10 великих русских путешественников, имена которых увековечены на географической карте
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Афанасий Никитин — самый первый русский путешественник
Афанасий Никитин по праву считается первым русским путешественником, которому удалось посетить Индию и Персию (1468-1474 годы, по другим данным 1466-1472). На обратном пути он побывал в Сомали, Турции, Маскате. На основе путешествий Афанасий составил записки «Хождение за три моря», которые стали востребованными и уникальными историческими и литературными пособиями. Эти записи стали первой в истории России книгой, выполненной не в формате рассказа о паломничестве, а описывающей политические, экономические и культурные особенности территорий.
Он смог доказать, что даже будучи членом бедной крестьянской семьи можно стать известным исследователем и путешественником. Его именем названы улицы, набережные в нескольких российских городах, теплоход, пассажирский поезд и авиаборт.
Семен Дежнев, основавший Анадырский острог
Казачий атаман Семен Дежнев был арктическим мореплавателем, который стал первооткрывателем целого ряда географических объектов. Где бы ни служил Семен Иванович, везде он стремился изучать новое и ранее неизведанное. Он даже смог пересечь Восточно-Сибирское море на самодельном коче, пройдя путь от Индигирки до Алазеи.
В 1643 году в составе отряда исследователей Семен Иванович открыл Колыму, где со своими сподвижниками основал город Среднеколымск. Через год Семен Дежнев продолжил свою экспедицию, прошел вдоль Берингова пролива (который тогда еще не имел этого названия) и открыл самую восточную точку материка, названную впоследствии мысом Дежнева. Также его имя носят остров, полуостров, бухта, село.
В 1648 году Дежнев вновь отправился в путь. Его судно потерпело крушение в водах, расположенных в южной части реки Анадырь. Добравшись на лыжах, моряки отправились вверх по реке и там остались на зимовку. Впоследствии это место появилось на географических картах и получило название Анадырский острог. По итогам экспедиции путешественник смог сделать подробные описания, составить карту тех мест.
Витус Ионассен Беринг, организовавший экспедиции на Камчатку
Две Камчатских экспедиции вписали в историю морских открытий имена Витуса Беринга и его сподвижника Алексея Чирикова. Во время первого путешествия мореплаватели провели исследование и смогли дополнить географический атлас объектами, расположенными в Северо-Восточной Азии и на Тихоокеанском побережье Камчатки.
Открытие Камчатского и Озерного полуостровов, заливов Камчатского, Креста, Карагинского, бухты Проведения, острова Святого Лаврентия — тоже заслуга Беринга и Чирикова. В то же время был найден и описан еще один пролив, который впоследствии стал называться Беринговым.
Вторая экспедиция была предпринята ими с целью поиска пути к Северной Америке и изучения Тихоокеанских островов. В этом путешествии Беринг и Чириков заложили Петропавловский острог. Он получил свое название из объединенных названий их кораблей («Святой Петр» и «Святой Павел) и впоследствии стал городом Петропавловском-Камчатским.
На подходе к берегам Америки корабли единомышленников потеряли друг друга из виду, сказался сильный туман. «Святой Петр», управляемый Берингом, доплыл до западного побережья Америки, но попал в сильнейший шторм на обратном пути — корабль был выброшен на островок. На нем и прошли последние минуты жизни Витуса Беринга, а остров впоследствии стал носить его имя. Чириков на своем корабле тоже достиг Америки, но благополучно завершил свое плавание, обнаружив на обратной дороге несколько островов Алеутской гряды.
Харитон и Дмитрий Лаптевы и их «именное» море
Двоюродные братья Харитон и Дмитрий Лаптевы были единомышленниками и помощниками Витуса Беринга. Именно он назначил Дмитрия командиром корабля «Иркутск», а его дубль-шлюпкой «Якутск» руководил Харитон. Они принимали участие в Великой Северной экспедиции, целью которой было изучить и точно описать и нанести на карту русские берега океана, от Югорского шара до Камчатки.
Каждый из братьев внес весомый вклад в освоение новых территорий. Дмитрий стал первым мореплавателем, сделавшим съемку берегов от устья Лены до устья Колымы. Он составил подробные карты этих мест, взяв за основу математические расчеты и астрономические данные.
Харитон Лаптев со своими сподвижниками вел исследования самого северного участка побережья Сибири. Именно он определил размеры и очертания огромного полуострова Таймыр — выполнил съемку восточного его побережья, смог выявить точные координаты прибрежных островов. Экспедиция проходила в сложных условиях — большое количество льда, снежные бураны, цинга, ледяной плен — много пришлось пережить команде Харитона Лаптева. Но они продолжали начатую работу. В этой экспедиции помощник Лаптева Челюскин открыл мыс, который впоследствии был назван в его честь.
Отмечая большой вклад Лаптевых в освоение новых территорий, члены Русского географического общества решили назвать их именем одно из крупнейших морей Арктики. Также в честь Дмитрия назван пролив между материком и островом Большой Ляховский, а имя Харитона носит западное побережье острова Таймыр.
Крузенштерн и Лисянский — организаторы первого русского кругосветного плавания
Иван Крузенштерн и Юрий Лисянский — первые русские мореплаватели, совершившие кругосветное путешествие. Их экспедиция длилась три года (началась в 1803 и завершилась в 1806 году). Они со своими командами отправились в путь на двух кораблях, которые носили названия «Надежда» и «Нева». Путешественники прошли через Атлантический океан, вошли в воды Тихого океана. По ним моряки доплыли до Курильских островов, Камчатки и Сахалина.
Это путешествие позволило собрать важную информацию. На основе данных, добытых мореплавателями, была составлена подробная карта Тихого океана. Еще одним важным итогом первой русской кругосветной экспедиции стали данные, полученные о флоре и фауне Курил и Камчатки, местных жителях, их обычаях и культурных традициях.
Во время своего путешествия моряки пересели экватор и по морским традициям не смогли оставить это событие без известного ритуала — матрос, переодетый в Нептуна, приветствовал Крузенштерна и спрашивал, для чего его судно прибыло туда, где ни разу не бывал российский флаг. На что получил ответ, что они здесь исключительно для славы и развития отечественной науки.
Василий Головнин — первый мореплаватель, которого удалось вызволить из Японского плена
Русский мореплаватель Василий Головнин руководил двумя кругосветными экспедициями. В 1806 году он, будучи в звании лейтенанта, получил новое назначение и стал командиром шлюпа «Диана». Интересно, что это единственный в истории русского флота случай, когда управлением кораблем доверили лейтенанту.
Руководство поставило целью кругосветной экспедиции изучение северной части Тихого океана, с особым вниманием на ту его часть, которая находится в пределах родной страны. Путь «Дианы» был не легким. Шлюп прошел остров Тристан-да-Кунья, миновал мыс Надежды и вошел в порт, принадлежавший англичанам. Здесь корабль был задержан властями. Англичане сообщили Головнину о начале войны между двумя странами. Российский корабль не был объявлен взятым в плен, но и покинуть бухту команде не разрешалось. Проведя в таком положении больше года, в середине мая 1809 «Диана» во главе с Головниным попыталась сбежать, что морякам успешно удалось — корабль прибыл на Камчатку.
Следующее ответственное задание Головнин получил в 1811 году — он должен был составить описания Шантарских и Курильских островов, берега Татарского пролива. Во время своего путешествия он был обвинен в несоблюдении принципов сакоку и захвачен в плен японцами более чем на 2 года. Вызволить команду из плена удалось лишь благодаря хорошим отношениям одного из русских морских офицеров и влиятельного японского купца, который смог убедить свое правительство в безобидных намерениях русских. Стоит отметить, что до этого никто в истории из японского плена не возвращался.
В 1817-1819 годах Василий Михайлович совершил еще одно кругосветное путешествие на специально построенном для этого корабле «Камчатка».
Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев — первооткрыватели Антарктиды
Капитан второго ранга Фаддей Беллинсгаузен был решительно настроен найти истину в вопросе о существовании шестого материка. В 1819 году он вышел в открытое море, тщательно подготовив два шлюпа — «Мирный» и «Восток». Последним командовал его единомышленник Михаил Лазарев. Первая кругосветная антарктическая экспедиция ставила перед собой и иные задачи. Помимо нахождения неопровержимых фактов, подтверждающих или опровергающих существование Антарктиды, путешественники собирались исследовать акватории трех океанов — Тихого, Атлантического и Индийского.
Результаты этой экспедиции превзошли все ожидания. За 751 день, который она длилась, Беллинсгаузен и Лазарев смогли сделать несколько значимых географических открытий. Безусловно, самое важное из них — существование Антарктиды, это историческое событие произошло 28 января 1820 года. Также за время путешествия были найдены и нанесены на карту порядка двух десятков островов, созданы зарисовки с видами Антарктики, изображения представителей антарктической фауны.
Интересно, что попытки открыть Антарктиду предпринимались не единожды, но ни одна из них не увенчалась успехом. Европейские мореплаватели считали, что либо ее нет, либо она расположена в местах, в которые просто невозможно попасть по морю. А вот русским путешественникам хватило упорства и целеустремленности, поэтому имена Беллинсгаузена и Лазарева внесены в списки величайших мореплавателей мира.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Дмитрий Лаптев – выдающийся русский полярный исследователь
В честь исследователей Арктики братьев Лаптевых названо одно из морей Северного Ледовитого океана
Дмитрий Яковлевич Лаптев родился в 1701 году, он происходил из великолукских дворян. Службу на Балтийском флоте начал гардемарином, в 20 лет был произведен в мичманы, в 23 – в унтер-лейтенанты, в 30 – в лейтенанты.
В 1731 году был назначен в Великую Северную экспедицию, общее руководство которой осуществлял Витус Беринг . Экспедиция состояла из нескольких отрядов, каждый из которых должен был исследовать определенный участок арктического побережья России. За отрядом лейтенанта Петра Ласиниуса и Дмитрия Лаптева (он был включен в этот отряд позже) был закреплен участок побережья к востоку от Лены до Колымы.
Экспедиция стартовала из Петербурга, первоначальный ее этап, заключавшийся в доставке снаряжения до Якутска и Охотска, был очень непростым.
Дмитрию Лаптеву было поручено доставить имущество экспедиции до Юдомоского Креста – пристани на реке Юдома. С поставленной логистической задачей Лаптев справился успешно, в 1736 году он был назначен начальником Ленско-Колымского отряда, на этом посту он сменил умершего Петра Ласиниуса.
Отряд лейтенанта Ласиниуса, шведа по национальности, был вынужден зимовать на губе Буор-Хая, т.к. бот «Иркутск», на котором исследователи выступили в поход, оказался зажатым во льдах. Провизии у отряда было немного, и ее экономия привела к вспышке цинги, Ласиниус стал первой жертвой этой болезни. В живых осталось лишь 9 человек, в июне 1736 года они были обнаружены подштурманом Михаилом Щербининым и переправлены в Якутск.
«Иркутск» в эксплуатацию вернули в конце июля, на нем удалось продвинуться лишь до 73° 16′ северной широты, далее бот не пустили льды. В сентябре отряд Лаптева встал на зимовку, от цинги спасались отваром коры, кедровых шишек и сыроедением.
Лаптев, принимая во внимание рассказы местных жителей, считал, что пройти морем от Лены к Колыме невозможно. Об этом он рапортовал Берингу и докладывал в декабре 1737 года в Петербурге. Адмиралтейств-коллегия решила продолжить экспедицию, при невозможности пройти морским путем, было рекомендовано идти по суше.
Вновь сформированный отряд из 60-ти человек на боте «Иркутск» в июне 1739 года выдвинулся в путь. С корабля удалось провести опись Севастьяновой губы, остальные исследования отряд были проведены на суше. Матрос Алексей Лошкин прошел по побережью до реки Алазеи, Щербинин и геодезист Иван Кинядков исследовали устье Индигирки. Весной 1740 года Киндяковым была составлена карта от Алазеи до Колымы, Лаптев исследовал реку Хрому, а Щербинин – реку Яну.
Летом 1740 года на боте отряд дошел до устья Колымы и встал на зимовку у Нижнеколымского острога, основанного еще во время экспедиции Семёна Дежнёва. Во время зимовки были описаны верховья Колымы и разведана дорога на реку Анадырь до Анадырского острога.
Позже геодезисты составили карту побережья до реки Пенжины и реки Анадыри до устья.
Геодезические работы с моря проводить не удавалось. В подобных условиях работал Ленско-Енисейский отряд, которым руководил двоюродный брат Дмитрия Яковлевича Харитон Прокопьевич Лаптев . Карта полуострова Таймыр Харитоном Лаптевым была также составлена с суши.
Хотя экспедиции не удалось пройти морским путем до самой восточной точки Азии – Большого Чукотского Носа, карта арктического побережья была составлена.
Люди из отряда Лаптева в 1743 году поступили в распоряжение Алексея Чирикова , который стал руководителем Великой Северной экспедиции по смерти Беринга, а сам Дмитрий Яковлевич отправился в Петербург.
Кроме отчета, связанного с основной задачей – составлением карты побережья, он представил Адмиралтейств-коллегии докладную записку этнографического характера. В ней содержалось описание народов, живущих на северо-востоке России, и предложен ряд мер по развитию этого региона.
Лаптев продолжил службу на Балтийском флоте. Известно, что при его участии в Кронштадте был построен порт. Он вышел в отставку в 1762 году в чине вице-адмирала и поселился в своем поместье под Великими Луками.
Скончался великий исследователь 20 (31) января 1771 года.
В 1913 году по предложению Юлия Шокальского Русское географическое общество утвердило название окраинного моря Северного Ледовитого океана в честь братьев Лаптевых. В память о Дмитрии Лаптеве назван пролив между островом Большой Ляховский и материком.
Источники:
http://kulturologia.ru/blogs/151217/37051/
http://zen.yandex.ru/media/id/592d407cd7d0a6f37914f847/5a718d73fd96b1ec74fa0971