Лечебная физкультура в детском саду как средство профилактики нарушений осанки и плоскостопия
Нелли Верховенко
Лечебная физкультура в детском саду как средство профилактики нарушений осанки и плоскостопия
Мастер — класс на тему:»Лечебная физкультура в детском саду – как средство профилактики
нарушений осанки и плоскостопия«.
Цель: сохранение, укрепление здоровья детей, коррекция имеющихся
нарушений осанки и плоскостопия.
1. Приобщение родителей к систематическим занятиям ЛФК детей
дошкольного возраста в течение учебного года.
2. Формирование и закрепление навыка правильной осанки у детей
3. Своевременная коррекция имеющихся нарушений осанки и плоскостопия
у детей дошкольного возраста.
4. Оказание общеукрепляющего воздействия на организм детей дошкольного
Вступительное слова инструктора по физической культуре и лфк Верховенко
Комплекс упражнений по лечебной физической культуре
демонстрируется для родителей с подробным объяснением всех исходных
положений, положений звеньев тела, осанки, во время выполнения
упражнений ЛФК, на примере трёх детей (поочерёдно выполняющих
Комплекс упражнений по лечебной физической культуре (ЛФК).
Упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия:
1. «Гусенички» — сжимать и разжимать пальцы по твёрдой поверхности,
продвигая их вперёд.
2. «Пила» — сидя на полу, стопы вместе, подошвы друг к другу, распиливаем
бревно стопами (мысленно).
3. Исходное положение: сидя на полу, ноги согнуты, стопы вместе,
поочерёдно поднимать над полом носки, затем пятки.
4. Исходное положение: сидя на полу, ноги согнуты, стопы вместе, развести
носки в стороны, возвратить в и. п., затем пятки развести в стороны,
возвратить в и. п.
Выполнять упражнения с массажным мячиком (с шипами) – перекаты
правой и левой ногой, двумя ногами, упр. «Пила» с мячиком между стопами.
Упражнения для профилактики и коррекции нарушений осанки:
1. «Бабочка» — сидя на полу, подошвы вместе, коленями стремиться достать
2. «Самолёт» — ноги широко развести в стороны, носки смотрят вверх,
правой рукой тянуться к правому носку, левой рукой тянуться к левому
3. «Берёзка» — И. П. – лёжа на спине, ноги прямые, понять ноги под углом 90
градусов, медленно опустить в И. П., поясницу не отрывать от пола.
4. «Ножницы» — И. П. – лёжа на спине, ноги прямые, поднять ноги над
ковриком на 30 -40 см не отрывая поясницу, выполнять махи ногами,
имитация ножниц. 5. «Улитка» — И. П. – лёжа на спине, ноги прямые, согнуть ноги и прижать к
груди, обнять сверху их руками, возвратить в и. п.
6. «Горка» — И. П. – лёжа на спине, ноги согнуты в коленных суставах, пятки
максимально приближены к пояснице, поднять таз вверх максимально,
7. «Лодочка» — И. П. – лёжа на животе, руки и ноги прямые, нужно поднять
руки и ноги вместе с головой над полом, возвратить в И. П., не
запрокидывать голову назад.
8. «Плавание» — И. П. – лёжа на животе, ноги прижаты к полу, поднять
руки, голову, туловище над полом, выполнять гребкообразые движения
руками через стороны, имитация плавания.
9. «Звёздочка» — И. П. — лёжа на животе, руки и ноги прямые, поднять руки и
ноги над полом, развести их широко в стороны, возвратить в И. П.
10. «Крылья» — И. П. – лёжа на животе, руки и ноги прямые, согнуть руки,
прижать предплечья к туловищу, максимально поднять туловище над
ковриком, взгляд направлен вниз, ноги лежат неподвижно, (выполнять
движения, имитирующие полёт птицы, возвратиться в исходное
11. «Кобра» — И. П. – лёжа на животе, руки согнуты и ладони находятся на
уровне плеч, разогнуть руки – посмотреть вперёд, возвратить в и.
12. «Кошка» — И. П. – упор стоя на коленях (на четвереньках, добрая кошка –
прогнуться в пояснице – посмотреть вверх, злая кошка – округлить
поясницу – посмотреть вниз.
После продемонстрированных упражнений все желающие родители задают
интересующие их вопросы.
День профилактики сердечно-сосудистых заболеваний в детском саду №22 города Ейска » Мы сердце свое должны поберечь: от мыслей тяжелых и тягостных встреч, от злобы и зависти, лени и бед. Пусть в нашем сердечке горит солнца.
Использование подвижных игр при коррекции осанки и профилактики плоскостопия Подвижные игры занимают особое место в комплексной методике коррекции нарушений осанки у детей, обеспечивая многоплановое воздействие на.
Массажный коврик для профилактики плоскостопия Массажный коврик для профилактики плоскостопия у детей. В основе коврика половик ручной работы имеюший легкий массажный эффект, и два.
Ортопедический коврик для профилактики плоскостопия ЗДОРОВЬЕ НАЧИНАЕТСЯ СО СТОПЫ! Массаж ступней является прекрасной профилактикой плоскостопия. .Плоскостопие -одно из самых распространенных.
Профилактика нарушений осанки и плоскостопия УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА Как добиться положительного настроя ребенка Очень важно, чтобы гимнастика не стала для ребенка неприятной обязанностью,.
Профилактика проблем осанки и плоскостопия детей дошкольного возраста ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ В раннем детском возрасте маловыраженные формы плоскостопия обычно безболезненны, но в дальнейшем по мере роста.
Рекомендации для педагогов по профилактике плоскостопия и нарушений осанки у детей в зимний период Предлагаю вам игры и упражнения для профилактики плоскостопия и нарушений осанки у детей дошкольного возраста, а так как сейчас за нашими.
Семинар-практикум для воспитателей «Развитие артикуляционной моторики как средство профилактики, коррекции речевых нарушений» Каждый ребёнок, всем на диво, должен говорить красиво. И тогда язык родной должен понимать его любой! Своевременное овладение правильной,.
Мастер-класс для педагогов «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста» Конспект Мастер-класс (для педагогов ДОУ) Тема: Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста. Будьте добрыми,.
Упражнения для профилактики плоскостопия у детей Упражнения для профилактики плоскостопия (выполнять их следует босиком): 1. Стоя прямо за спинкой стула, носки и пятки сомкнуть, руками.
Лечебная физкультура в детском саду (предметные кружки, их результативность).
рабочая программа (старшая группа) на тему
Предметные кружки, их результативность:
ЛФК (лечебная физкультура)
Жизнь — это движение. Жители стран Востока еще в давние времена знали, что для того, чтобы лишить человека энергии, нужно лишить его двигательной активности. Опасных заключенных в древнем Китае помещали в такие маленькие камеры, где человек мог только сидеть или лежать. Через пару месяцев человек ослабевал настолько, что не смог бы бежать, даже если бы ему представилась такая возможность, так как в бездействии его конечности атрофировались. Современный же человек зачастую добровольно ведет сидяче-лежачий образ жизни, использовавшийся ранее в качестве наказания для особо опасных преступников на Востоке, и жалуется при этом на хроническую усталость и нехватку сил для занятий физкультурой. Вот и получается замкнутый круг: чтобы заниматься гимнастикой, нужна энергия — чтобы появилась энергия, нужно заниматься гимнастикой. Однако, учитывая, что все мы находим силы, чтобы добраться до работы, сходить в спортбар или кино, мы, если постараемся, можем найти их и для занятий ЛФК. Тем более, что лечебная физкультура нередко оказывается более эффективным методом лечения болезни, чем медикаменты. Что, в первую очередь, относится к таким заболеваниям позвоночника как сколиоз и остеохондроз.
Особенности ЛФК в детском возрасте
Применение лечебной физкультуры в детском возрасте имеет особенности, связанные как с анатомо-физиологическим своеобразием детского организма, так и со спецификой течения болезни в детском возрасте. Свойственная детям большая потребность в движениях составляет важную биологическую черту растущего организма, являясь обязательным условием для нормального формирования и развития организма ребенка. У детей при любом длительно текущем заболевании развиваются не только патологические симптомы, характерные для самой болезни, но и отклонения в росте и развитии, функциональные нарушения из-за ограничения двигательной активности. Поэтому одна из главных задач ЛФК в педиатрии — предупреждение отставания ребенка в развитии путем восполнения дефицита движений и применения специально подобранных упражнений для непосредственно лечебных, корригирующих воздействий при определенных заболеваниях. Формы ЛФК для детей отличаются широким использованием игр и имитационных движений. Характерными особенностями методики лечебной физкультуры для детей является сочетание, так называемого, общеоздоровительного воздействия со специальным, проведение занятий с учетом возрастных данных развития психики и моторики, соответствие подобранных инструктором ЛФК упражнений лечебным задачам при адекватной общей физической нагрузке.
Показания
ЛФК показана при большинстве детских заболеваний как одно из эффективных средств общестимулирующей и специфической терапии. ЛФК широко используется для лечения рахита, гипотрофии, ревматизма и многих других заболеваний. При ревматизме ЛФК применяют поэтапно, начиная с периода строгого постельного режима. Широко используются упражнения для мелких суставов и мышечных групп, дыхательные и общеукрепляющие, строго дозированные в зависимости от состояния больного. Физические упражнения применяют в целях укрепления сердечной мышцы, предупреждения осложнений со стороны суставов, нервной системы и в целях общего укрепления организма ребенка. ЛФК благоприятно действует на детей, страдающих бронхиальной астмой, на нарушенные механизмы нервной регуляции и на улучшение функции внешнего дыхания. С этой целью целесообразно использовать так называемую «звуковую гимнастику». При пневмониях ЛФК используют для восстановления нарушенной функции системы дыхания, для борьбы с кислородной недостаточностью.
Основные преимущества лечебной гимнастики
• Возможность вернуть здоровье без медикаментов.
• Один раз освоив методику, Вы пользуетесь ею в течение всей жизни.
• Даже просмотр обучающих фильмов дает лечебный эффект.
• Не требует дополнительного снаряжения (тренажеров, специальной одежды, т.д.).
• Эффективнее других гимнастик в 3-4 раза.
• Можно заниматься где угодно (лежа в постели, на работе, в транспорте).
• Гимнастика не только восстанавливает здоровье, но и развивает физически и интеллектуально.
ЛФК в последнее время широко внедряется в ДОУ. И на это есть много причин: неуклонный рост числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сокращение двигательной активности детей из-за приоритета «интеллектуальных занятий» и, как следствие, снижение мышечного тонуса и общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении.
Предлагаемые занятия по профилактике нарушения осанки и укреплению мышечного аппарата строятся на принципе наглядно-образного исполнения, где инструктор показывая упражнение сообщает об его значимости, отмечая особенности выполнения и осужествляет контроль за дыханием.
Педагогом разработана система комплексов упражнений по принципу от простого к сложному, используя подражательные или имитационные действия.
· сесть (на скамейку). Сидеть рядышком прямо и правильно;
- встать. Проверить, правильно ли стоят (носки у всех на одной линии, как по “ниточке”);
- ходьба (пройти тихо, как “мышка”). Идти, стараясь не отставать, в ногу под счёт (как военные);
- ходьба с остановками (по слову “стой” — остановиться);
- лечь на ковёр (на живот), руки согнуть в локтях, кисти рук под подбородком, ноги прямые и лежат вместе, дышать равномерно.
Основная часть(30–35 мин.)
Упр. 1. И.п. – лёжа на животе. Руки согнуты в локтях, кисти рук под подбородком. На счёт 1 – поднять голову, посмотреть друг на друга, на счёт 2 – положить голову подбородком на руки. Медленно (3–4 раза). Дышать равномерно.
Упр. 2. И.п. – то же. На счёт 1 – вытянуть обе руки вперёд (не поднимая рук с ковра) и потянуться, пытаясь достать руками друг друга. На счёт 2 – вернуться в и.п. Медленно (3–4 раза).
Упр. 3. И.п. – то же, руки на спине, пальцы сцеплены. На счёт 1 – потянуться руками назад, поднимая плечи и голову. На счёт 2 – и.п. Медленно (4–5 раз). Перекатиться “брёвнышком” на спину.
Упр. 4. И.п. – лёжа на спине. На счёт 1 – поднять пр. руку и лев. ногу, доставая пальцами рук носок ноги (“поймать носочек”). На счёт 2 – в и.п. (дышать равномерно). То же другой ногой и рукой (по 3–4 раза каждой).
Упр. 5. И.п. то же, руки положить на живот. На счёт 1 – потянуться, приподнять голову, плечи и достать колени руками (“посмотреть на свои ноги”). На счёт 2 – в и.п. (3–4 раза).
Упр. 6. И.п. – то же. Лежать тихо и послушать дыхание (“Послушайте, как вы дышите”).
Упр. 7. Сидя на скамейках в правильном положении, движения руками в стороны, вверх, назад (сводя лопатки).
Упр. 8. Сидя на скамейках в правильном положении, руки к плечам. Рывки плечами и локтями назад. Дышать равномерно.
Игра. Броски и ловля маленьких мячей: вверх, в стену (“чтобы мячик слушался и прилетал в руки”).
Всем лечь на ковёр на спину; закрыть глаза и постараться, чтобы “спали” ноги и руки, дышать равномерно.
Заключительная часть (3–5 мин.)
Ходьба с хорошей осанкой. Остановка – принять правильную осанку (спокойно подышать носом).
Для образного представления
ПРЕИМУЩЕСТВА ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ приведем ПРИМЕР.
Заболел коленный сустав. Начинаем принимать лекарства — это дополнительная нагрузка на печень. Через некоторое время, чтобы восстановить функцию печени, добавляем ещё лекарств. Количество потребляемых лекарств растет, и начинает страдать пищеварительная и эндокринная системы, которые тоже восстанавливаются с помощью таблеток. И процесс получается лавинообразный. Чем больше мы лечимся, тем больше возрастает потребность в лечении.
Ещё не будем забывать о том, что каждое лекарство имеет противопоказания и побочные действия (одно лечим — другое калечим).
Заболел сустав. Начали его лечить гимнастикой. Одновременно, хотим мы этого или нет, улучшается работа сердечнососудистой, нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, эндокринной систем — идет выздоровление всего организма в целом.
Лечебная гимнастика
Основа нашей лечебной гимнастики – это естественные движения, заложенные в нас самой природой.
Чтобы понять, что такое естественные движения, приведем пример.
Вспомним, кто нас учил потягиваться утром после сна. Это и есть естественное движение и предназначено оно для, того чтобы организм быстро перешел из состояния сна в рабочее состояние. Всего одно движение, несколько секунд, и мы уже чувствуем прилив бодрости.
А теперь представим, что в течение хотя бы 10 минут мы делаем такие «потягушки». Как, думаете, отреагирует наш организм на эти упражнения?
Организм наполниться силой и энергией и запустит восстановительные процессы.
Понаблюдаем за окружающей природой, за нашими домашними любимцами – кошками и собаками. Они своим поведением и движениями многое расскажут о естественном движении — основе комплекса лечебной физкультуры. Мы тоже часть природы и давайте пользоваться возможностями нашего мудрого организма.
ЛФК в последнее время широко внедряется в ДОУ. И на это есть много причин: неуклонный рост числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, сокращение двигательной активности детей из-за приоритета «интеллектуальных занятий» и, как следствие, снижение мышечного тонуса и общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении. Я предлагаю упражнения, направленные на укрепление мышц.
Лечебная физкультура для детских садов
Движение – это жизнь – гласит народная мудрость. Еще в древние времена на Востоке знали, что для лишения энергии необходимо ограничить двигательную активность. Если человека поместить в небольшое помещение, где он может только сидеть и лежать, то через несколько месяцев он полностью ослабнет. Отсутствие движения приводит к атрофии мышц.
На сегодняшний день люди добровольно ведут сидяче-лежачий образ жизни, при этом жалуются на отсутствие времени для занятия физкультурой. Это ведет к развитию хронической усталости, нехватке сил и всеобщего ухудшения самочувствия. Двигательная активность нужна как взрослым, так и детям.
Особенности преподавания ЛФК в детском саду
Согласно статистическим данным, в России в дошкольных учреждениях только 10 человек из ста являются полностью здоровыми детьми. Какая причина этому? Рассмотрим более подробно.
С каждым годом экологическая обстановка на земле имеет тенденцию к ухудшению. При этом новорожденные, уже при рождении, имеют проблемы со здоровьем.
Вместе с этим снижается двигательная активность детей. Прогулки на свежем воздухе, езда на велосипеде, игра в мяч и иные активные игры замещаются сидением за компьютером.
Родители больше ориентируются на интеллектуальное развитие детей. Игры и занятия на кружках зачастую проводят сидя. Это ведет к проблемам со здоровьем: к искривлению позвоночника, развитию плоскостопия, а также нарушениям работы органов дыхания. В данном случае требуется проведение ряда профилактических процедур, и начинать их необходимо уже с детского сада.
Длительность проведения комплекса упражнений зависит от возрастных особенностей малышей:
- для детей 3-4 лет – на протяжении 20-25 минут;
- для детей 5-6 лет – 30-35 минут.
Оздоровительный комплекс проводится на протяжении длительного времени с небольшими изменениями в программе. Основная часть неизменна, меняется только подготовительная и завершительная часть.
Перед проведением процедуры комнату необходимо предварительно проветрить. Гимнастика проводится на ковриках. На ребенке должны быть носки и легкая одежда, не стесняющая движений.
Какие есть преимущества у лечебной гимнастики
Занятия ЛФК в детском саду имеют ряд преимуществ:
- Позволяют улучшить состояние опорно-двигательного аппарата ребенка.
- Укрепляют здоровье, осуществляют всестороннее физическое развитие, а также своеобразную закалку организма.
- Препятствуют развитию лордоза, сколиоза и плоскостопия.
- Способствуют правильной работе дыхательной и сердечно-сосудистой системы.
- Формируют правильную осанку, а также знания, как правильно ее держать.
- Корректируют патологические состояния.
- Приобретают базовые двигательные навыки и умения, которые пригодятся в дальнейшем.
Для получения положительного эффекта важно учитывать ряд факторов:
- Методика и длительность занятий подбирается индивидуально для каждой возрастной группы.
- Системное воздействие на весь организм благодаря последовательности упражнений.
- Регулярность нагрузок.
- Для достижения максимального эффекта упражнения должны выполняться на протяжении длительного времени. Восстановить работу органов можно только при постоянном упорном повторении.
- Программа ЛФК в детском саду предполагает постепенное увеличение нагрузки. Первые 10 дней нагрузка нарастает, далее она находится на одном уровне, и на завершительном этапе немного ослабевает.
- Важно разнообразие упражнений для задействования мышечного аппарата всего тела. Через каждую неделю упражнения обновляются.
- Выполнение упражнений с цикличностью. Отдых сочетать с занятиями на расслабление.
- Разница в возрасте для детей не должна превышать одного года. В группах детского сада этого принципа придерживаются.
Основные упражнения лечебной гимнастики заложены в людях самой природой. К примеру, потягивания по утрам, которому никто детей не учит. Данное движение выполняется каждое утро и помогает организму взбодриться. Достаточно всего нескольких секунд выполнения.
При увеличении времени проведения до 10 минут упражнение принесет заряд бодрости и активизирует восстановительные силы организма.
Если присмотреться за поведением котов и собак, можно увидеть, что они демонстрируют естественные движения постоянно. К примеру, потягивания кошки в разных вариантах – это и есть основа комплекса упражнений.
ЛФК в детском саду должна проводиться в обязательном порядке для профилактики и лечения проблем опорно-двигательного аппарата и укрепления мышц.
Примеры лечебной гимнастики в детском саду
Рабочая программа по ЛФК в детском саду должна быть разработана специалистом и состоять из определенного комплекса упражнений.
Ниже приведен перечень занятий, которые подходят для применения в детском саду.
Упражнения подобраны от простого к сложному, и основаны на принципе подражаний и имитации.
- Сесть на скамейку и сидеть ровно и правильно.
- Встать. Проверить, у всех ли носочки на одной линии.
- Ходьба. Стараться идти в ногу со всеми, при этом педагог ведет счет.
- При команде «стоп2 остановиться.
- Лечь на ковер, на живот. Кисти рук сложить под подбородком. Дыхание равномерное.
Комплекс упражнений для корректировки плоскостопия:
- Чередовать разжимание и сжимание пальцев на нижних конечностях и имитировать ползание гусеницы.
- Сидя на коврике, ноги соединены стопами. Мысленно пилить дрова.
- Исходное положение то же; разводить сначала носки в стороны, потом пятки.
Комплекс упражнений для корректировки проблем опорно-двигательного аппарата:
- Сесть на пол, ступни соединить вместе. Стараться опустить колени как можно ниже и дотронуться до пола, имитируя взмахи крыльев бабочки.
- Сесть на пол, ноги на ширине плеч. Левой рукой достать правый носок и наоборот.
- Всем известное упражнение «березка». Лечь на спину, ноги поднять вверх и стараться держать их ровно.
- Лежа на спине, ноги поднять на расстояние 40 см. от пола и выполнять махи ногами, имитируя движение ножниц.
- В положении лежа на животе руки выпрямить вперед. Поднимать руки с ногами и головой вверх. При этом голову не запрокидывать. Имитировать кораблик.
- Лежа на спине, поднять голову и руки. Выполнять упражнение, имитирующее плаванье.
- Упражнение «кошка». Стоя на четвереньках, изобразить добрую кошку, прогнуть спину и посмотреть вверх, злую – округлять поясницу и посмотреть вниз.
- Лежа на спине, стараться достать головой до ног, прогибая при этом спину.
Упражнений ЛФК большое количество. Педагог, подбирая программу, ориентируется на возраст и физическое развитие детей.
Выводы
В программе оздоровления детей должны принимать участие родители, работники детского сада, педагог, проводящий программу ЛФК. Эта работа должна быть сплоченной и длительной.
На сегодняшний день практикуют проведения кружка ЛФК в детском саду по программе, которая предполагает командное участие в играх. В качестве дополнительных приспособлений используют спортивный инвентарь, поролон, палочки, карандаши и так далее. Дети охотно посещают подобный кружок и тщательно выполняют упражнения за педагогом.
Источники:
http://www.maam.ru/detskijsad/lechebnaja-fizkultura-v-detskom-sadu-kak-sredstvo-profilaktiki-narushenii-osanki-i-ploskostopija.html
http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2015/09/19/lechebnaya-fizkultura-v-detskom-sadu-predmetnye-kruzhki
http://fiziotera.ru/lechebnaya-fizkultura-v-detskom-sadu/