«Суровая правда» Константина Воробьева. Урок внеклассного чтения по рассказу К.Д. Воробьева «Немец в валенках»
Разделы: Литература
Кто помнит, тот не знает пораженья,
Кто помнит, тот беспамятных сильней! (Ник. Грибачев)
I. Литературно-музыкальная композиция
Весь под ногами шар земной
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу.
Что умерли они?
1-й Ведущий:Мы хотим сегодня пристально всмотреться в лица писателей-фронтовиков, которые вышли навстречу врагу, когда началась война, и сделали все, что смогли. В произведениях Дмитрия Ковалева, Константина Симонова, Александра Межирова, Ольги Берггольц, Семена Гудзенко, Юлии Друниной, Николая Майорова, Дмитрия Кедрина и многих других отразилась суровая правда войны.
Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война шагает по России,
А мы такие молодые!
2-й Ведущий: В ярком созвездии блестящих имен горит особым светом звезда Константина Дмитриевича Воробьева. Трудной была его судьба. Он родился 24 сентября 1919 года в крестьянской семье в селе нижний Реутец Медвенского района курской области. У Константина было 5 сестер и брат. С детских лет пришлось будущему писателю выполнять почти все крестьянские работы. Пришлось пережить и голод, и раскулачивание, и нищету. Но все беды не заслонили в его душе красоту родной курской земли.
Где река словно лента,
Где отчизны исток,
Поле дышит легендой
У развилки дорог.
Здесь трава, словно повесть,
Здесь княжна-тишина.
Поклонюсь тебе в пояс,
Красных зорь сторона.
Здесь вечерней порою
Ты не раз проходил
Здесь о русских героях
Ветер песню сложил.
1-й Ведущий: Окончив сельскую школу, поступил Константин Воробьев в сельскохозяйственный техникум в Мичуринске. Но после учебы стал киномехаником и 6 месяцев разъезжал по деревням с кинопередвижкой.
В 1935 году начал писать стихи и небольшие корреспонденции о сельской жизни.
Затем стал литературным инструктором в Медвенской местной прессе. Но его уволили за недозволенные стихи. Тогда он и уезжает в Москву, где работает в редакции фабричной газеты.
С 1938 по 1940 год служит в Красной Армии, работал литературным редактором газеты Академии красной Армии имени Фрунзе. Оттуда Константин Воробьев был направлен на учебу в Кремлевское краснознаменное пехотное училище.
Звучит музыка (песня “Священная война” или тема нашествия из “Ленинградской симфонии” Шостаковича)
2-й Ведущий: В октябре 1941 года в составе роты кремлевских курсантов Константин Дмитриевич был отправлен на фронт. В декабре 41-го под клином его рота была почти полностью уничтожена. Подвиг этих ребят писатель изобразил в повести “Убиты под Москвой” (1963г.)
Перебирая наши даты,
Я обращаюсь к тем ребятам,
Что в 41-м шли в солдаты
И в гуманисты в 45-м.
В них были вера и доверье.
А их повыбило железом,
И леса нет – одни деревья.
А я все слышу, слышу, слышу,
Их голоса припоминая,
Я говорю про Павла, Мишу,
Илью Бориса, Николая.
2-й Ведущий: Повесть “Убиты под Москвой” выделялась своей правдивостью, дерзостью, остротой. Автор хочет понять, почему так бессмысленно гибнут без 5-ти минут офицеры, которые, казалось бы, должны побеждать…
Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
Мы пред нашим комбатом, как пред Господом Богом, чисты.
На живых порыжели от крови и глины шинели.
На могилах у мертвых расцвели голубые цветы.
Пусть живые запомнят и пусть поколенья узнают
Эту, взятую с боем суровую правду солдат.
Звучит песня “У деревни Крюково”
1-й Ведущий: В декабре 1941 года под Клином Константин Воробьев был контужен и в бессознательном состоянии попал в плен. Прошел Саласпилсский и Шауляйский лагеря для военнопленных. За эти два года пережил самые кошмарные, нечеловеческие мучения. Правду о пребывании в плену он описал в повести “Это мы, Господи!” Уже в самом названии слышится стон измученных…
Вновь заря над колючим забором.
Я жив и поэзия не умерла:
Пламенем ненависти исходит
Раненое сердце орла.
1-й Ведущий: Из плена Воробьеву удалось бежать. Он попал в партизанский отряд и продолжал бороться.
Печататься Константин Дмитриевич Воробьев начал в 1954 году. Его рассказы и повести – это биография современника, участника борьбы против фашизма.
Константин Дмитриевич Воробьев умер 2-го марта 1975 года в Вильнюсе. Наиболее известен стал писатель только в последние годы. Раньше его имя и книги не были популярны. Может быть, потому, что слишком суровая, горькая правда заключается в них.
II. Беседа по тексту рассказа К.Д.Воробьева “Немец в валенках”.
Рассказ предварительно прочитан дома учащимися по книге для учеников 6-го класса “Вокруг тебя – мир”. Тексты находятся у каждого из ребят на столе. Анализируем текст “вслед за автором”. “Медленное чтение” сочетается со словарной работой.
— Рассказ К.Д. Воробьева “Немец в валенках” переносит нас во времена Великой отечественной войны. В центре этого произведения непростые взаимоотношения пленных и фашистов. В основе рассказа – реальные факты из лагерной жизни.
— Интересно ли было читать рассказ?
— Были ли моменты, когда вам хотелось прервать чтение? Почему?
— Когда и где происходит действие рассказа? (Весна, Прибалтика, лагерь штрафников)
Словарь: — Как вы понимаете выражения “проклевывалась трава и засвечивались одуваны”?
— Найдите и прочитайте описание внешности Вили.
— Обратите внимание на сравнения “как подсолнух”, “как деревенский кот”. Если бы вместо этих сравнений были, например, “как апельсин”, “как тигр”, повлияло бы это на ваше впечатление об охраннике?
— Как воспринимают сначала этого охранника пленные?
— Почему пленные смотрят на ноги немца? (Он обут в валенки)
— Что это означает для пленных? (Он побывал в сражениях под Москвой)
— А почему важно, что немец воевал под Москвой? (Жестокий. Опытный. Мстительный)
— Что сразу понимает герой рассказа, когда видит, как морщится при ходьбе фашист? (У него отморожены пальцы)
— Чего он ожидает от немца?
— Почему не признается, что и у него ноги болят?
Словарь: Кто такие доходяги, почему их так называют?
— Какие чувства испытывает Вилли к Александру вначале? (удивление, неверие, растерянность)
— Зачем, по-вашему, подходит к другу Иван Воронов? (выручать)
— Что означает протянутая охранником сигарета? (Немец хочет показать расположение)
Словарь: Кто находится в бараке? (штрафники)
— Кого называли штрафниками?
— Кем был Вили Броде до войны?
— Почему он говорит об этом пленному доходяге, штрафнику? Что их объединяет.
Словарь: Кто такой конвоир?
— Почему пленный думает о смерти? Ждет ли он чего-нибудь хорошего от фашиста?
— Что необычного в том, что охранник отпустил доходягу? (Вспомните, что в бараке собраны те, кто уже бежал, и не единожды).
— Понял ли пленный, зачем приходил охранник?
— Ждет ли он его снова?
— Как Вилли обращается к пленному, придя второй раз?
— Важно ли, по-вашему, как обращаться к человеку? А к пленному? Знаете ли вы, как обращались к заключенным в лагере? (по номеру)
— Какое сравнение, мало сочетающееся с образом врага, использует писатель?
— О чем в первую минуту встречи думает Александр, глядя на немца? (броситься)
— Ожидает ли пленный, что охранник принесет хлеб? А вы? (исходя из логики раскрытия характера героя, да)
— Прочитайте, как описан хлеб.
Словарь: Как вы понимаете эпитеты изнурительный запах, невесомая важность, скрыто-живая телесная теплота хлеба?
— Как в тексте показано, что охранник осознает: он рискует, принося заключенным хлеб? (он оглядывается, отбирает обертку, торопит съесть)
— Почему немец не сразу уходит? (он видит в пленном человека, общается с ним)
— А что именно позволило охраннику увидеть в заключенном человека? (так же, как и у него, отмороженные ноги)
— Ждет ли теперь Александр немца в валенках? Докажите текстом (“С этой минуты я стал ждать…”)
— Как собирается он поступить с хлебом?
— Что означает для доходяг этот “разовый укус” хлеба?
— Понимает ли военинженер Тюрин, что происходит между Вилли и Александром?
— Как вы относитесь к Тюрину?
— Как воспринимается финал рассказа?
— Хочется ли вам, чтобы Вилли остался жив? Почему?
— Всякий ли пленный может рассчитывать на сострадание?
— А какого обращения заслуживает любой пленник?
III. Викторина по рассказу К.Д. Воробьева “Немец в валенках”.
Викторину проводит один из ребят с помощью учителя. Вопросы викторины составлены учениками под руководством учителя и записаны на карточках.
— Это пленный штрафник. Он идет, балансируя то правой, то левой рукой. У него отморожены пальцы ног. (Александр).
— У него голубые глаза, опушенные белесыми ресницами. Он носит меховую куртку под мундиром. Он бывший Бауэр. (Вили Броде).
— У него отморожены пальцы ног. Он сидит, держа ноги на весу. Он носит валенки несмотря на теплую погоду. (Вили Броде).
— Он коренастый. Широколицый и рыжий. На нем сибирские валенки с отрезанными голенищами. Он ступает мягко и врозваль. (Вили Броде).
— Он был доходяга. Он остался жив, перенеся ужас плена. Он идет, будто плывет. (Иван Воронов).
— 20 пар глаз смотрят на Александра исступленно и гневно, как… (у святителей на иконах).
— Немец махнул рукой на Воронова, как… (кот лапой).
— Воронов лежит животом вниз, как… (собака).
— Его глаза блестят, как… (угли).
— Иван позвал Сашу, как… (из-за горизонта).
— Вили Броде был рыжий как… (подсолнух).
— Он ступает мягко и врозваль, как… (деревенский кот).
— Немец стоял у дверей, как… (одуван в запретной черте).
— Александр приподнял ноги, как… (немец).
— Александр подравнял углы бутерброда, и бутерброд округлился, как… (коржик).
— Бенк обрушил на затылок Александра что-то тяжкое и кругло-тупое, как… (бревно).
— штрафников в бараке? (46)
— шагов должно разделять конвоира и пленного? (6)
— удается пробежать пленному по прямой? (10 шагов) влево? (15) вправо? (20)
— лет Александру? (22)
— Вили Броде? (он старше Сашу на целое детство)
— Раз приходил немец к доходяге? (3)
— % сигареты Саша оставил другу? (20)
— лет Тюрину? (под 40)
— ярусов нар в бараке? (3)
— шагов надо было преодолеть Александру, чтобы подойти к немцу? (4)
— хлеба оставил Саша Ивану? (половину в первый раз, половину половины – во второй)
— хлеба намеревался Саша дать первым двум доходягам? (по разовому укусу)
— есть и у немца-охранника, и у доходяг в бараке? (вши)
— заставило немца выругаться? (отсутствие у пленных воды)
— вызвало у Саши сочувствие к Вили? (общая беда)
— песню, которую поет Тюрин (“Вы жертвою пали…”)
— какую теплоту хлеба ощущает Саша? (скрыто-живую)
— какой запах хлеба он чувствует? (изнурительный)
— каким образом немец подзывает пленного в первый раз? Во второй? (пальцем; по имени)
— довоенное занятие вили (Бауэр)
— военную специальность Воронова (воентехник)
— армейский чин Тюрина (военинженер)
— “ремесло” Александра (шумахер, сапожник)
— кем служил Вили в лагере? (охранник)
— звание конвоира Бенка (унтер)
— звание конвоира Кляйна (Фельдфебель).
Объясни значение слов
- Нары
- Яруг
- Доходяга
- Штрафник
- Колдобина
- Табанить
- Остолбенеть
- Конвоировать
- Ступать врозваль
Объясни эпитеты
- Трудная тишина
- Изнурительный запах
- Моровой лагерь
- Западающий голос
- Залагерная прогулка
Объясни метафоры
- Проклевывалась тишина
- Засвечивались одуваны
- Коротал последний градус жизни
- Окно лепилось у потолка
- Глотать бесстрастно.
За каждый правильный ответ ассистенты вручают звездочки.
IV. Подведение итогов.
— В каком документе закреплены права военнопленных? (3-я Женевская конвенция 1949 года)
— А что вы знаете о том, как в настоящее время порой обращаются с пленными?
— Так почему же нам так важно знать настоящую, “суровую правду” о войне, помнить, что было?
— Об этом замечательно сказано в стихотворении Н. Грибачева:
Гремят истории колокола,
Взывая к памяти моей,
И в них набаты
Жестоких битв и созиданий даты
И праздники, чья ширь и даль светла.
И позабытый вновь встает рассвет,
И кто-то в травы падает сраженный,
И город, артиллерией сожженный,
От дыма черен и от пепла сед.
Они гремят, в них отзвук прежних дней,
Намек, подсказка, предостереженье.
Кто помнит, тот не знает пораженья,
Кто помнит, тот беспамятных сильней.
«До жути одинокий…»
Материалы о жизни и творчестве К. Воробьёва
Книги, вместившие судьбу : к 85-летию со дня рождения писателя К. Д. Воробьева (1919-1975) : указ. лит. / Курск. обл. науч. б-ка им. Н. Н. Асеева ; отд. краевед. лит. ; сост.: Л. В. Есипова, Е. В. Мазнева ; ред. Е. М. Капустина. – Курск, 2004. – 18 с.
Абелюк, Е. Правда Константина Воробьёва [Текст] : [Судьба писателя, литератур. биография, повесть «Убиты под Москвой». Готовимся к сочинению] / Е. Абелюк // Литература – Первое сентября. – 2005. – № 9. – С. 59-61.
Апонина, Е. Писатель Константин Воробьёв в воспоминаниях дочери // АиФ. – 2013. – 5 марта.
Арсеньева, Н.А. Суровая правда Константина Воробьёва: Лит.-муз. композиция; урок внеклассного чтения по рассказу «Немец в валенках» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Артёмова, О. В. «Солдат войны и прозы». Константин Воробьев [Текст] : литературно-музыкальная композиция / О. В. Артёмова // Литература в школе. – 2010. – № 4. – С. 46-48.
Ачкасова, Г.П. Причастный к юным судьбам: Рассказы К.Д. Воробьёва в школе / Г.П. Ачкасова // Литература в школе. – 1995. – № 3. – С.68-72.
Беличенко, Д. Константин Воробьёв: медаль за бессмертие // Православие.ru
Беляков, С. С. Три портрета на фоне войны [Текст] : [воен. проза А. Проханова, Э. Лимонова, К. Воробьева] / С. С. Беляков // Новый мир. – 2008. – № 9. – С. 171-191.
Бондарев, Ю. Повесть о любви: «Крик» К. Воробьёва // Новый мир. – 1962. – № 10.
Василенко, Е. В. «Удел всех» [Текст] : [о повести К. Воробьёва «Это мы, Господи»] / Е. В. Василенко // Литература – Первое сентября. – 2007. – № 9. – С. 22-25.
Владимирова, И. «Дорога к дому» Константина Воробьёва // Друг для друга. – 2013. – 27 авг.
Волкова, Е. В. Трагическая вина [Текст]: (повесть «Убиты под Москвой» К. Воробьева) / Е. В. Волкова // Вопр. философии. – 2001. – № 11. – С. 29-39.
Вспоминая Константина Воробьёва: Интервью с председателем Союза журналистов Курской области А. Щигленко о конкурсе имени К. Воробьёва // Курский Дом журналиста
Гаврилова, Е.В. К.Д. Воробьёв. Изображение войны в повести «Убиты под Москвой» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Гусева, В. Отмороженные пальцы ноют по весне. Библиотечный урок по рассказу Константина Воробьёва «Немец в валенках» – подтверждение литературного вымысла правдой жизни // Инфоурок
Жукова, Н.Н. «И всему роду твоему»: Литературный вечер, посвященный творчеству писателя К. Д. Воробьёва (1919-1975) / Н.Н. Жукова // Читаем, учимся, играем: Сборник сценариев для библиотек. – 2000. – № 1. – С. 66-69.
Качмарский, О. Парадокс Воробьева: [об экранизациях произведений писателя] // ЖЖ
Камянов, В. Преодоление: Военная проза К. Воробьёва // Новый мир. – 1987. – № 5.
Каргалова, М.А. Детскость как свойство характера и мировидения писателя: исследовательская работа по творчеству К.Д. Воробьёва / М.А. Каргалова, Л.В. Рагулина // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Кочкурова, Т.М. «Жив народ, пока жива его память»: Интегрированный урок истории и литературы в форме конференции (посвящен 65-лению битвы под Москвой), 11-й класс / Т.М. Кочкурова, Н.А. Саберова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Мерзликина, Л.В. Неизвестный К.Д. Воробьёв: урок по публицистике писателя // Школа № 35 Курска
Милосердова, Л.В. Невероятная сила войны в повести К. Воробьева «Убиты под Москвой» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Минаков, С. Незнаменитый прозаик Константин Воробьёв // Нева. – 2015. – № 6.
Мурзаева, О. А. Человек на войне. Размышления о прочитанном [Текст] : материал для урока / О. А. Мурзаева // Литература в школе. – 2005. – № 5. – С. 32-35.
Нечаева, А. Анализ рассказа К. Воробьева «Милая моя девочка» [Текст] / А. Нечаева // Литература – Первое сентября. – 2001. – № 21. – С. 13.
Панков, А. «Всё видеть. »: Уроки одной писательской судьбы (К. Воробьев) // Дон. – 1989. – № 7.
Попова, С.Г. «Война, беда, мечта и юность!»: Урок литературы о жизни и творчестве К. Воробьёва // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Реутова, Н.А. Урок внеклассного чтения по рассказу К.Д. Воробьёва «Гуси-лебеди» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Розанова, С.В. «Пленные – предатели или герои?»: Урок литературы по повести К.Д. Воробьёва «Это мы, Господи!» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Сафина, А.Р. «Невероятная явь войны»: Урок-конференция в 10-м классе по повестям К.Д. Воробьева «Убиты под Москвой», «Это мы, Господи!» // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Трунин, А.В. Редкое слово [Текст]: рассказ К. Воробьева «Первое письмо» / А. В. Трунин // Литература в школе. – 2010. – № 4. – С. 42-43.
Чалмаев, В.А. «Слово, не сорвись на стон. »: Константин Воробьёв: У истоков войны народной / В.А. Чалмаев // Литература в школе. – 1998. – № 4. – С. 62-75. – (Литература наших дней).
Шумакова, И.В. Что такое счастье? : Урок по рассказу К.Д. Воробьёва «Зимняя сказка» в 7-м классе // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
Память. Памятные места
Дом-музей К. Воробьёва в с. Нижний Реутец (Курская обл.)
Музей располагается в доме, где родился К. Д. Воробьев и где он прожил до 1935 г. и представляет собой три небольшие комнаты. В двух из них – фотографии родственников и самого писателя. Третью оставили «жилой» – русская печь с полатями, деревянные скамьи, стол. Фасад дома и его интерьер воссозданы по воспоминаниям односельчан.
Источники:
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/415091/
http://www.libozersk.ru/pages/index/3638?cont=2