8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что говорит лука каждому из обитателей ночлежки. «Во что веришь – то и есть

«Во что веришь – то и есть»


Роль Луки в драме «На дне»

Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет, –
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!

Завязкой конфликта в пьесе Горького «На дне» является появление странника Луки. Он сразу же оказывается в центре внимания ночлежников, и все развитие сюжета концентрируется именно на нем.

Найдите в тексте и прочитайте, как выглядит Лука при первом появлении в ночлежке?

«Лука с палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса».

Кто такой Лука? Что узнают ночлежники о его прошлом?

О себе Лука практически ничего не рассказывает. Он произносит лишь загадочную фразу: «Мяли много, оттого и мягок». Кроме того, ночлежники узнают о том, что Лука служил сторожем у инженера под Томском, и, когда на дом напали грабители, он сначала, наставив на них ружье, заставил их выпороть друг друга, а затем, как говорится, дал слово молвить. Оказалось, что это беглые каторжники, которым надоело побираться, и они решили пойти на грабеж. Лука пожалел грабителей и оставил их у себя зимовать.

У Луки, скорее всего, нет документов. На требование Василисы дать паспорт он отвечает уклончиво: «Я тебе принесу… на квартиру тебе приволоку его…». Возможно, Лука скрывается от полиции, бродяжничает. В разговоре с Пеплом Лука оставляет без ответа предположение о том, что и у него были проблемы с законом – возможно, и он убил когда-то человека.

Каким образом Лука действует на ночлежников?

Лука приносит утешение обитателям ночлежки, вселяет в их души надежду, веру в лучшее, старается в каждом найти хорошее.

Кого и как «утешает» Лука? Ответы докажите примерами из текста.

Лука «утешает» Анну, Настю, Актера и Пепла. У каждого из героев он находит «слабое место», поэтому слова утешения всегда оказываются очень своевременными. Лука находит добрые слова для умирающей женщины, которая очень боится смерти.

Пепел, сначала отнесшийся к Луке скептически, постепенно поддается его рассказам, решает бросить воровство и отправиться в Сибирь, чтобы начать новую жизнь.

Актеру Лука рассказывает о лечебнице для алкоголиков и дает ему надежду на выздоровление.

Насте Лука ничего не обещает, он просто становится для нее благодарным слушателем, делает вид, что верит в ее рассказы о прекрасной и несчастной любви, случившейся в ее жизни.

Преследует ли Лука какие-нибудь корыстные цели, обманывая людей?

Лука не имеет никакой выгоды, разговаривая с ночлежниками, единственная причина, побуждающая его утешать – «понять хочется дела-то человеческие…»

В чем видит смысл жизни Лука?

По мнению Луки, все люди живут «для лучшего», для того чтобы однажды появился особенный человек и улучшил человеческую жизнь своим мастерством и талантом: «По сту лет… а может, и больше – для лучшего человека живут!

В чем смысл жизни, по мнению Сатина? Прокомментируйте роль монолога о Человеке для понимания проблематики пьесы.

Главная жизненная ценность, по мнению Сатина, – свобода творить и преобразовывать мир по своему желанию: «Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело рук его и его мозга! Не следует унижать человека жалостью». Сострадание необходимо лишь тем, кто «слаб душой… и кто живет чужими соками».

В монологе о человеке содержится ответ самого автора на вопрос о правде. Лука – «утешитель» уходит со сцены тихо, украдкой, боясь оказаться в полиции за участие в драке, Сатин же остается и в IV акте, «сильном месте драмы», произносит слова о Человеке, которого нужно уважать и не унижать жалостью. В монологе Сатина можно увидеть и оправдание «утешительства» Луки. Сатин говорит о людях, которые лгут красиво, вдохновенно, возбуждающе, из жалости к человеку. Важность данного эпизода для выяснения авторской позиции подчеркивает то, что все персонажи, кроме Сатина, на время как бы «замирают», их внутреннее состояние комментируется авторской ремаркой:

«Настя упорно смотрит в лицо Сатина. Клещ перестает работать над гармонией и тоже слушает. Барон, низко наклонив голову, тихо бьет пальцами по столу. Актер, высунувшись с печи, хочет осторожно слезть на нары».

Как Сатин относится к работе?

Сатин не хочет работать. Он считает, что люди работают для того, чтобы быть сытыми. А человек – выше сытости.

Чьи убеждения Луки или Сатина вам ближе?

В чем смысл имени Лука?

С одной стороны, это имя напоминает библейского евангелиста Луку и означает «светлый», а с другой, Лука – ассоциируется со словом «лукавый», то есть «черт».

В чем разница жизненных убеждений Сатина и Луки?

Жизненные позиции Луки и Сатина в критике традиционно противопоставляются. Философия Луки сконцентрирована в притче о праведной земле, взгляды Сатина – в монологе о Человеке. Лука – утешитель, навевающий ночлежникам «сон золотой». Сатин же разоблачает его «рабское» миропонимание и утверждает идеал свободного человека.

Позиция Сатина ближе всего к авторской, и именно в устах Сатина озвучена горьковская концепция человека. Однако анализ пьесы обнаруживает в образах Сатина и Луки гораздо больше сходства, чем могло бы показаться.

И для Сатина, и для Луки единственной ценностью и мерилом нравственности является человек, его убеждения и внутренний закон. Оба они предлагают ночлежникам «преодолеть» жизнь лишь собственными силами. Никакие ценности извне не существуют для них: для Сатина нет общественных законов, а для Луки – Бога («Во что веришь – то и есть»).

Провозгласив ценностью конкретного человека, и Сатин и Лука ратуют за человека вообще. По мнению Луки, все люди живут ради появления лучшего, совершенного человека. Сатин же видит в выдающейся личности воплощение всего человечества.

Обе жизненные позиции не выходят за рамки разговоров. Лука только обещает изменить жизнь Насти, Наташи, Актера, Пепла. Рассуждения Сатина тоже носят для него самоценный, эстетический характер и не приносят никакой практической пользы.

Предложенные Сатиным и Лукой способы ухода от реальности оказываются, в конечном итоге, несостоятельными, они не приносят облегчения ни своим авторам, ни ночлежникам. Пьяница и шулер Сатин гниет на нарах, рассуждая о величии гордого человека, странник Лука снова пускается в бега, обманутые ночлежники остаются ни с чем.

Критика часто обвиняла Луку в самоубийстве Актера, но ведь и проповедь Сатина его не спасла. Поэтому постановка проблемы истинного и ложного гуманизма в пьесе и тем более соотнесение истинной любви к человеку с образом Сатина не представляются справедливыми. Сатин и Лука – это даже не два различных решения проблемы взаимоотношения правды и человека. Это два равноправных мнения о том, как можно попробовать решить неразрешимую проблему. Выбор между правдой и вымыслом, ненавистью к грязи жизни и состраданием к людям, гордостью за человека и осознанием его несовершенства не был сделан автором во всей определенностью, поэтому финал пьесы остается открытым.

Горький не приемлет пассивное сознание, идеологом которого он считает Луку. По мнению писателя, оно может лишь примирить человека с внешним миром, но не подвигнет его этот мир изменить. Хотя Горький не принимает позицию Луки, этот образ как бы выходит из-под авторского контроля. По воспоминаниям актера И.М. Москвина, в постановке 1902 года Лука предстал как благородный утешитель, почти спаситель многих отчаявшихся обитателей ночлежки.

Лука – живой образ именно потому, что он противоречив и неоднозначен.

Д.Н. Мурин, Е.Д. Кононова, Е.В. Миненко. Русская литература ХХ века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. Санкт-Петербург: СМИО Пресс, 2001

Читать еще:  Фамилии известных российских теннисистов. Лучшие российские теннисистки

Е.С. Роговер. Русская литература XX века / Санкт-Петербург: Паритет, 2002

Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе ХХ век. 11 класс. I полугодие. М.: ВАКО, 2005

Три правды и смысл названия пьесы «На дне» М.Горького.
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Скачать:

Предварительный просмотр:

Обратимся к внесобытийному ряду драмы и посмотрим, как здесь развивается конфликт.

-Как обитатели ночлежки воспринимают свое положение до появления Луки?

(В экспозиции мы видим людей, в сущности, смирившихся со своим унизительным положением. Ночлежники вяло, привычно переругиваются, и Актер говорит Сатину: «Однажды тебя совсем убьют… до смерти…» «А ты – болван», — огрызается Сатин. «Почему?» — удивляется Актер. «Потому что – дважды убить нельзя». Эти слова Сатина показывают его отношение к тому существованию, которое они все ведут в ночлежке. Это не жизнь, они все уже мертвы. Кажется, все ясно. Но интересна ответная реплика Актера: «Не понимаю… почему – нельзя?». Может быть, именно Актер, умиравший не раз на сцене, глубже других понимает ужас положения. Ведь именно он кончит жизнь самоубийством в конце пьесы.)

— В чем смысл употребления прошедшего времени в самохарактеристиках героев?

(Люди ощущают себя «бывшими»: «Сатин. Я был образованным человеком» (парадокс в том, что прошедшее время в этом случае невозможно). «Бубнов. Я вот – скорняк был». Бубнов произносит философскую сентенцию: «Выходит – снаружи как себя не раскрашивай, все сотрется … все сотрется, да!»).

-Кто из персонажей противопоставлен остальным?

(Только один Клещ не смирился еще со своей участью. Он отделяет себя от остальных ночлежников: «Какие они люди? Рвань, золотая рота … люди! Я – рабочий человек … мне глядеть на них стыдно … я с малых лет работаю … Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу … кожу сдеру, а вылезу … Вот, погоди … умрет жена …» Мечта о другой жизни связана у Клеща с освобождением, которое принесет ему смерть жены. Он не чувствует чудовищности своего заявления. Да и мечта окажется мнимой.)

-Какая сцена является завязкой конфликта?

(Завязкой конфликта является появление Луки. Он сразу объявляет свои взгляды на жизнь: «Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все черненькие, все – прыгают … так-то». И еще: «Старику – где тепло, там и родина…» Лука оказывается в центре внимания постояльцев: «Какого занятного старичишку-то привели вы Наташа…» — и все развитие сюжета концентрируется именно на нем.)

-Каким образом Лука действует на ночлежников?

(Лука быстро находит подход к ночлежникам: «Погляжу я на вас, братцы, — житье ваше – о-ой. ». Он жалеет Алешку: «Эх, парень, запутался ты…». Он не отвечает на грубости, умело обходит неприятные для него вопросы, готов подмести пол вместо ночлежников. Лука становится необходим Анне, жалеет ее: «Разве можно человека эдак бросать?». Лука умело льстит Медведеву, называя его «ундером», и тот тут же ловится на эту удочку.)

-Что мы знаем о Луке?

(О себе Лука практически ничего не сообщает, мы узнаем только: «Мяли много, оттого и мягок…».)

-Что говорит Лука каждому из обитателей ночлежки?

(В каждом из них Лука видит человека, открывает светлые их стороны, суть личности, и это производит переворот в жизни героев. Оказывается, проститутка Настя мечтает о прекрасной и светлой любви; спившийся Актер получает надежду на излечение от алкоголизма; вор Васька Пепел задумывает уехать в Сибирь и начать там новую жизнь с Натальей, стать крепким хозяином. Анне Лука дает утешение: «Ничего, ничего больше не надо будет, и бояться – нечего! Тишина, покой – лежи себе!». Лука открывает в каждом человеке хорошее и вселяет веру в лучшее.)

-Врал ли ночлежникам Лука?

(На этот счет могут быть разные мнения. Лука бескорыстно пытается помочь людям, заронить в них веру в себя, пробудить лучшие стороны натуры. Он искренне желает добра, показывает реальные пути достижения новой, лучшей жизни. Ведь действительно существуют лечебницы для алкоголиков, действительно Сибирь – золотая сторона, а не только место ссылки и каторги. Насчет загробной жизни, которой он манит Анну, вопрос сложнее; это вопрос веры и религиозных убеждений. В чем же он врал? Когда Лука убеждает Настю, что он верит в ее чувства, в ее любовь: «Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь … значит – была она! Была!» — он лишь помогает ей найти в себе силы для жизни, для настоящей, а не вымышленной любви.)

-Как обитатели ночлежки относятся к словам Луки?

(Ночлежники сперва недоверчиво относятся к его словам: «Зачем ты все врешь?». Лука же и не отрицает этого, он отвечает вопросом на вопрос: «И … чего тебе правда больно нужна … подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя …». Даже на прямой вопрос о Боге Лука отвечает уклончиво: «Коли веришь – есть; не веришь – нет… Во что веришь, то и есть…».)

-На какие группы можно разделить героев пьесы?

Анна верит в Бога. Клещ уже ни во что не верит.

Татарин – в Аллаха. Бубнов не верил никогда и ничему.

Настя – в роковую любовь.

Барон – в свое прошлое, возможно, придуманное.

-В чем сакральный смысл имени «Лука»?

(У имени «Лука» двойственный смысл: это имя напоминает евангелиста Луку, означает «светлый», и в то же время ассоциируется со словом «лукавый» (черт).)

-Какова авторская позиция по отношению к Луке?

(Авторская позиция выражается в развитии сюжета. После ухода Луки все происходит совсем не так, как убеждал Лука и как рассчитывали герои. Васька Пепел действительно попадает в Сибирь, но только на каторгу, за убийство Костылева, а не как вольный поселенец. Актер, потерявший веру в себя, в свои силы, в точности повторяет судьбу героя притчи Луки о праведной земле. Лука, рассказав притчу о человеке, который, разуверившись в существовании праведной земли, удавился, полагает, что человека нельзя лишать мечты, надежды, даже мнимой. Горький же, показывая судьбу Актера, уверяет читателя и зрителя в том, что именно ложная надежда может привести человека к самоубийству.)

Сам Горький писал о своем замысле: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание. Что нужнее. Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский».

-Горький противопоставляет не истину и ложь, а истину и сострадание. Насколько оправдано такое противопоставление?

(Эта вера в сознании ночлежников не успела закрепиться, оказалась непрочной и нежизненной, с исчезновением Луки надежда гаснет.)

-В чем причина быстрого угасания веры?

(Может быть, дело в слабости самих героев, в их неспособности и нежелании сделать хоть что-то для осуществления новых планов. Неудовлетворенность реальностью, резко отрицательное к ней отношение сочетаются с полной неготовностью что бы то ни было предпринять с целью изменить эту реальность.)

-Как Лука объясняет неудачи жизни ночлежников?

(Лука объясняет неудачи жизни ночлежников внешними обстоятельствами, вовсе не винит самих героев в неудавшейся жизни. Поэтому они так потянулись к нему и так разочаровались, лишившись внешней опоры с уходом Луки.)

Лука – живой образ, именно потому, что он противоречив и неоднозначен.

Философский вопрос, который поставил сам Горький: что лучше – истина или сострадание? Вопрос о правде многогранен. Каждый человек понимает правду по-своему, имея все-таки в виду некую окончательную, высшую правду. Посмотрим, как соотносятся правда и ложь в драме «На дне».

Читать еще:  Отжимания от пола противопоказания. Отжимания при сдаче норм ГТО. Отжимания для детей: полезны или вредны

-Что понимают под правдой герои пьесы?

(Это слово многозначное. См. словарь.

Можно выделить два уровня «правды».

1 уровень «правды»

2 уровень «правды»

Частная «правда», которую отстаивают герои для себя.

Настя уверяет всех, и прежде всего себя, в существовании необыкновенной, светлой любви.

«Правда» Луки и его ложь выражаются формулой: «Во что веришь – то и есть».

Барон – в существовании своего благополучного прошлого.

Клещ правдой называет свое положение, оказавшееся безнадежным и после смерти жены.

Для Василисы «правда» то, что она надоела Ваське Пеплу, то, что она издевается над сестрой.

-А нужна ли вообще правда?

(Позиции Луки, многокомпромисной, утешительной, противостоит позиция Бубнова. Это наиболее мрачная фигура в пьесе. Бубнов вступает в спор неявно, словно разговаривая с самим собой, поддерживая многоголосие пьесы. Первый акт , сцена у постели умирающей Анны…)

-Какова роль Сатина в пьесе?

(Циничная «правда» Бубнова противостоит утешительной проповеди Луки. Но эта проповедь дала импульс для определения еще одной жизненной позиции. Ее выразителем стал Сатин. Еще в начале пьесы он заявляет: «Сделай так, чтобы работа была мне приятна – я, может быть, буду работать…! Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!». После ухода Луки Сатин осознает, что его умонастроение оказывается реакцией на слова Луки: «Да, это он, старая дрожа, проквасил нам сожителей… Старик – не шарлатан! Что такое правда? Человек – вот правда. Старик? Он – умница! … Он … подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…».)

Знаменитый монолог Сатина о человеке, в котором он говорит о необходимости уважать человека: «Не жалеть … не унижать его жалостью … уважать надо!» — утверждает иную жизненную позицию.

-Чью позицию выражает Сатин в монологе о человеке?

(Ложь Луки не устраивает Сатина: «Ложь – религия рабов и хозяев! Правда – бог свободного человека!» «Правда» Сатина – в человеке: «Человек – свободен… Он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум – человек за все платит сам, и потому он – свободен. Человек – вот правда!» Эти слова в устах шулера и пьяницы звучат не очень-то органично. Скорее, эти мысли принадлежат самому автору, для которого Человек находился в центре модели мира.)

Горький выделяет две правды: «правду – истину» и «правду – мечту». Эти «правды» не совпадают, даже враждебны друг другу. Миф Сатина о Человек: «Что такое человек. Это не ты, не я, не они…. – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет … в одном! … Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга!»

Обратим внимание на ремарку.

(Абстрактный человек вообще возникает на фоне пустоты, за этим образом не стоит ничего конкретного. Никто никого не понимает, все заняты только собой, своими проблемами, все в разладе с собой и с миром. Сатин тоже лжет. Но его ложь, в отличие от Луки, имеет идеальное обоснование не в прошлом и настоящем, а в будущем – в перспективе слияния человечества на основах разумного преобразования жизни. Вместо любви к ближнему Сатин предлагает любовь к дальнему, к абстрактному Человеку, человеку – мечте. В этом проявляются ницшеанские взгляды, которые в то время разделял Горький.)

(Герои Горького отражают действительность, противоречивость, мятежность натуры самого автора. Пьеса «На дне» отразила переломный момент во всей судьбе писателя. Продолжение традиций русского критического реализма в пьесе перерастает в эстетику нового творческого момента, который позже, в середине 30-х годов, был назван «социалистическим реализмом».)

Подготовиться к сочинению по творчеству М.Горького.

Презентация по литературе на тему : «Во что веришь -то и есть».. по пьесе М. Горького «На дне»

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Описание презентации по отдельным слайдам:

ПОИСКИ ПРАВДЫ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ» Человек создан не для того, чтобы влачить цепи, а для того, чтобы, широко расправив крылья, парить над землей. В. Гюго

Михаил Иванов Костылев — 54 года, содержатель ночлежки Василиса Карповна — его жена, 26 лет Наташа — её сестра, 20 лет Медведев — их дядя, полицейский, 50 лет Васька Пепел — вор, 28 лет Клещ — Андрей Митрич, слесарь, 40 лет Анна — его жена, 30 лет Настя — девица, 24 года Квашня — торговка пельменями, под 40 лет Бубнов — картузник, 45 лет Барон — 33 года Сатин — лет под 40 Актёр — лет под 40 Лука — странник, 60 лет Алёшка — сапожник, 20 лет Кривой Зоб, Татарин — крючники Несколько босяков без имён и речей Герои пьесы

«На дне» — самая известная пьеса Максима Горького. Пьеса была написана в конце 1901 — начале 1902 гг. Первоначальные названия — «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». В пьесе, имеющей подзаголовок «Картины», изображена группа обитателей ночлежного дома для неимущих. В январе 1904 г. пьеса получила Грибоедовскую премию. Пьеса была разрешена к постановке только в МХТ, где была осуществлена первая постановка с большим успехом 18 декабря 1902 г. в Московском Художественном Театре режиссёрами К. С. Станиславским, который также исполнил одну из центральных ролей (Сатин) и Немировичем-Данченко. К 60-летию первой постановки (18 декабря 1962) пьеса прошла во МХАТе 1451 раз.

Горький ищет человека везде, даже на самом «дне» жизни… ПРАВДА ПЕРСОНАЖА – ЭТО ЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МИРЕ И В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ЕГО ЦЕЛЬ Э. БАБАЯН

Макет ночлежки. Рисунок, присланный Горьким Московскому Художественному театру в связи с работой над постановкой пьесы «На дне». Наверху надпись Горького: «Это может дать общее представление о внутренности ночлежки, но здесь слишком просторно, слишком много воздуха». 1902

странник, неизвестно откуда пришедший и неизвестно куда держащий путь. Он мягок и в речи, и в движениях, ко всем ласков и добр, не имеет и не хочет иметь врагов. Единственные слова, исходящие из его уст, — слова утешения, которые он находит практически для каждого из обитателей ночлежки После появления старика Луки, для которого ложь во спасение правде равносильна, в пьесе лицом к лицу сталкиваются правда и ложь — две противоборствующие силы.

ПРАВДА ЛУКИ — ЭТО СОСТРАДАТЕЛЬНАЯ ЛОЖЬ, УТЕШИТЕЛЬНАЯ ПРАВДА. ПО МНЕНИЮ ЛУКИ, В ТРУДНУЮ МИНУТУ ЛЮДИ НУЖДАЮТСЯ В ЖАЛОСТИ, ВЕДЬ ПОДЛИННАЯ ПРАВДА ЖИЗНИ СТРАШНА («ОБУХ ДЛЯ ЛЮДЕЙ»). ЛУКА ПОЛАГАЕТ, ЧТО ОБЛЕГЧИТЬ ПОЛОЖЕНИЕ ЛЮДЕЙ МОЖНО, ЛИШЬ ПРИУКРАСИВ ИХ СУЩЕСТВОВАНИЕ, ВНЕСЯ В НЕГО СКАЗКУ, РОЗОВУЮ МЕЧТУ, «ЗОЛОТОЙ СОН». ЛУКЕ БЛИЗКА ИДЕЯ СПАСИТЕЛЬНОЙ ЛЖИ. ОН РАССКАЗЫВАЕТ ОБИТАТЕЛЯМ НОЧЛЕЖКИ ПРИТЧУ О ПРАВЕДНОЙ ЗЕМЛЕ.

ПРАВДА ЛУКИ «ВО ЧТО ВЕРИШЬ, ТО И ЕСТЬ…» «ХРИСТОС ВСЕХ ЖАЛЕЛ И НАМ ВЕЛЕЛ» «ЧЕЛОВЕК — ВСЕ МОЖЕТ…ЛИШЬ БЫ ЗАХОТЕЛ…» «…ЕСЛИ КТО КОМУ ХОРОШО НЕ СДЕЛАЛ, ТОТ И ХУДО ПОСТУПИЛ…» «ВСЯКО ЖИВЕТ ЧЕЛОВЕК…КАК СЕРДЦЕ НАЛАЖЕНО, ТАК И ЖИВЕТ…»

картузник, 45 лет Все люди на земле — лишние. Шум — смерти не помеха. Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть? Все хотят порядка, да разума нехватка. А кто пьян да умён — два угодья в нём… Вовремя уйти всегда лучше. На что мне совесть? я – небогатый! Люди все живут…как щепки по реке плывут Всё сказки

Читать еще:  Упражнения при нефроптозе 2 степени. Действенные упражнения при опущении почки

БУБНОВ Правда Бубнова – это правда «голого факта» Правда Бубнова можно назвать правдой факта. Бубнов убежден, что человек рождается для смерти и незачем жалеть его: «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть… Ты везде лишняя… да и все люди на земле — лишние». Как видим, Бубнов полностью отрицает и себя, и других, его отчаяние порождено безверием. Для него правда — жестокий, убийственный гнет бесчеловечных обстоятельств.

«Лет под 40». Лишь в третьем акте из реплики Луки становится известно его имя: «Веселый ты, Костянтин. приятный». Раньше он «много читал книг», «был образованным человеком». Это подтверждается лексикой и всем строем речи. У Сатина независимый характер. Он может показаться циничным. Он уже ни во что не верит и бравирует этим. Однако ему не чуждо сострадание, он хороший товарищ, окружающие относятся к нему с симпатией. Монологи Сатина подводят итог всему происшедшему в пьесе и формулируют этическую позицию автора.

САТИН Правда Сатина. Он верит в человека, как в Бога, считает, что человек может верить в самого себя и надеяться на свои силы. Он не видит смысла в жалости и сострадании. «Какая польза тебе, если я тебя пожалею?» — спрашивает он Клеща.. А затем произносит свой знаменитый монолог о человеке: «Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Человек! Это — великолепно! Это звучит — гордо!» Сатин говорит не просто о сильной личности. Он говорит о человеке, который способен перестраивать мир по своему усмотрению, творить новые законы мироздания.

МОНОЛОГ САТИНА О ЧЕЛОВЕКЕ

ЧЕЛОВЕК Спасительная ложь Правда-утешение Компромисс Вера в свободного, гордого Человека Правда-мечта Истина «Голый факт» Объективная оценка жизни Жалость

кличка, напоминающая о его театральном прошлом. В перечне действующих лиц указан только его возраст: «лет под 40», нет даже имени, алкоголик. «Пропил я душу, старик. я, брат, погиб. » «Нет у меня здесь имени. это обидно — потерять имя! Даже собаки имеют клички. Без имени нет человека. » Пьеса заканчивается сообщением о самоубийстве Актера и репликой Сатина об испорченной песне.

Тридцати трех лет. Человек без имени, в обращении к нему ночлежники используют его былой титул. Неизвестно, что его бросило на «дно», скорее всего пьянство. Сочетание характерных для аристократа манер, словечек, остатков барского лоска с условиями грязной ночлежки часто создаст комический эффект в поведении этого самого, пожалуй, нелепого человека в пьесе. «А. ведь зачем-нибудь я родился. а?» Это трагедия человека, не заметившего, как прошла жизнь и слишком поздно осознавшего это.

«Девица, 24-х лет», сожительница Барона. От суровой и грязной жизни пытается спастись уходом в мечту, навеянную бульварными романами, один из которых, под названием «Роковая любовь», она читает в пьесе, подвергаясь насмешкам ночлежников и плача над прочитанным. Придумывает себе любовь, вычитанную из книжек, рассказывает о ней ночлежникам, сама в нее веря. В окружающей ее жизни Н. не видит ничего светлого. «Надоело мне. лишняя я здесь». Происшедшая в ночлежке трагедия толкает ее к уходу. Но в конце пьесы она вновь появляется на сцене — Ей отсюда нелегко, а может быть, и невозможно выбраться.

«слесарь, 40 лет». В ночлежке оказался недавно из-за тяжелых обстоятельств — болезни жены — чувствует себя среди ночлежников чужим. У него есть рабочее место, инструменты. К обитателям ночлежки относится с презрением «…Я — рабочий человек. мне глядеть на них стыдно. » Он стремится вырваться из ночлежки: «Вылезу. кожу сдеру, а вылезу. Вот. умрет жена. » Клещ суров и черств по отношению к жене, хотя, тяжело переживает ее болезнь и смерть. К концу действия он становится терпимее и внимательнее к окружающим.

«54 года, содержатель ночлежки». Он женат на женщине, вдвое моложе его, живет не только платой на ночлежку, но и скупкой краденого у Пепла, о чем знают все его квартиранты. Жильцы не любят Костылева., относятся к нему насмешливо, дерзят. Вместе с женой он издевается над Наташей, свояченицей, в их доме постоянные драки. В момент одной из них Наташе обварили кипятком. из самовара ноги. Пепел, заступаясь за Наташу, ударил Костылева и невольно убил его.

Он содержатель ночлежки , ханжа и лицемер, представляет современное мещанство. Он ценит только деньги, прикрывая меркантильные интересы Священным Писанием и благими намерениями. В этом плане Костылёв — прямой антипод Алёшки. Костылёв Медведев Помощь и опора Костылевым в их грязных делиш­ках и противостоянии босякам — Медведев, их дядя, полицейский, самодовольный и глупый. Он злоупот­ребляет своим служебным положением, не пресекая преступной деятельности, а потакая ей и наживаясь на этом.

28 лет, вор. Это «аристократ» в среде ночлежников — у него здесь отдельная комната. Для ночлежников свой человек. У него водятся деньги, и он дает товарищам по их просьбе на выпивку Такой образ жизни не дает ему удовлетворения. «Иди. со мной, — говорит он Наташе, — . брошу воровство. Я грамотный. буду работать. я чувствую: надо жить. иначе. Надо так жить. чтобы самому себя можно мне было уважать. оттого я вор, что другим именем никто никогда не догадался назвать меня. Назови ты. Наташа. пожалей меня! Несладко живу. волчья жизнь мало радует. »

Крючник. В ряде случаев ночлежники называют его Асаном, иногда князем — распространенной в то время обидной для татар кличкой. Татарин — своеобразный резонер, проповедующий необходимость соблюдения морали и общечеловеческого закона. Большинство его реплик в произведении именно такого характера. «Кто закон душа имеет — хорош! Кто закон терял — пропал. Не обижай человека — вот закон!» Но поучения Татарина выглядят комично в обществе, живущем не по законам и вне обычной морали.

Действие пьесы происходит в ночлежном доме, который принадлежит Михаилу Ивановичу Костылёву. Населяют его опустившиеся люди, с самого дна социума.Некоторые отчаянно пытаются выбраться, другие опускают руки. Отношения между ними сложные и постоянно вспыхивают склоки. Василиса, супруга Костылёва, влюблённая в вора Ваську Пепла подговаривает его убить своего мужа. Васька Пепел влюблен в младшую сестру Василисы — Наташу. Другие постояльцы «дна»: Сатин (картежник и шулер) и Актёр (бывший актер театров), Барон (дворянин, промотавший все состояние) — совершенно опустившиеся и надломленные люди. Рабочий Клещ пытается выручить денег на лечение своей смертельно больной жены. В середине действия в ночлежке появляется странник Лука. Он жалеет и успокаивает постояльцев, обещает им примирения с действительностью. Лука предлагает Ваське и Наташе уйти и искать своё будущее. Василиса, ревнуя, постоянно избивает свою сестру. Назревает конфликт, заканчивающийся дракой постояльцев, во время которой Пепел избивает и случайно убивает Костылёва. Его арестовывают. В самый напряженный момент после драки Лука исчезает, оставив тех, кто ему поверил, без надежды. Жена Клеща умирает и тот остаётся без надежды и копейки денег. Актёр, услышав об уходе Луки, кончает жизнь самоубийством. Узнав о том, что Актёр удавился, Сатин говорит: «Эх… испортил песню… дурак!» Сюжет

Источники:

http://trassa.narod.ru/lekzia/gorky/luca.htm
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/04/18/tri-pravdy-i-smysl-nazvaniya-pesy-na-dne-mgorkogo
http://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-na-temu-vo-chto-verish-to-i-est-po-pese-m-gorkogo-na-dne-841316.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector