Знаменитые борцы монголии. Внутренняя Монголия: Борьба Бух Барилдах. Как вы думаете, дзюдоисты каких стран — самые сильные
Борцы вольного стиля Монголии
— Зэвэгийн Ойдов (1949 г.) — 2-кратный Чемпион Мира, серебрянный призёр Олимпийских Игр.
Наиболее выдающийся борец Монголии. Весовая категория — до 62 кг.. Начал заниматься вольной борьбой в 20 лет. Научные исследования в спорте доказывают, что чемпионов мира и олимпийских чемпионов надо начинать готовить с 14 лет. А в видах спорта, где требуется скорость, начинать подготовку надо ещё раньше. Легкие весовые категории в вольной борьбе требуют высокой скорости и выносливости.
Зэвэгийна Ойдова не смог победить в личной схватке даже более молодой и сильный Павел Пинигин (1953 г.) на чемпионате мира по вольной борьбе 1977 года. Павел Пинигин к тому времени уже был Олимпийским чемпионом, Чемпионом Мира, Чемпионом СССР и занимался вольной борьбой с 11 лет, он выступал в родной весовой категории до 68 кг., а для Ойдова — это была уже более тяжелая категория, он пришёл в неё из категории до 62 кг.
— Хорлоогийн Баянмунх — Чемпион Мира, Серебрянный призёр ОИ, 100 кг
Чемпионат Мира (1975 г.): 1. Х. Баянмунх; 2. Харальд Бюттнер; 3. Владимир Гулюткин (2-кратный Чемпион Мира, 4-кратный Чемпион СССР)
— Жигжидийн Мунхбат — Серебрянный призёр Олимпийских Игр, 87 кг.
— Жамцын Даваажав — Серебряный призёр Олимпийских Игр, 74 кг.
На Олимпийских играх 1980 года выступал в соревнованиях по вольной борьбе в полусреднем весе и завоевал серебряную медаль Олимпийских игр, проиграв в финале Валентину Райчеву, причём ещё за шесть секунд до конца встреч выигрывал её.
— Дугарсурэнгийн Оюунболд: Бронзовый призёр Олимпийских Игр, 57 кг;
— Данзандаржаагийн Сэрээтэр: Бронзовый призёр Олимпийских Игр, 74 кг;
— Чимэдбазарын Дамдиншарав: Бронзовый призёр Олимпийских игр, 52 кг;
— Тумурийн Артаг: Бронзовый призёр Олимпийских Игр, 78 кг;
— Гомбын Хишигбаатар: обладатель Кубка мира (48 кг.)
1 место — Г. Хишигбаатар, 2 место — Токчинаков В. ( Чемпион СССР и Европы, 2-кратный победитель Кубка СССР по вольной борьбе), 3 место — Р. Дэйв (США)
— Авирмэдийн Энхээ: обладатель Кубка мира (62 кг.)
1 место — А. Энхээ, 2 место — Джинн Миллз (кличка «Убийца Чемпионов»), 3 место — Алексеев Виктор (4-кратный Чемпион СССР, 2-кратный Чемпион Мира)
— Зэвэгийн Дувчин: обладатель Кубка Мира (90кг., тяжеловес)
На Олимпиаде 1980 г. 4-кратный Чемпион СССР, Чемпион Мира, дагестанский силач Арацилов Магомедхан так и не смог ни положить на лопатки, ни выиграть по очкам у монгольского борца, победу он получит только за активность. Единственным достижением монгола к тому времени была победа на всемирной универсиаде студентов.
— Соронзонболдын Батцэцэг: 2-кратная Чемпионка Мира, бронза ОИ
— Сухэгийн Цэрэнчимэд: Чемпионка Мира
— Пурэвдоржийн Орхон: Чемпионка Мира
2. Из серебрянных медалистов Чемпионатов Мира отметим
— Мэгдийн Хойлогдорж, 57 кг, 1973 год. Олимпийские игры 1976 г.: положил на лопатки на 4:49 минуте Владимира Юмина, Олимпийского чемпиона, 4-кратного Чемпиона Мира, 4-кратного Чемпиона СССР.
Из бронзовых медалистов Чемпионатов Мира отметим:
— Пунцагийн Сухбат: Бронзовый Медалист ЧМ и 2-кратный Чемпион Азии, 82 кг (тяжеловес). На Чемпионате Азии 1992 г. в весовой категории до 90 кг. победил будущего Чемпиона Мира Аббаса Джадиди
Несмотря на отсутствие олимпийских чемпионов, монголы имеют выдающиеся успехи в вольной борьбе. Специалисты считают, что тогда вольная борьба была более жёсткой, менее скованной правилами, как сейчас. Сильнейшими борцами в то время считались борцы СССР, их тренировали по методикам, составленным в соответствии с лучшими достижениями науки, обучение вели тренеры мирового класса, за их физическим развитием наблюдали лучшие спортивные врачи СССР, но монгольские борцы, приезжавшие из степей, всё равно наносили им поражения. За спиной монголов стояли вековые традиции бух барилдаан, тяжёлый животноводческий труд с детства, ну и конечно — талант.
Но сегодня монголы не показывают таких успехов, это связано с падением интереса к вольной борьбе. Многие способные борцы идут в сумо, дзюдо, по примеру знаменитых Асасёрю и Тувшинбаяра
Статистика борцов — тяжеловесов к населению Монголии:
1. Хорлоогийн Баянмөнх, род. 22 февраля 1944 г. 2) Жигжидийн Мөнхбат, род. 1 июня 1941 г. 3) Зэвэгийн Дүвчин, род. 2 июля 1954 г. 4) Пунцагийн Сүхбат, род. 27 августа 1964 года
Население Монголии в 1963 г.: монголы — 1023 365 человек , казахи — 47 735.
1023365 / 4 = 255 842 чел.. Т.е. из 255 842 монголов один человек был борцом тяжеловесом мирового уровня.
Кроме того, монголы: отличные боксеры (1 олимпийский чемпион, 4 чемпиона мира, чемпионы других международных турниров), отличные дзюдоисты (1 олимпийский чемпион, 2 чемпиона мира, 2 чемпиона турнирной версии чемпионата мира «Мастерс», чемпионы других международных турниров), отличные самбисты (37 чемпионов мира), хорошие стрелки (1 чемпион мира, 1 серебро Олимпиады), силачи и т.д. при населении в 3 млн. чел.. Это сила истинных потомков создателей Монгольской империи
Знаменитые борцы монголии. Внутренняя Монголия: Борьба Бух Барилдах. Как вы думаете, дзюдоисты каких стран — самые сильные
Войти
Потомки Чигнис Хана
Монгольская национальная борьба “Бух барильда”.
Монгольская национальная борьба “Бух барильда” имеет свой ритуал, правила и специфические особенности: схватки не ограничиваются по времени, нет весовых категорий, побежденным считается тот, кто первым коснется земли, у каждого борца свой судья.
После поединка побежденный должен пройти под поднятой рукой победителя — в знак того, что он признает свое поражение.
В Монголии крайне популярна национальная борьба “Бух барильда”.
Огромное количество турниров проводится по всей Монголии чуть ли не ежедневно. Костюм у борцов специфический: сапоги, трусы и короткая жилетка с рукавами, но с открытой грудью.
В народе ходит преданье, что в стародавние времена жилетка была обычная, т.е. как полагается с закрытой грудью. В стародавние времена собирались со всей степи батыры померяться силой и умением в борьбе. Слава о победителях разносилась в мгновение ока по всем стойбищам, о героях-борцах слагались песни, рассказы о их подвигах передавали из поколения в поколение.
Однажды появился в степи борец, непобедимый борец. Сильный и выносливый, молодой и красивый, батыр, одним словом. В борьбе ему не было равных. Побеждал он всякого, кто делал ему вызов.
Так были повержены все сильнейшие. Множество историй о его борьбе рассказывал народ, самые красивые девушки мечтали отдать ему сердце.
Моногольские мужчины ничем не отличались от мужчин по всему свету, не нравилось им, что появился такой вот «всем борцам борец».
Непонятный он был для них. Всякий батыр после победы и погулять мог, выпить там, песни попеть, с девушками повеселиться, а этот нет, победит всех и в степь. Не порядок.
Как там дело было, — уж не помнит ни кто, но выяснилось, что бытыр этот, вовсе и не батыр, а баба, в смысле, женщина! Что тут началось, даже говорить не надо.
Монгольские мужчины, они же настоящие мужчины и поэтому в мужские дела женщин не допускали ни под какими предлогами. А борьба — это чисто мужское дело. А тут такой позор! Что делать? Думали, думали, как себя от такого срама в будущем обезопасить, ничего не придумали.
Ну тут, как водится, дедок, весь седой и умудрённый жизнью, говорит: «А надо, други, вот что сделать. Бороться теперь будем в трусах, да в куртке с открытой грудью, чтоб ни одна ба. прошу прощения, женщина в мужские дела не совалась.»
С тех времён уж много воды утекло. Всё изменилось, переменилось. Женщины сейчас не таясь выходят на ковёр, татами и ринг, но вот монгольская борьба “Бух барильда” так пока и остаётся чисто мужским делом.
Кстати загнутые носки сапогов у монгола для того, чтобы не ломать траву — трава приминается но не ломается.
Перед каждым поединком борцы исполняют ритуальный танец орла — священой птицы для каждого монгола.
В монгольской борьбе применяется множество приемов, их насчитывается свыше 400.
Победителям пятого тура присваивается звание Сокола, седьмого — Слона, девятого (если впервые занимает первое место) — Льва, занимавшему первое место вторично — звание Исполина.
Трехразовому чемпиону присуждают звание Исполина всего мира и занимавшему первое место 4 раза и свыше — Исполина непобедимого.
Самые большие соревнования по борьбе проводятся на национальный праздник Наадам.
Наадам дословно с монгольского — «три игрища мужей», традиционное спортивное состязание по трем национальным видам спорта: борьба, стрельба из лука, конные скачки.
История Наадама уходит в глубокую древность: состязания среди самых ловких и сильных устраивались в начале лета. В это время скот перегонялся на обильные летние пастбища, и скотоводы могли позволить себе передышку. Часто на таких состязаниях отбирались меткие стрелки для военных дружин. С 1912 г. местом проведения надома стало подножие священной горы Богдо-Ула, расположенной около современного Улан-Батора.
UPD: Пока искал фотографии нашёл статью, по разновидности монгольской борьбы — калмыцкая национальная борьба «Бёки барилдан». По сути, она похожа на внутримонгольскую национальную борьбу.
Самые большие соревнования проводятся на празднике «Джангариада» — посвящёном героическому калмыцкому эпосу «Джангар». На этом празднике также, как и на монгольском Наадаме, проводятся соревнования по стрельбе из лука, конные скачки, борьба, что и не удивительно — ведь калмыки это джунгары (или ойраты), когда-то одно из могущественных племён Великой Степи.
Джунгар или зюн гар — левая рука, когда-то — левое крыло монгольского войска.
Вот как в Джангаре описываются приемы борьбы в поединке богатыря Хонгора с Тёгя Бюса:
«. Ухватившись за красный кушак,
Нажал он желтым локтем своим
На позвоночный хребет врага.
Так нажал он локтем стальным,
Что мясо прорвал, дойдя до кости!
Еще раз нажал и в третий раз
-И на ноги встал и много раз
Перебросил через себя Тёгя Бюса, врага своего,
Скалы гранитные раздробя
-Так, что след лопаток его,
Туловища отпечаток его
Остался на граните горы».
Анатолий Жемчуев, мастер спорта СССР, судья всесоюзной категории.
Калмыцкая борьба // Известия Калмыкии № 57 (1094), 28 марта 1996 г.
В 1852 году, путешествуя по обширным калмыцким степям, русский ученый Павел Небольсин отмечал: «Калмыцкая борьба представляет чрезвычайно любопытное явление, подобно которому мы в наши времена ничего не найдем у других соседственных с калмыками племен.
Это очень интересное подобие древних олимпийских игр, победа на которых венчает победителя славою неомрачимою и быстро разносящеюся по целому калмыцкому миру».
Борьба в те времена, как правило, проводилась по большим праздникам. Приглашались борцы из разных улусов и селений. О времени схваток сообщали народу заранее, и весь улус разделялся на две стороны болельщиков, каждая переживала за своих.
Борцы выступали от своего рода, улуса, хотона или от какого-либо богатого князя, нойона, хозяина. К состязаниям готовились задолго. Атлеты спали на коже, подложив под голову жесткие арканы, приучали себя к ударам, кидались на землю и кувыркались.
При проведении соревнований были свои традиции и правила. Выйдя на схватку, борцы, строя угрожающие гримасы, яростно вглядывались в лица друг друга, стараясь устрашить соперника. На арену выходило по очереди несколько пар борцов.
Боролись на земле босыми, без рубах и головных уборов, с подвернутыми выше колен штанами, подпоясанными кушаками. Борцы опоясывались довольно туго, но с расчетом, чтобы под кушаками могли пройти руки.
Зрители садились вокруг места, выбранного для поединков. Противники обхватывали друг друга так, чтобы обеими руками можно было держаться за кушак. Вслед за этим начиналась борьба, в которой применялись разнообразные приемы. Каждый старался силой оторвать своего противника от земли, а затем повалить его на спину или ударить о землю. Часто в качестве коронного приема применялся «подсад», при котором борец молниеносно садился, одновременно повалив партнера на землю и стремился положить его на лопатки.
Схватка считалась выигранной, если противник оказывался брошенным на землю. Так было до революции. Массовые соревнования по калмыцкой национальной борьбе стали проводиться только в советское время. Самый первый турнир с участием лучших борцов республики был проведен в рамках спортивной олимпиады в 1935 году, в программу которой входили также конные и верблюжьи скачки и другие виды спорта. В соревнованиях участвовали известные в то время борцы Басанг Комушев, Санджи Мучкаев, Балтык Инджиев и другие. Начиная с того времени, в Калмыкии стали проводиться районные, городские и республиканские соревнования.
Известный специалист, заслуженный тренер СССР, автор первых книг-учебников по борьбе самбо А. Харлампиев, создавая новый спортивный вид единоборств, в конце 30-х годов исследовал и изучил все национальные виды борьбы народов СССР. И, как известно, создал интернациональную борьбу — самбо, куда вошли приемы национальных видов борьбы народов, населявших Советский Союз.
Говоря о национальных видах борьбы, он особо выделил калмыцкую борьбу, взяв из нее более десяти эффективных приемов. В 1970 году автором этой статьи были разработаны правила соревнований по калмыцкой национальной борьбе. Ранее в ней не было весовых категорий, все боролись в одном весе. Поэтому правилами было предусмотрено восемь весовых категорий. Таким образом, отныне, участвуя в соревнованиях, атлет может бороться только в своей установленной категории при первоначальном взвешивании. В прошлом соревнования по национальной борьбе проводились без какого-либо ограничения времени.
Опыт показал, что сокращение времени схваток до 8 минут оправдало себя. Схватки стали более активными, зрелищными и результативными. Ежегодно в республике проводились городские и республиканские соревнования по национальной борьбе.
Интересно отметить, что в последние годы мастера спорта по вольной, греко-римской борьбе, самбо, выступая на этих соревнованиях, довольно часто проигрывали борцам, которые занимались только национальной борьбой. Этот факт красноречиво говорит о довольно высоком уровне физической и технической подготовленности любителей национальной борьбы.
Как показала практика, борцы, занимавшиеся национальной борьбой, успешно выступают в других видах борьбы — греко-римской, вольной, самбо и дзю-до. Участвуя в соревнованиях, они применяли приемы из арсенала национальной борьбы и нередко одерживали заслуженные победы.
«Монгольская борьба — это как идти на войну»
В кочевых общинах, где живет 30% населения Внутренней Монголии, сохранилось древнее искусство особой борьбы — бех барилдаан. Этот спорт символизирует высокий статус, и для многих мужчин страны он становится главной частью жизни — поэтому, когда в семье рождается мальчик, родные молятся за то, чтобы он стал борцом. Фотограф Кен Херманн и арт-директор Джемма Флетчер отправились в степь и запечатлели монгольских борцов для проекта «Бех».
По словам фотографа, он очарован Монголией и давно хотел там побывать: «Когда я узнал об этих борцах, я понял, что это идеальный предлог для поездки. Мы с Джеммой вместе работали над несколькими проектами, из нас вышла довольно хорошая команда. Она очень творческая, а я технически подкован, эти качества хорошо друг друга дополняют».
Съемки шли 10 дней. За это время авторам проекта удалось расположить к себе тренера по борьбе, и он познакомил их с моделями.
«Мы немного узнали наших героев, и в них особенно выделяется одна черта — перемещение между прошлым и настоящим. Они страстно преданы многовековой традиции борьбы и в то же время интересуются современной модой и культурой, хотя живут далеко от городов, без свободного доступа к интернету».
«Борцы двигаются так, словно исполняют танец, и каждый их жест тщательно спланирован».
Еще Чингисхан заставлял своих бойцов делать физические упражнения, чтобы они всегда были готовы к битве.
В монгольской борьбе бой идет на открытом пространстве, у каждого борца есть свой «секундант» — засуул. Секундант защищает интересы подопечного перед судьями, следит за схваткой, подбадривает борца, держит его шапку, а в случае победы поднимает вверх его правую руку.
Когда борцы выходят на поле, они воспроизводят полет мифической птицы Гаруды: взмахивают руками, приседают, похлопывают себя по бедрам.
Весовых категорий в этой борьбе нет. Раньше не было и ограничений по времени, но теперь их добавили.
Побежденным считается тот, кто первым коснется земли любой частью тела, кроме подошв ног и кистей рук. После поединка он должен пройти под поднятой правой рукой победителя в знак того, что признает поражение. Победитель же исполняет традиционный танец орла.
В монгольской борьбе применяется более 400 приемов. Подножки разрешаются, но запрещаются подсечки.
Противники борются в особых костюмах: в них входят национальные сапоги с загнутыми носками — «монгол гутал», шорты — «шуудаг», рубашка с открытой грудью — «зодог» и головной убор с изображением «узла счастья» — «улзий».
В Монголии есть легенда о том, почему борцы носят открытые рубашки. Будто бы когда-то в степи появился непобедимый богатырь, которому не было равных. Богатырь одолел всех сильнейших бойцов, а потом выяснилось, что он — это вовсе не он, а женщина. Тогда один старик предложил бороться в трусах и с открытой грудью — чтобы женщины «не совались в мужские дела».
С 11 по 13 июля в стране идет национальный праздник спорта — Надом, в соревнованиях по борьбе участвуют от 512 до 1024 человек. Девять или десять туров они борются попарно, на выбывание. За победы присуждаются особые звания: «начин» («сокол») — за победу в пяти турах, «харцаг» («ястреб») — за победу в шести турах, «заан» («слон») — за победу в семи турах, «гаруда» («священная птица») — за победу в восьми турах. Победившего в девяти турах называют «арслан» («лев»), а в десяти, когда борются 1024 борца, — «аврага» («исполин»).
С 2002 года состязания по борьбе проходят по новым правилам: время поединка ограничено, появились денежные штрафные, повысились премиальные за каждую победу, судьи стали учитывать дисциплину и уровень подготовки борцов к состязанию. Если раньше титулованные борцы называли себе противника сами, то теперь этим занимается комиссия.
Массовое увлечение борьбой помогает развитию и других видов спорта: классической и вольной борьбы, самбо, дзюдо, сумо.
Из 69 ёкодзун, как называют величайших борцов сумо, всего четыре неяпонца, и двое из них — монголы.
Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.
Источники:
http://vk.com/wall-6051001_488772
http://goorin.livejournal.com/75324.html
http://bigpicture.ru/?p=854290