Главное правило кулачных боев в древней руси. Кулачные бои на руси. История русских кулачных боев
Главное правило кулачных боев в древней руси. Кулачные бои на руси. История русских кулачных боев
Традиционным русским боевым искусством являлся кулачный бой. То, что человеку непосвященному со стороны могло показаться обычным мордобитием, было настоящим мастерством со своими премудростями и у англичан называлось Russian fist fight. Кулачный бой упоминается во многих исторических свидетельствах.
Кулачный бой в Средние века
Впервые кулачные бои упоминаются в величайшем памятнике Древней Руси «Повести временных лет». Автор, будучи человеком образованным и православным, критикует это грубое «языческое» действо. Несмотря на такой неодобрительный отзыв о кулачных боях, именно он указал, что это древний «поганский» (языческий) обычай. Покровителем единоборства русичи считали Перуна.
Проводились кулачные бои по большим праздникам: на Масленицу или после Рождества до Святой Троицы. Древнейшим видом кулачного боя является так называемая «сцеплялка-свалка», или « сцепной бой». Этот вид единоборства — своеобразная разновидность панкратиона , только в русской интерпретации. Бойцы выходили друг против друга целыми группами. Стоять приходилось против каждого конкретного противника и против всех сразу.
Более распространенным видом боя являлась «стенка на стенку», когда противники выходили двумя рядами и каждый участник защищал себя и своих побратимов. У «стенки» обязательно был вожак, который громкими выкриками вдохновлял и направлял бойцов своей группы.
Правила русского кулачного боя
Сражаться можно было только голыми руками. Удары наносились костяшками пальцев (назывался такой удар «укол орудием»), ребром согнутой в кулак ладони («рубящий удар») или тыльной стороной основных фаланг («обухом»). Разрешено было бить только в корпус и голову. Запрещены были удары в пах и ноги. Также нельзя было бить поверженного на землю противника. Отсюда пословица «Лежачего не бьют». Также запрещалось нападать на противника, у которого открылось сильное кровотечение
Обычно бойцы стремились нанести удар в голову, под ребра или в солнечное сплетение. Такая тактика позволяла быстро вывести противника из строя. Категорически запрещено было любое оружие (на то он и кулачный бой). За нарушение правил судьи, зрители или сами участники могли сурово наказать нечестного бойца.
Несмотря на то, что сражались на Руси голыми руками, травмы были очень серьезными, а схватки — исключительно зрелищными. Случались и летальные исходы. Народ обожал кулачные бои и удовольствием за ними наблюдал, громкими криками подзадоривая бойцов. Победители боев пользовались огромным почетом.
Дальнейшая история кулачных боев
После принятия христианства на Руси началась усиленная борьба с этим языческим и «богомерзким» обычаем. Начало было положено в 1274 году на соборе во Владимире. На нем митрополит Кирилл постановил предавать анафеме участников кулачных боев. Дошло до того, что убитых в схватках запретили отпевать и хоронить по церковному канону. Такие резкие меры возымели свое действие: в XVI веке бои не проводились вообще.
Через некоторое время эта традиция опять стала возрождаться, поэтому в XVII веке князь Михаил Федорович постановил подвергать участников таких игрищ судебному преследованию. Ослушавшихся нещадно били кнутом и навечно ссылали «в Украйные городы».
Возрождение русского кулачного боя пришлось на царствование Петра I. Царь очень любил эту потеху, которая показывала удаль русского народа. Екатерина II тоже была ярой поклонницей кулачных боев. Ее фаворит, граф Орлов, частенько участвовал в таких состязаниях и слыл отличным бойцом. В 1832-ом «вредные языческие забавы» были опять запрещены указом Николая I. После революции кулачные бои были полностью искоренены как позорный пережиток царского режима.
История русского кулачного боя
Во все времена и во всех культурах кулачный бой считался достойным и популярным спортом. В Древней Греции кулачный бой включали в программу Олимпийских игр — и никто не считал зазорным увидеть настоящую мужскую потеху. На Руси же традиция рукопашного боя существовала издревле. Славяне всегда были известны Европе как сильные и умные воины: мужчины из любого сословия и любого рода занятий с самого детства обучались ратному делу. Сегодня мы расскажем вам об истории и судьбе русского кулачного боя — традиции, которая приводит в восхищение каждого, в чьих жилах течет славянская кровь.
Русский кулачный бой никогда не был беспринципной рукопашной схваткой. Существовал целый свод правил и уставов, регулирующий поведение бойцов. Так, запрещено было добивать упавших на землю — никакого партера в те времена не практиковалось. Участнику схватки было достаточно присесть на корточки, чтобы сдаться. Нападение со спины также не допускалось, как и удары ниже пояса.
Все участники боев должны были одеваться подобающим образом. Никаких особенных правил к типу одежды не предъявлялось — лишь бы не голый — но без меховой шапки, смягчающей удар, и меховых рукавиц человека в схватку не пускали.
Подготовка к бою
К схватке готовились заранее. Бойцы относились к грядущему побоищу весьма ответственно: прекращали употреблять спиртное за неделю до назначенной даты, проводили больше времени за физической работой, ежевечерне расслабляя уставшие мускулы в бане. Менялся и рацион — его основу составлял хлеб и мясо, что позволяло поединщику в короткие сроки набрать подходящий вес.
Русский кулачный бой — явление, скорее, культурного порядка. Участники никогда не отходили от негласного свода ритуалов подготовки. В Древней Руси, например, бойцы практиковали особый танец, «пляску горбатого» или «ломание». Человек старался передать движениями повадки медведя, надеясь, в ответ, получить силу этого зверя.
Проход и задирание противника
Перед схваткой «воины» устраивали показательный проход по улицам города. Во время него участники пели боевые песни, а толпившийся люд старался раззадорить бойцов как можно сильнее. Конечной точкой маршрута становилось место схватки: здесь мужики выстраивались в несколько рядов и начинали хулить оппонентов непотребными жестами и возгласами. Первыми в рядах стояли молодые мальчишки, которые кидались в драку еще до начала основного боя. Зрелище их побоища доводило бойцов до нужной кондиции — глава отряда выкликивал ритуальное «Даешь боя!» и потеха начиналась.
Как и куда били
Никакого оружия на поле не было. Любому, кого уличали за кусочек свинца в перчатке, грозила очень серьезная кара. Существовало три основных типа ударов: костяшками, основанием кулака (дробящий удар сверху вниз) и головками фаланг. Бить старались в голову и солнечное сплетение: в условиях окружающего хаоса общей драки, нужны были максимально действенные, быстрые и простые удары.
Каждый отряд имел в своем составе нескольких опытных, сильных и выносливых бойцов. «Надежы» использовались в качестве основного ударного средства для разрыва строя противника. Удачный таран создавал брешь в отряде, куда и устремлялись все остальные бойцы. Чтобы нейтрализовать опытного надежу, требовалась отточенная тренировками тактика. Бойца впускали за первую линию строя, сразу смыкая ее за его спиной. Здесь надежу встречали опытные мастера индивидуального боя.
Этот тип массовой драки требовал от участников не только силы, но и завидного умения хладнокровно оценивать постоянно меняющуюся диспозицию. Сцеплялка-свалка, на первый взгляд, выглядит хаотичным побоищем большого количества людей — здесь не соблюдают строя и не стараются вытеснить отряд противника. Каждый выступает сам за себя, каждому противостоят все остальные.
Стенка на стенку
Самым распространенным типом кулачной схватки была стенка на стенку, регулируемая строго соблюдаемыми правилами. Эта драка напоминала сражение двух отрядов противников на настоящем поле боя: вожаки использовали тактику, руководя бойцами таким образом, чтобы заставить врагов-поединщиков обратиться в бегство. Индивидуальные схватки не поощрялись, всех своих «солдат» атаман приучал неукоснительно следовать приказам на благо всего отряда и следил за тем, чтобы опытные, излишне самоуверенные бойцы не лезли вперед в одиночку, где их могли бы нейтрализовать количеством.
Индивидуальные бои, само собой, считались наиболее уважаемой схваткой. Здесь на первый план выходили личные качества поединщиков. Очень часто такие бои могли использоваться для определения правоты ответчика в суде: считалось, что правый человек более уверен в себе — то есть, гарантированно побеждает. При поединке «сам на сам» нельзя было противника добивать: упавший проигрывал автоматически.
Запрет кулачного боя
Первые запреты общественных кулачных боев начались уже после Крещения Руси. Дело в том, что славяне-язычники посвящали драки Перуну, покровителю воинов и боевых искусств. Его, естественно, в христианском пантеоне видеть никто не желал. Митрополит Кирилл в 1274 году постановил даже отлучать от церкви участвующих в боях мужчин. Несмотря на все препоны, кулачные бои никуда не ушли. Не помешали даже очень серьезные меры уголовного характера, предусмотренные для бойцов в XVII веке. Петр I, напротив, всячески поощрял схватки и даже несколько раз устраивал их сам, «дабы показать удаль русского народа». После него традиции боев практически не притеснялись, однако правление Николая I стало началом окончательного забвения этой славной традиции. Император категорично запретил кулачные бои, а после 1917 года коммунисты сочли эту практику еще одним наследством царского режима — что было равносильно прямому запрету.
Кулачные бои на Руси: что гласит история!
Кулачные бои служили потехой для народа. Это было увеселение как для самих участников, так и зрителей. Поговаривают, что Петр I особенно любил события подобного плана, такое зрелище доставляло ему радость. Бои кулаками появились на Руси уже в глубокой древности и просуществовали до начала 20 века. Изначально они возникли в Древней Греции и даже были включены в Олимпийские игры.
Считалось, что славяне являются доблестными воинами, ведь войны на Руси происходили часто. Именно потому с самого детства развивались разнообразные ратные навыки. У детей это были игры наподобие “Царя горы”, метаний, а когда ребята подрастали, они могли принять участие в кулачных боях. Проводилось данное событие обычно по праздникам: Рождество, Масленица и многие другие.
Стоит отметить, что представители церкви всячески старались бороться с кулачными поединками, считая их языческим явлением. Даже вводились запреты, призванные испугать участников боев. К ним относилось то, что “бойцы” отлучались от церкви, а убитых в бою было запрещено отпевать (ведь порой случались и летальные исходы). Негативное отношение к боям было в дальнейшем и у Елизаветы Петровны, и у Николая I, и у других правителей.
История гласит, что Екатерина II была не против посмотреть на кулачные поединки. Петр II вовсе внес свои поправки в данное увеселение, не предавая их запрету. Он ввел ограничение, согласно которому запрещалось бить лежачих. К слову, именно с тех пор завелась крылатая пословица “не бей лежачего”.
Правила и тонкости кулачного боя
Незнающему человеку может показаться, что такие поединки – обычный мордобой. Но это далеко не так, ведь кулачный бой имел свои правила и нюансы. В поединках могли сражаться деревня с деревней, слобода со слободой или улица с улицей. При этом дрались голыми руками. Нельзя было бить по паху и по ногам, то есть для ударов была открыта часть тела выше пояса.
Существовали ограничения, согласно которым, как было сказано выше, нельзя было бить лежачего, а также того, у кого было кровотечение. Также запрещалось использовать в бою какие-либо орудия. За соблюдением правил следили судьи, зрители, а также сами участники. Того, кто не соблюдал правила, наказывали строго. Поединки могли закончиться пожизненными увечьями, а также убийствами.
Одним из видов боя был “сцеплялка-свалка”. Он означал, что каждый участник дерется сам за себя, то есть против всех. Для такой разновидности особо были важны ловкость, сила удара и хладнокровие. Самым распространенным считался “стенка на стенку”. Этот поединок делился на три этапа. Сначала дрались мальчики, затем неженатые парни, в конце самые взрослые. Задача боя заключалась в том, чтобы заставить сторону противника пуститься в бегство или отступить. При этом у каждой “стенки” был “вожак”, который мог определять тактику поединка и подбадривать участников.
Существовал также бой под названием “один на один” или “сам на сам”. Такие поединки могли случаться внезапно по желанию участников. Проводиться могли как в обычные дни, так и в праздники. Подобные бои иногда использовались в качестве доказательства правоты ответчика в судебном деле. Просуществовал поединок “один на один” до смерти Ивана Грозного.
Как отобразились кулачные бои в искусстве и почему они прекратились
Григорий Орлов, граф и фаворит Екатерины II, настолько любил кулачные бои, что участвовал в них сам. При этом он был хорошим бойцом и приглашал сразиться в поединке известных кулачников.
Легендарным героем считается Ян Усмошвец. О нам написано в “Повести временных лет”. Повествуется, что он голыми руками смог убить быка, а после этого сразиться с печенегом (представитель кочевого племени).
О кулачном бое писали многие известные авторы, а также нарисовали немало картин известные художники. Строки произведений посвятили поединкам Михаил Лермонтов, Максим Горький, Сергей Аксаков. В иллюстрациях отобразили бои Виктор Васнецов, Михаил Песков.
Подвели черту кулачным боям события 1917 года. Тогда посчитали, что поединки – это пережиток старого царского режима. Тем не менее бои изредка, но продолжали происходить вплоть до 1950 года. В них стали принимать участие уголовники, которые вопреки традиционным правилам стали использовать в драках ножи.
В 1990-х годах были осуществлены попытки возродить кулачные бои как школу славянских боевых искусств. Безусловно, данное явление можно встретить и сейчас в исключительных случаях. Например, на русских праздниках, но это уже далеко не тот размах, какой имели поединки на Руси.
Источники:
http://russian7.ru/post/kulachnyy-boy-na-rusi-neglasnye-pravil/
http://pikabu.ru/story/istoriya_russkogo_kulachnogo_boya_3877531
http://zen.yandex.ru/media/id/5bc4ebd33d6fca00abb0c542/5c97db4c4a191400b3f95e07