4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Немец в валенках анализ рассказа. «Суровая правда» Константина Воробьева. Урок внеклассного чтения по рассказу К.Д. Воробьева «Немец в валенках»

«Суровая правда» Константина Воробьева. Урок внеклассного чтения по рассказу К.Д. Воробьева «Немец в валенках»

Разделы: Литература

Кто помнит, тот не знает пораженья,
Кто помнит, тот беспамятных сильней!
(Ник. Грибачев)

I. Литературно-музыкальная композиция

Весь под ногами шар земной
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу.
Что умерли они?

1-й Ведущий:Мы хотим сегодня пристально всмотреться в лица писателей-фронтовиков, которые вышли навстречу врагу, когда началась война, и сделали все, что смогли. В произведениях Дмитрия Ковалева, Константина Симонова, Александра Межирова, Ольги Берггольц, Семена Гудзенко, Юлии Друниной, Николая Майорова, Дмитрия Кедрина и многих других отразилась суровая правда войны.

Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война шагает по России,
А мы такие молодые!

2-й Ведущий: В ярком созвездии блестящих имен горит особым светом звезда Константина Дмитриевича Воробьева. Трудной была его судьба. Он родился 24 сентября 1919 года в крестьянской семье в селе нижний Реутец Медвенского района курской области. У Константина было 5 сестер и брат. С детских лет пришлось будущему писателю выполнять почти все крестьянские работы. Пришлось пережить и голод, и раскулачивание, и нищету. Но все беды не заслонили в его душе красоту родной курской земли.

Где река словно лента,
Где отчизны исток,
Поле дышит легендой
У развилки дорог.
Здесь трава, словно повесть,
Здесь княжна-тишина.
Поклонюсь тебе в пояс,
Красных зорь сторона.
Здесь вечерней порою
Ты не раз проходил
Здесь о русских героях
Ветер песню сложил.

1-й Ведущий: Окончив сельскую школу, поступил Константин Воробьев в сельскохозяйственный техникум в Мичуринске. Но после учебы стал киномехаником и 6 месяцев разъезжал по деревням с кинопередвижкой.

В 1935 году начал писать стихи и небольшие корреспонденции о сельской жизни.

Затем стал литературным инструктором в Медвенской местной прессе. Но его уволили за недозволенные стихи. Тогда он и уезжает в Москву, где работает в редакции фабричной газеты.

С 1938 по 1940 год служит в Красной Армии, работал литературным редактором газеты Академии красной Армии имени Фрунзе. Оттуда Константин Воробьев был направлен на учебу в Кремлевское краснознаменное пехотное училище.

Звучит музыка (песня “Священная война” или тема нашествия из “Ленинградской симфонии” Шостаковича)

2-й Ведущий: В октябре 1941 года в составе роты кремлевских курсантов Константин Дмитриевич был отправлен на фронт. В декабре 41-го под клином его рота была почти полностью уничтожена. Подвиг этих ребят писатель изобразил в повести “Убиты под Москвой” (1963г.)

Перебирая наши даты,
Я обращаюсь к тем ребятам,
Что в 41-м шли в солдаты
И в гуманисты в 45-м.
В них были вера и доверье.
А их повыбило железом,
И леса нет – одни деревья.
А я все слышу, слышу, слышу,
Их голоса припоминая,
Я говорю про Павла, Мишу,
Илью Бориса, Николая.

2-й Ведущий: Повесть “Убиты под Москвой” выделялась своей правдивостью, дерзостью, остротой. Автор хочет понять, почему так бессмысленно гибнут без 5-ти минут офицеры, которые, казалось бы, должны побеждать…

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
Мы пред нашим комбатом, как пред Господом Богом, чисты.
На живых порыжели от крови и глины шинели.
На могилах у мертвых расцвели голубые цветы.
Пусть живые запомнят и пусть поколенья узнают
Эту, взятую с боем суровую правду солдат.

Звучит песня “У деревни Крюково”

1-й Ведущий: В декабре 1941 года под Клином Константин Воробьев был контужен и в бессознательном состоянии попал в плен. Прошел Саласпилсский и Шауляйский лагеря для военнопленных. За эти два года пережил самые кошмарные, нечеловеческие мучения. Правду о пребывании в плену он описал в повести “Это мы, Господи!” Уже в самом названии слышится стон измученных…

Вновь заря над колючим забором.
Я жив и поэзия не умерла:
Пламенем ненависти исходит
Раненое сердце орла.

1-й Ведущий: Из плена Воробьеву удалось бежать. Он попал в партизанский отряд и продолжал бороться.

Печататься Константин Дмитриевич Воробьев начал в 1954 году. Его рассказы и повести – это биография современника, участника борьбы против фашизма.

Константин Дмитриевич Воробьев умер 2-го марта 1975 года в Вильнюсе. Наиболее известен стал писатель только в последние годы. Раньше его имя и книги не были популярны. Может быть, потому, что слишком суровая, горькая правда заключается в них.

Читать еще:  Вес стоит уже месяц. Вес стоит на месте — выходим из замкнутого круга

II. Беседа по тексту рассказа К.Д.Воробьева “Немец в валенках”.

Рассказ предварительно прочитан дома учащимися по книге для учеников 6-го класса “Вокруг тебя – мир”. Тексты находятся у каждого из ребят на столе. Анализируем текст “вслед за автором”. “Медленное чтение” сочетается со словарной работой.

— Рассказ К.Д. Воробьева “Немец в валенках” переносит нас во времена Великой отечественной войны. В центре этого произведения непростые взаимоотношения пленных и фашистов. В основе рассказа – реальные факты из лагерной жизни.

— Интересно ли было читать рассказ?

— Были ли моменты, когда вам хотелось прервать чтение? Почему?

— Когда и где происходит действие рассказа? (Весна, Прибалтика, лагерь штрафников)

Словарь: — Как вы понимаете выражения “проклевывалась трава и засвечивались одуваны”?

— Найдите и прочитайте описание внешности Вили.

— Обратите внимание на сравнения “как подсолнух”, “как деревенский кот”. Если бы вместо этих сравнений были, например, “как апельсин”, “как тигр”, повлияло бы это на ваше впечатление об охраннике?

— Как воспринимают сначала этого охранника пленные?

— Почему пленные смотрят на ноги немца? (Он обут в валенки)

— Что это означает для пленных? (Он побывал в сражениях под Москвой)

— А почему важно, что немец воевал под Москвой? (Жестокий. Опытный. Мстительный)

— Что сразу понимает герой рассказа, когда видит, как морщится при ходьбе фашист? (У него отморожены пальцы)

— Чего он ожидает от немца?

— Почему не признается, что и у него ноги болят?

Словарь: Кто такие доходяги, почему их так называют?

— Какие чувства испытывает Вилли к Александру вначале? (удивление, неверие, растерянность)

— Зачем, по-вашему, подходит к другу Иван Воронов? (выручать)

— Что означает протянутая охранником сигарета? (Немец хочет показать расположение)

Словарь: Кто находится в бараке? (штрафники)

— Кого называли штрафниками?

— Кем был Вили Броде до войны?

— Почему он говорит об этом пленному доходяге, штрафнику? Что их объединяет.

Словарь: Кто такой конвоир?

— Почему пленный думает о смерти? Ждет ли он чего-нибудь хорошего от фашиста?

— Что необычного в том, что охранник отпустил доходягу? (Вспомните, что в бараке собраны те, кто уже бежал, и не единожды).

— Понял ли пленный, зачем приходил охранник?

— Ждет ли он его снова?

— Как Вилли обращается к пленному, придя второй раз?

— Важно ли, по-вашему, как обращаться к человеку? А к пленному? Знаете ли вы, как обращались к заключенным в лагере? (по номеру)

— Какое сравнение, мало сочетающееся с образом врага, использует писатель?

— О чем в первую минуту встречи думает Александр, глядя на немца? (броситься)

— Ожидает ли пленный, что охранник принесет хлеб? А вы? (исходя из логики раскрытия характера героя, да)

— Прочитайте, как описан хлеб.

Словарь: Как вы понимаете эпитеты изнурительный запах, невесомая важность, скрыто-живая телесная теплота хлеба?

— Как в тексте показано, что охранник осознает: он рискует, принося заключенным хлеб? (он оглядывается, отбирает обертку, торопит съесть)

— Почему немец не сразу уходит? (он видит в пленном человека, общается с ним)

— А что именно позволило охраннику увидеть в заключенном человека? (так же, как и у него, отмороженные ноги)

— Ждет ли теперь Александр немца в валенках? Докажите текстом (“С этой минуты я стал ждать…”)

— Как собирается он поступить с хлебом?

Что означает для доходяг этот “разовый укус” хлеба?

— Понимает ли военинженер Тюрин, что происходит между Вилли и Александром?

— Как вы относитесь к Тюрину?

— Как воспринимается финал рассказа?

— Хочется ли вам, чтобы Вилли остался жив? Почему?

— Всякий ли пленный может рассчитывать на сострадание?

— А какого обращения заслуживает любой пленник?

III. Викторина по рассказу К.Д. Воробьева “Немец в валенках”.

Викторину проводит один из ребят с помощью учителя. Вопросы викторины составлены учениками под руководством учителя и записаны на карточках.

— Это пленный штрафник. Он идет, балансируя то правой, то левой рукой. У него отморожены пальцы ног. (Александр).

— У него голубые глаза, опушенные белесыми ресницами. Он носит меховую куртку под мундиром. Он бывший Бауэр. (Вили Броде).

— У него отморожены пальцы ног. Он сидит, держа ноги на весу. Он носит валенки несмотря на теплую погоду. (Вили Броде).

Читать еще:  Поздравление юному футболисту с днем рождения. Поздравления с днем рождения футболисту своими словами

— Он коренастый. Широколицый и рыжий. На нем сибирские валенки с отрезанными голенищами. Он ступает мягко и врозваль. (Вили Броде).

— Он был доходяга. Он остался жив, перенеся ужас плена. Он идет, будто плывет. (Иван Воронов).

— 20 пар глаз смотрят на Александра исступленно и гневно, как… (у святителей на иконах).

— Немец махнул рукой на Воронова, как… (кот лапой).

— Воронов лежит животом вниз, как… (собака).

— Его глаза блестят, как… (угли).

— Иван позвал Сашу, как… (из-за горизонта).

— Вили Броде был рыжий как… (подсолнух).

— Он ступает мягко и врозваль, как… (деревенский кот).

— Немец стоял у дверей, как… (одуван в запретной черте).

— Александр приподнял ноги, как… (немец).

— Александр подравнял углы бутерброда, и бутерброд округлился, как… (коржик).

— Бенк обрушил на затылок Александра что-то тяжкое и кругло-тупое, как… (бревно).

— штрафников в бараке? (46)

— шагов должно разделять конвоира и пленного? (6)

— удается пробежать пленному по прямой? (10 шагов) влево? (15) вправо? (20)

— лет Александру? (22)

— Вили Броде? (он старше Сашу на целое детство)

— Раз приходил немец к доходяге? (3)

— % сигареты Саша оставил другу? (20)

— лет Тюрину? (под 40)

— ярусов нар в бараке? (3)

— шагов надо было преодолеть Александру, чтобы подойти к немцу? (4)

— хлеба оставил Саша Ивану? (половину в первый раз, половину половины – во второй)

— хлеба намеревался Саша дать первым двум доходягам? (по разовому укусу)

— есть и у немца-охранника, и у доходяг в бараке? (вши)

— заставило немца выругаться? (отсутствие у пленных воды)

— вызвало у Саши сочувствие к Вили? (общая беда)

— песню, которую поет Тюрин (“Вы жертвою пали…”)

— какую теплоту хлеба ощущает Саша? (скрыто-живую)

— какой запах хлеба он чувствует? (изнурительный)

— каким образом немец подзывает пленного в первый раз? Во второй? (пальцем; по имени)

— довоенное занятие вили (Бауэр)

— военную специальность Воронова (воентехник)

— армейский чин Тюрина (военинженер)

— “ремесло” Александра (шумахер, сапожник)

— кем служил Вили в лагере? (охранник)

— звание конвоира Бенка (унтер)

— звание конвоира Кляйна (Фельдфебель).

Объясни значение слов

  • Нары
  • Яруг
  • Доходяга
  • Штрафник
  • Колдобина
  • Табанить
  • Остолбенеть
  • Конвоировать
  • Ступать врозваль

Объясни эпитеты

  • Трудная тишина
  • Изнурительный запах
  • Моровой лагерь
  • Западающий голос
  • Залагерная прогулка

Объясни метафоры

  • Проклевывалась тишина
  • Засвечивались одуваны
  • Коротал последний градус жизни
  • Окно лепилось у потолка
  • Глотать бесстрастно.

За каждый правильный ответ ассистенты вручают звездочки.

IV. Подведение итогов.

— В каком документе закреплены права военнопленных? (3-я Женевская конвенция 1949 года)

— А что вы знаете о том, как в настоящее время порой обращаются с пленными?

— Так почему же нам так важно знать настоящую, “суровую правду” о войне, помнить, что было?

— Об этом замечательно сказано в стихотворении Н. Грибачева:

Гремят истории колокола,
Взывая к памяти моей,
И в них набаты
Жестоких битв и созиданий даты
И праздники, чья ширь и даль светла.
И позабытый вновь встает рассвет,
И кто-то в травы падает сраженный,
И город, артиллерией сожженный,
От дыма черен и от пепла сед.
Они гремят, в них отзвук прежних дней,
Намек, подсказка, предостереженье.
Кто помнит, тот не знает пораженья,
Кто помнит, тот беспамятных сильней.

«До жути одинокий…»

Материалы о жизни и творчестве К. Воробьёва

Книги, вместившие судьбу : к 85-летию со дня рождения писателя К. Д. Воробьева (1919-1975) : указ. лит. / Курск. обл. науч. б-ка им. Н. Н. Асеева ; отд. краевед. лит. ; сост.: Л. В. Есипова, Е. В. Мазнева ; ред. Е. М. Капустина. – Курск, 2004. – 18 с.

Абелюк, Е. Правда Константина Воробьёва [Текст] : [Судьба писателя, литератур. биография, повесть «Убиты под Москвой». Готовимся к сочинению] / Е. Абелюк // Литература – Первое сентября. – 2005. – № 9. – С. 59-61.

Апонина, Е. Писатель Константин Воробьёв в воспоминаниях дочери // АиФ. – 2013. – 5 марта.

Арсеньева, Н.А. Суровая правда Константина Воробьёва: Лит.-муз. композиция; урок внеклассного чтения по рассказу «Немец в валенках» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Артёмова, О. В. «Солдат войны и прозы». Константин Воробьев [Текст] : литературно-музыкальная композиция / О. В. Артёмова // Литература в школе. – 2010. – № 4. – С. 46-48.

Ачкасова, Г.П. Причастный к юным судьбам: Рассказы К.Д. Воробьёва в школе / Г.П. Ачкасова // Литература в школе. – 1995. – № 3. – С.68-72.

Читать еще:  На дне как автор относится к луке. Cочинение «Образ Луки в пьесе М.Горького «На дне»

Беличенко, Д. Константин Воробьёв: медаль за бессмертие // Православие.ru

Беляков, С. С. Три портрета на фоне войны [Текст] : [воен. проза А. Проханова, Э. Лимонова, К. Воробьева] / С. С. Беляков // Новый мир. – 2008. – № 9. – С. 171-191.

Бондарев, Ю. Повесть о любви: «Крик» К. Воробьёва // Новый мир. – 1962. – № 10.

Василенко, Е. В. «Удел всех» [Текст] : [о повести К. Воробьёва «Это мы, Господи»] / Е. В. Василенко // Литература – Первое сентября. – 2007. – № 9. – С. 22-25.

Владимирова, И. «Дорога к дому» Константина Воробьёва // Друг для друга. – 2013. – 27 авг.

Волкова, Е. В. Трагическая вина [Текст]: (повесть «Убиты под Москвой» К. Воробьева) / Е. В. Волкова // Вопр. философии. – 2001. – № 11. – С. 29-39.

Вспоминая Константина Воробьёва: Интервью с председателем Союза журналистов Курской области А. Щигленко о конкурсе имени К. Воробьёва // Курский Дом журналиста

Гаврилова, Е.В. К.Д. Воробьёв. Изображение войны в повести «Убиты под Москвой» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Гусева, В. Отмороженные пальцы ноют по весне. Библиотечный урок по рассказу Константина Воробьёва «Немец в валенках» – подтверждение литературного вымысла правдой жизни // Инфоурок

Жукова, Н.Н. «И всему роду твоему»: Литературный вечер, посвященный творчеству писателя К. Д. Воробьёва (1919-1975) / Н.Н. Жукова // Читаем, учимся, играем: Сборник сценариев для библиотек. – 2000. – № 1. – С. 66-69.

Качмарский, О. Парадокс Воробьева: [об экранизациях произведений писателя] // ЖЖ

Камянов, В. Преодоление: Военная проза К. Воробьёва // Новый мир. – 1987. – № 5.

Каргалова, М.А. Детскость как свойство характера и мировидения писателя: исследовательская работа по творчеству К.Д. Воробьёва / М.А. Каргалова, Л.В. Рагулина // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Кочкурова, Т.М. «Жив народ, пока жива его память»: Интегрированный урок истории и литературы в форме конференции (посвящен 65-лению битвы под Москвой), 11-й класс / Т.М. Кочкурова, Н.А. Саберова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Мерзликина, Л.В. Неизвестный К.Д. Воробьёв: урок по публицистике писателя // Школа № 35 Курска

Милосердова, Л.В. Невероятная сила войны в повести К. Воробьева «Убиты под Москвой» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Минаков, С. Незнаменитый прозаик Константин Воробьёв // Нева. – 2015. – № 6.

Мурзаева, О. А. Человек на войне. Размышления о прочитанном [Текст] : материал для урока / О. А. Мурзаева // Литература в школе. – 2005. – № 5. – С. 32-35.

Нечаева, А. Анализ рассказа К. Воробьева «Милая моя девочка» [Текст] / А. Нечаева // Литература – Первое сентября. – 2001. – № 21. – С. 13.

Панков, А. «Всё видеть. »: Уроки одной писательской судьбы (К. Воробьев) // Дон. – 1989. – № 7.

Попова, С.Г. «Война, беда, мечта и юность!»: Урок литературы о жизни и творчестве К. Воробьёва // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Реутова, Н.А. Урок внеклассного чтения по рассказу К.Д. Воробьёва «Гуси-лебеди» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Розанова, С.В. «Пленные – предатели или герои?»: Урок литературы по повести К.Д. Воробьёва «Это мы, Господи!» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Сафина, А.Р. «Невероятная явь войны»: Урок-конференция в 10-м классе по повестям К.Д. Воробьева «Убиты под Москвой», «Это мы, Господи!» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Трунин, А.В. Редкое слово [Текст]: рассказ К. Воробьева «Первое письмо» / А. В. Трунин // Литература в школе. – 2010. – № 4. – С. 42-43.

Чалмаев, В.А. «Слово, не сорвись на стон. »: Константин Воробьёв: У истоков войны народной / В.А. Чалмаев // Литература в школе. – 1998. – № 4. – С. 62-75. – (Литература наших дней).

Шумакова, И.В. Что такое счастье? : Урок по рассказу К.Д. Воробьёва «Зимняя сказка» в 7-м классе // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Память. Памятные места

Дом-музей К. Воробьёва в с. Нижний Реутец (Курская обл.)

Музей располагается в доме, где родился К. Д. Воробьев и где он прожил до 1935 г. и представляет собой три небольшие комнаты. В двух из них – фотографии родственников и самого писателя. Третью оставили «жилой» – русская печь с полатями, деревянные скамьи, стол. Фасад дома и его интерьер воссозданы по воспоминаниям односельчан.

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/415091/
http://www.libozersk.ru/pages/index/3638?cont=2

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector