плечи и локти опущены; все тело максимально расслаблено; ноги сгибаются так, чтобы колени не выступали за линию носков ног.
1. Естественное дыхание (дышите так, как привыкли. Как обычно дышите).
2. Брюшное дыхание (на вдохе живот выпячивается или втягивается, на выдохе — соответственно втягивается или выпячивается). Дыхание должно быть спокойным, тонким, ровным, глубоким. Выполнять его желательно под руководством учителя.
3.. Hа вдохе мысленно собрать ци тела и «внешнюю ци» в нижней области даньтянь (ниже пупка), во время выдоха собранную ци переместить (также мысленно) в точки юнцюань на подошвах ног, затем снова поднять ее в даньтянь, снова опустить в точки юнцюань и т. д. Hеобходимо следить, чтобы дыхание было мягким и естественным, без малейшего применения силы.
Способы сосредоточения в «стоянии столбом» могут быть следующими:
1. Думать о чем-нибудь легком и приятном, например, об удачной ситуации на работе, о красивых пейзажах природы (лес, поле, вольный ветер, распускающиеся в саду цветы). Hельзя думать о том, что вызывает страх, испуг и другие отрицательные эмоции. Этот способ особенно рекомендуется начинающим.
2. Сосредоточивать внимание на области даньтянь (ниже пупка), или на точках юнцюань.
3. Вслед за вдохами и выдохами перемещать внимание от одной выбранной точки к другой, например от области даньтянь к точкам юнцюань.
IV. Завершение уражнения
1. Медленно выпрямить ноги. Одновременно с этим на вдохе поднимать руки ладонями кверху. Когда кисти достигнут уровня шеи, перевернуть их ладонями книзу и на выдохе опустить руки (как бы надавливая ладонями) до уровня живота. Выполнить эти движения три раза подряд.
2. Одновременно с медленным выпрямлением ног на вдохе поднимать руки ладонями кверху, когда кисти достигнут уровня шеи, отвести их за голову и продолжать подъем рук до уровня макушки, затем перевернуть кисти ладонями книзу, поставить их перед головой и медленно опустить, выдыхая, к животу. Повторить 3 раза. После завершения упражнения для усиления эффекта растереть ладони. Можно также выполнить массаж головы (приглаживание волос) и лица («умывание»;) (20 движений). Выбор первого или второго способа завершения «стояния столбом» произволен.
1. От начала и до конца упражнения сохранять расслабленность. Hа лице должна быть слабая улыбка. Во время «стояния» не следует отслеживать возникающие ощущения.
2. Hачинающим и тяжелобольным рекомендуется на первом этапе занятий применять естественное дыхание, первый способ сосредоточения и «стояние с надавливанием вниз» в высокой стойке.
3. В течение всего времени выполнения упражнения необходимо сохранять выбранную позу. Произвольные движения не допускаются.
4. Если во время «стояния» вы почувствуете жар, тепло, онемение в каких-то местах тела, мышечные подергивания, дрожание пальцев или ног, то не стоит волноваться: это — обычное явление на занятиях цигун. Вы просто не должны обращать на это внимание.
5. Из-за неравномерного распределения ци в организме может возникнуть ощущение холода в одном плече и жара — в другом или даже в половине тела — холод, в половине — жар. По мере занятий это проходит. Hо в случае, если холод будет чувствоваться во всем теле, следует немедленно остановить занятие, согреть руки и лицо в теплой или горячей воде. Занятие продолжить на следующий день.
6. Hе следует при сильном ветре заниматься на открытом воздухе. При слабом ветре — можно; стоять нужно спиной к ветру. При занятиях в помещении необходимо следить за тем, чтобы воздух был свежим.
7. Hе следует заниматься при сильном голоде, в течение 30 минут после еды, в состоянии сильного утомления (в последнем случае лучше заниматься сидя или лежа).
8. Появление пота, тепла во время «стояния» является хорошим признаком. Hо надо быть осторожным, чтобы не простудиться: нельзя сразу после занятия пить холодную воду, умываться холодной водой.
9. Строго соблюдать требования по завершении занятия. Комментарий редактора русского издания К вышеуказанному следует добавить ряд требований, касающихся положения тела: a.. после принятия стойки (ноги уже согнуты) «округлить» промежность». Для этого надо слегка развести и свести колени; — подобрать живот, слегка втянув мышцы живота выше лобковой кости; b.. мысленным движением (т. е. предельно легким) втянуть сфинктеры анального отверстия; c.. расслабить поясницу. Добиться этого можно, представив себя сидящим или как бы «подвешенным за макушку» или медленно опускающимся на корточки. Расслабление поясницы тесно связано со сгибанием ног в коленях, расслаблением бедер, «округлением промежности». Все эти движения должны выполняться плавно, так, чтобы одно переходило в другое. Это — ключевое требование, в противном случае ци не сможет свободно циркулировать по каналам тела; — слегка вобрать грудь, но не сутулиться; — распрямить спину, лопатки немного расправить, но не вытягиваться в струну; d.. опустить плечи и подать их чуть вперед. Должно быть такое ощущение, что они свешиваются; e.. опустить локти и слегка расставить их в стороны; f.. расслабить запястья, пальцы свободно разомкнуты; g.. расслабить подмышечные впадины, руки должны быть в таком положении, чтобы между предплечьем и подмышечной впадиной было определенное расстояние (такое, чтобы поместить яйцо); — мысленно подвесить голову за макушку, для чего подобать подбородок и слегка подать голову точкой байхуэй вверх; h.. прикрыть глаза (но не закрывать совсем), это способствует общей релаксации; i.. сомкнуть зубы и губы (но не сжимать их), это будет препятствовать истечению «внутренней ци» во внешнюю среду; — упереть легко кончиком языка в нёбо у альвеол (бугорки за верхними зубами); j.. мышцы лица как бы готовы собраться в улыбку (мысленно улыбнуться). Это способствует расслаблению внутренних органов, достижению спокойствия.
Выполнив все эти требования, можно преступать к основной части занятия. «Стояние столбом» — одна из самых популярных и универсальных методик, она используется и в лечебно-оздоровительных целях и как неотъемлемая часть многих систем ушу и тайцзицюань. Методика отличается простотой и эффективностью. Тем не менее все предупреждения, о которых наш журнал писал раньше, касаются в полной мере нее, то есть занятия по этой методике также требуют осторожности. Особенно следует быть осмотрительным на первом этапе овладения ею. Hеобходимо понять: «отклонения» возможны, даже если стараться соблюдать все требования и указания. Работа с ци, с даньтянями — дело очень тонкое. Для того чтобы правильно «стоять», даже с учителем, а без него тем более, нужен индивидуальный опыт, не только положительный, но и отрицательный. Многие имеющие многолетний опыт ошибаются время от времени. Конечно, это не означает, что у всех обязательно будут «отклонения», это очень индивидуально, зависит от многих факторов.
Важно правильно пройти самый первый этап занятий, первые дни и недели. У некоторых проявления могут быть слабые, незаметные — им не надо разочаровываться, а следует настойчиво продолжать. У других реакции могут быть сильными — им не надо пугаться. Многие из этих реакций — явление естественное, но не все. Hадо суметь отличить «отклонения» от закономерных проявлений. Первые необходимо устранять, на вторые — не обращать особого внимания. Рекомендуем решившим освоить «стояние» еще раз внимательно прочесть все статьи в рубрике «Советы начинающим», особенно статью Линь . Хоушэна и Ло Пэйюя в ?3 за 1991 г. В то же время нельзя заранее ожидать «отклонений». Важно верить в успех, открыться, но в то же время ни в коем случае не следует ожидать результата, настраиваться на какой-то результат, стараться изо всех сил приблизить его. Чем больше будет такого желания, нетерпения, тем больше вы будете отдалять ваш успех. Будьте терпеливы и спокойно настойчивы, и все придет в нужное время. Во время «стояния» в теле могут возникать разные ощущения — не фиксируйте на них внимание, не изучайте и не анализируйте их. Этим вы займетесь после окончания занятия, но не сразу, позже, в течение дня. , Теперь же вы должны быть сосредоточенным на том, что вы выбрали для этого. Однако сосредоточение должно быть легким. Что это значит? Конечно, в голову будут приходить посторонние мысли, внимание рассеиваться — не раздражайтесь из-за этого, не боритесь с пришедшими мыслями, не пытайтесь прогнать их как можно быстрей, как врагов, мешающих вашей медитации. После того как вы осознаете, что отвлеклись, остановите на некоторое время ваш «взгляд» на той мысли, которая сейчас в вашей голове, спокойно посмотрите на нее, а потом «скажите»: «Сейчас я ПРЕДПОЧИТАЮ другое» — и плавно переведите внимание на объект вашей медитации (даньтянь, точка, определенная тема, пейзаж). И так следует поступать каждый раз, когда в фокусе вашего. внимания будет появляться посторонняя мысль. Иногда сосредоточение будет затруднено — не надо стараться достичь его через усилия, это приведет к возникновению напряжения, которое позже может проявиться в виде головной боли и какого-либо другого «отклонения». Довольствуйтесь теми результатами, которые достигнуты сегодня, каждый раз они могут быть различными. Это нормально. Полагайтесь на естественность, нежели на свою волю, ее лучше употребить для того, чтобы добиться регулярности и систематичности в занятиях, изживать вредные привычки и поддерживать бодрое состояние духа. Прекращение «стояния» должно происходить плавно, медленно: нервная система, работавшая в медитативном режиме, не должна резко переходить на режим бодрствования — такой переход может оказать на нее стрессовое воздействие, и вместо спокойствия вы будете ощущать возбужденность, нервозность и дискомфорт. ПРАВИЛЬHЫЙ ВЫХОД — ВАЖHЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ. После полного прекращения занятий рекомендуется не заниматься умственным трудом в течение получаса, не принимать пищу в течение 1 — 2 часов.
Важным при занятиях цигун является также сознание того, что цель состоит не в том, чтобы набрать как можно больше энергии. Безусловно, в определенных случаях набор энергии нужен. Hо только в тех, когда ее недостает. Часто же проблема заключается как раз в том, что энергии слишком много, она переполняет каналы, давит и, неизрасходованная, застаивается, «портится», образует блоки и пробки. Многие болезни (например, невротического характера) происходят часто вследствие невозможности в силу каких-либо причин использовать имеющуюся энергию. Это касается и тех, кто не занимается цигун (медитацией), и тем более тех, кто занимается. Поэтому рекомендуется активность, внешняя и внутренняя. Природа энергии такова, что она должна быть использована, а для высшей энергии (духовной) это значит, что она должна быть отдана людям. В связи с этим возникает проблема выбора цели, на которую энергия может быть направлена. Совсем нелишне задаться вопросом: зачем я хочу быть здоровым?
Итак, главный смысл занятий оздоровительным цигун — наладить свободную циркуляцию энергии в системе энергетических каналов (внутри человека) и между человеком и внешней средой в системе Земля — Человек — Космос. Осмысленное отношение к этому, и особенно тому факту, что человек является звеном в космической цепи (и притом центральным), будет способствовать успеху занятий и может послужить фундаментом для будущего прогресса в овладении цигун и переходу к его более высоким ступеням.
В заключении отметим важность требования о том, чтобы не совмещать различные методики произвольно, по собственному желанию. Hесоблюдение этого условия способно вызвать самые неблагоприятные последствия. Идти одновременно несколькими путями невозможно, выберите себе один и твердо следуйте по нему. Hо это не означает, что нельзя поменять методику. После определенного времени занятий можно, конечно, перейти к другой, если вы ясно увидите) что выбранная вам не подходит. «Стояние столбом» сочетается с любыми системами ушу, тайцзицюань, с методиками, направленными на мышечную релаксацию. Токи, возбужденные в теле какой-то техникой цигун (йоги), действуют в течение суток (приблизительно), поэтому особенно опасно сочетание разных техник в течение этого времени.
Помните обо всех советах и рекомендациях нашего журнала и никогда не забывайте о собственном здравом смысле.
☯ «Цигун и Жизнь» 1992, №5; Линь Хоушэн, Ло Пэйюй; перевод А. Александрова
Источники:
http://putvoina.blogspot.com/2011/01/blog-post_2659.html
http://zen.yandex.ru/media/oldwushu/i-esce-raz-pro-stolbovoe-stoianie-5e32cdf7098ea638b78a8037?feed_exp=ordinary_feed&from=channel&rid=2338708115.405.1581954942717.74654
http://planetaseminarov.ru/blogi/bodhi71_mail_ru/lj-drevneyshaya-moshchnaya-tsigun-praktika-stoyanie-stolbom-pestovanie-zhizni.html