Образ и характер Луки и Сатина в пьесе На дне – художественный анализ. Горький Алексей Максимович. Лука и Сатин: кто из них прав
Образ и характер Луки и Сатина в пьесе На дне (Горький Максим)
Духовная жизнь в костылевском подвале приняла более интенсивный характер с появлением странника Луки — наиболее значительной личности среди героев пьесы.
Образ Луки — это еще небывалый в русской литературе образ бродячего простонародного философа, образ, в котором воплотились поиски и блуждания известной части социальных низов, стремление к истине, к «порядку в жизни» и к «чистоте» (то есть к высокой нравственности) и путаница понятий, трезвый реализм мышления и фантастическое бегство в утопические страны, создаваемые воображением усталых тружеников. Лука — носитель христиански окрашенной и вместе с тем простонародно-самобытной, причудливой системы взглядов, в которой есть и детская вера, и холодный скепсис, есть снисходительное утешительство, но есть и доля истинной чуткости, есть и своя этика, и своя ирония; есть крайний индивидуализм и стремление к коллективу, есть свои понятия о государстве.
Странников на Руси всегда было предостаточно. При анализе пьесы на дне характер Луки — странник не совсем обычный: он гораздо умнее, острее, проницательнее многих своих собратьев; он довольно тонкий психолог. А главное, странствия его совершались в необычный период истории, когда духовная жизнь народа принимала все более интенсивный характер. Это стремление к постижению социального бытия и бытия вообще затронуло и горьковского героя.
Лука — неутомимый наблюдатель, ему очень хочется знать, как устроена и как устроится в будущем эта пестрая, интересная, страшная, исполненная несправедливости и зла жизнь. В нем, как заметил Франц Меринг, «кроется нечто философическое».
В сложном комплексе понятий и настроений этого бродячего философа заметны явная неприязнь к хозяевам, к полицейскому государству и элементы скептического отношения к идее «бытия божия».
Однако в сознании Луки, в его этических понятиях еще дает себя знать христианское начало. Лука распространяет евангельскую этику и в форме непосредственного призыва «терпеть», как велел Христос, и в форме повторения излюбленного христианами тезиса о том, что «все мы на земле странники», и особенно в форме утверждения универсальной, неразборчивой жалости («Христос-от всех жалел. », «ни одна блоха — не плоха» и пр.).
Проповедь Луки в защиту терпения объективно соответствует «программе» Костылева. Вот почему Боровский назвал Луку «шарлатаном гуманности». Не следует только всего Луку сводить к этой формуле. Он гораздо сложней, интересней. Кстати, по отношению к таким типам, как Костылев, Лука вовсе не проявляет христианской кротости, тут он явно изменяет христианству.
В сочинении на тему образ Луки — это яркое и целостное художественное обобщение особенностей простонародной формы христианства, еще цепляющегося за жизнь и пытающегося выполнять свою социальную функцию примирения рабов с их горькой участью, но уже лишенного внутренней убежденности, уже разъедаемого скепсисом.
В то же время образ Луки — и свидетельство дарований, таящихся в народе. Ибо человек этот, несомненно, даровит, оригинален. В нем огромный запас бодрости, здорового юмора и ядовитой иронии, проявляющейся в столкновениях с хозяевами жизни. Очень хорошо сказал о Луке тончайший русский художник Нестеров: «Лука — мужичонка, странник, , святая душа, балагур — вносит необыкновенно русскую ноту в действие, он полный оптимист и, главное, оптимист — живой».
Вряд ли мы согласимся с тем, что образ Луки — «святая душа», но своеобразный народный оптимизм ему действительно присущ.
Жизнь человечества представляется Луке как процесс затейливый и сложный, с разнообразными устремлениями. «И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее. и хоть живут — все хуже, а хотят — все лучше. упрямые!» Такое «упрямство» Лука поощряет и верит, что рано или поздно люди («Все ищут люди, все хотят — как лучше. ») найдут то, что им надо. Пусть эта вера Луки в будущее абстрактна, но она была социально полезна.
По отношению к обитателям ночлежки Лука выступает и как проповедник христианского терпения — это, конечно, вредная часть его философии, и как гуманист, пришедший к своеобразному культу человека («человек все может»), — этим Лука, конечно, полезен, и просто как умный и веселый знаток житейских дел.
Обычно осуждаемый литературной критиками за неприязненное отношение к суровой правде, Лука — вот парадокс его деятельности! — в каждой конкретной ситуации выступает как самый трезвый, деловой ^консультант. Его практические советы — это своеобразная программа-минимум для обитателей ночлежки. Актеру он советует устроиться в лечебницу для алкоголиков, а пока что «готовиться», то есть перестать пить. Пеплу бродячий мудрец советует забрать Наташу и уехать в Сибирь, чтобы начать там трудовую жизнь. Наташе он советует поскорее уйти от Костылевых и резонно, психологически тонко объясняет ей, что она может довериться Ваське Пеплу, так как он «парень ничего., хороший» и, кроме того, она ему нужнее, чем он ей. И всем обитателям ночлежки он рекомендует (впрочем, это уже выходит из рамок чисто практических советов) немножко больше уважать друг друга.
В сочетании с разумным практицизмом мнение Луки о том, что не надо оглушать человека «обухом» правды, теряло значительную часть социальной вредоносности. А в отдельных случаях художественное фантазирование Луки, пожалуй, приносило и некоторую пользу. Разве, например, простодушно-романтическая мечта о «праведной земле» не могла послужить кому-то из деклассированных, отчаявшихся людей импульсом для того, чтобы подняться над кошмаром и грязью «Дна» и потянуться к более одухотворенной жизни?1
Практические советы, полученные Актером, Васькой Пеплом и Наташей от Луки, не были реализованы, но не потому, что советы были плохие, а потому, что обитателям «дна» не хватало энергии и воли для их претворения в жизнь. Но душа обитателей ночлежки была странником взбудоражена, их разум начал работать интенсивней. Так, Васька Пепел — под воздействием Луки — произносит слова, в которых привычный нигилизм по отношению к нравственным ценностям уже соединяется с новыми стремлениями и, видимо, уступает им место: «Я — не каюсь. в совесть я не верю. Но — я одно чувствую: надо жить. иначе! Лучше надо жить! Надо так жить. чтобы самому себя можно мне было уважать. »
Самые сильные духовные импульсы получил от Луки наиболее интеллигентный и умный человек «дна» — Сатин. Все, что оставалось в глубинах его души серьезного, настоящего, вдруг всколыхнулось. Так возникают знаменитые тирады Сатина о правде, о человеке, в которых он несколько сбивчиво, но ярко и страстно ополчается и против узкой, слепой правды Бубнова или еще более ничтожной, анекдотической правды Барона, живущего как во сне, безвольно и бездумно плывущего по течению жизни, и против евангельских внушений Луки, прикрывающих угнетение человека человеком.
Одновременно Сатин как бы подхватывает и поднимает на высоту священного принципа гуманистическую мысль Луки о ценности человека («Он — каков ни есть—а всегда своей цены стоит», «Человек — все может. лишь бы захотел. », «Уважьте человеку. »). То, что Лукой было выражено фрагментарно и непоследовательно (теория о том, что большие человеческие контингенты ценны не сами по себе, а лишь как материал для лучшего, несколько отдает ницшеанством), Сатиным было очищено и отчеканено в виде афоризма: человек—это звучит гордо.
По характеру Сатин — не герой дела, он лишь герой слова. Однако взволнованные речи Сатина свидетельствовали о том, что искра живой жизни, искра духа не погасла и на социальном «дне». Об этом свидетельствовали мучительные сомнения и других обитателей ночлежки. А затейливая, соединившая в себе и полезные и вредные и трезво-реалистические и консервативно-утопические элементы проповедь Луки также по-своему говорила о живой искорке, разгорающейся в народных низах. Не следует забывать, что Лука не профессор, не публицист, не священник, он простой крестьянин, человек необразованный, может быть, и неграмотный. Тем замечательней, что он живет такой напряженной духовной жизнью, охвачен таким неугомонным стремлением разобраться в социальных отношениях, в разнообразных человеческих, характерах .(«Понять хочется дела-то человеческие. »), в том, что Горький назовет позже «адовой суматохой» века.
Пьеса Горького дает нам необычайно яркое представление не только о классовых антагонизмах и социальных язвах старого общества, но и о тех сложных процессах умственного брожения, которым были охвачены даже самые отсталые, выбитые из колеи, неприкаянные слои народа. Она дает представление о той искорке, в которой, если воспользоваться словами Лескова, было много и «ограниченной народной наивности», и «бесконечных стремлений живого духа», — об искорке, которая никогда не умирала в народе и все сильнее разгоралась по мере приближения первой русской революции, разгоралась даже среди обитателей «дна».
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
чат-боте Сочинения24
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id2652
«Образы Луки и Сатина»
«На дне» – сложное, противоречивое произведение. И, как всякое подлинно великое творение, пьеса не терпит однолинейного, однозначного толкования. Горький дает в ней два совершенно различных подхода к человеческой жизни, не показывая явно своего личного отношения ни к одному из них.
Главными героями этого произведения являются Лука и Сатин. Именно они выражают две правды, две точки зрения на человеческую судьбу. Насколько разнятся между собой эти две правды, настолько же разнятся образы их носителей.
Лука – странник, неизвестно откуда пришедший и неизвестно куда держащий путь. Он мягок и в речи, и в движениях, ко всем ласков и добр, не имеет и не хочет иметь врагов. Единственные слова, исходящие из его уст, – слова утешения. А такие слова герой находит практически для каждого из обитателей ночлежки. Вору Ваське Пеплу Лука рассказывает о счастливой жизни, которую вольный человек может вести в Сибири. Хроническому пьянице Актеру – о чудесной клинике, в которой бесплатно лечат от алкоголизма. Для бедной, умирающей от чахотки Анны старик находит другие слова: «Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно. ничего больше не надо будет, и бояться – нечего. Смерть – она все успокаивает. Помрешь -отдохнешь. » Но эти утешения никому не помогли, так как герой не укреплял веры человека в свои силы, не готовил к жизненной борьбе. Например, Анна перед смертью, вопреки уверениям Луки о счастливой загробной жизни, мечтает хоть немножко пожить. Пеплу предстоит попасть на каторгу за убийство Костылева. Актер после ухода старика потерял найденную было веру и повесился. Слабость странника очевидна. Но нельзя забывать и о его положительной роли в пьесе. Это он, «старая дрожжа», как его назвал Сатин, «проквасил» жителей ночлежки, возбудил в них все хорошее, что дремало беспробудно, и прежде всего чувство человеческого достоинства. Но верит ли сам Лука собственным словам? Нет, не верит, и не верит в возможность решительного переустройства жизни, поскольку считает, что человек слаб изначально. Исходя из подобного мировоззрения, герой стремится не к изменению общественных устоев, а к облегчению того креста, который несут простые люди. Его правда – утешительная ложь.
Совсем другой человеческий тип, совсем другая жизненная позиция показана в образе босяка Сатина. Сатин – борец за истину. Он и в тюрьму попал только потому, что вступился за честь своей сестры. Человеческая несправедливость и годы страшной нужды не озлобили героя. И вспоминает он об этом легко, с любовью к девушке: «Славная, брат, была человечинка сестра у меня!» Он сочувствует людям не меньше, чем Лука, но не видит выхода – облегчения страданий – в простом утешении людей. И хотя нельзя сказать, что зтот герой выступает как сторонник более радикальных устремлений, именно в его уста писатель вкладывает монолог в защиту человека и человеческих прав: «Человек – свободен, он за все платит сам». Образ Сатина оставляет двойственное ощущение, ощущение контраста между высокими помыслами, благородными стремлениями и общим пассивным существованием персонажа. Сатин любит выпить, поиграть в карты. Он выше всех по уму и по силе характера, но все же чувствует себя уютно в костылевской ночлежке. Какова же его правда? Никакой позитивной программы у Сатина нет, но, в противовес позиции Луки, герой решительно и бесповоротно отрицает ложь, называя ее «религией рабов и хозяев».
Таким образом, в драме сосуществуют две правды: правда Луки, с ее безличностиой добротой, христианским смирением, с ее «святой ложью», и правда Сатина, d чем-то жестокая, но гордая – правда отрицания лжи. И внутренний конфликт этих двух столь отличных друг от друга позиций разрешила история. История показала, что мир переделывается только сильными средствами и что слова утешения не помогут людям стать счастливее. Но, как мне кажется, это не означает, что путь Сатина лучший, просто таково устройство нашего безжалостного мира, где даже добро «должно быть с кулаками».
Ночлежка для нищих – символ, образ последнего дна, на которое опустились люди, потерявшие смысл жизни, потерявшие надежду и веру в себя. Пьеса начинается с описания ужасной обстановки ночлежки. Все персонажи – «бывшие люди»: Барон – бывший аристократ, Актер- артист, Клещ – рабочий. Кто-то из них уже отчаялся: Актер, Анна, Пепел, Настя ищут выход в мечтах, и только Клещ действительно хочет вырваться отсюда. Крайнюю позицию занимает Сатин, презирающий труд и любые социальные условности.
С появлением Луки с его философией любви и жалости к человеку однообразная жизнь ночлежки меняется. Первоначально Лука был задуман как отрицательный персонаж, в то время как Сатин – положительный.
.Но автор, будучи писателем-реалистом, создал образ странника намного сложнее и богаче, чем предполагалось сначала. Существует мнение, что в образе Луки пародийно показан Л. Толстой с его философией непротивления.
О самом Луке мы знаем очень немного: странник «лет шестидесяти». Он добр (во всяком случае, таким он предстает перед нами), он жалеет людей, пытается пробудить в них надежду, проповедует сострадание к человеку. Он считает, что полная правда для человека губительна, поэтому и рассказывает историю о бедняке, жившем одной надеждой – найти праведную землю – и не пережившим разочарования в своей мечте. И действительно, Актер кончает жизнь самоубийством, не вынеся «правды» Сатина. Недаром пьеса заканчивается словами Сатина: «Эх. испортил песню. дур-рак!»
Лука утешает Анну, обещает ей загробную жизнь: «Отдохнешь там. », -хотя сам не верит в Бога («Во что веришь, то и есть. » – уклончиво отвечает он Пеплу на этот вопрос) делает вид, что верит Насте: «Я -верю. Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь. значит – была она!» Старик дарит надежду Актеру: «Ты. лечись! От пьянства нынче лечат. Бесплатно. », указывает дорогу Пеплу: «. Уйди с ней отсюда. ». И он по-своему прав. Действительно, зачем женщинам, с детства живущим в жестокой действительности и никогда не видевшим в жизни прекрасного, нужна жестокая правда – пусть они будут счастливы хотя бы в мечтах. Актер же и Пепел по-настоящему поверили Луке и решили вырваться из нищеты и грязи. И, как знать, возможно, это бы им удалось. Так, Актер говорит: «Я сегодня – работал. а водки не пил». Он наконец-то ощутил себя человеком, у него появился интерес к жизни, он даже стал вспоминать стихи.
С появлением Луки возникает основной конфликт пьесы. Завязывается спор о человеке между двумя героями: Сатиным и Лукой. Странник оказывает огромное влияние на всех обитателей ночлежки, в том числе и на Сатина. Он «разбудил» шулера, пробудив в нем человека. Сатину Неприемлема позиция Луки, но тот, по крайней мере, заставляет его задуматься. Недаром Сатин запрещает всем плохо отзываться о старике: «Он- умница. Он. подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету. » Именно теперь Сатин произносит свой знаменитый монолог: «Я- понимаю старика. да! Он врал. но- это из жалости. Кто слаб душой. и кто живет чужими соками, – тем ложь нужна. Ложь – религия рабов и хозяев». «Правда – бог свободного человека!» – таков девиз Сатина. Человек обязан знать, как низко он пал, чтобы начать новую жизнь, говорит шулер. Человек «выше всего», он ни в чем не нуждается: ни в любви, ни в жалости, ни в сострадании. Настоящий, свободный, сильный человек достоин правды. Безусловно, философия Сатина – это ранняя романтическая философия автора, согласно которой «человек выше жалости», «человек есть все» и «нет ничего, кроме человека».
И с этим трудно поспорить, тем более что сюжет развивается в соответствии с позицией автора: Пепла арестовывают, исчезает Наташа, умирают Актер и Анна, и даже Клещ смиряется с нищетой и теряет последнюю надежду на новую жизнь, то есть Лука никому реально не улучшил жизнь. Утешение Луки действует недолго: правда вновь приводит человека к разочарованию, но хотя бы какое-то время он будет счастлив, и иногда это уже немаловажно.
Таким образом, несмотря на определенную позицию автора, основной вопрос пьесы остается неразрешенным. Каждый заново решает его для себя. Мне кажется, что любому человеку нужна иногда поддержка и сочувствие, хотя жить одними иллюзиями тоже бессмысленно.
Сатин в пьесе “На дне” Горького: образ, характеристика, описание, биография, история жизни
Господин Сатин является одним из центральных персонажей пьесы “На дне” Горького.
Ниже представлен цитатный образ и характеристика Сатина в пьесе “На дне” Горького: описание, биография, история жизни, критика о персонаже и т.д.
Смотрите:
– Краткое содержание пьесы
– Все материалы по пьесе “На дне”
Образ и характеристика Сатина в пьесе “На дне” Горького: описание, биография, история жизни
Полное имя героя – Константин Сатин:
“. Веселый ты, Костянтин. ”
“. Эдакий ты бравый… Костянтин.
Возраст Сатина – около 40 лет:
“. лет под 40. “
Сатин является бездомным пьяницей, жителем ночлежки для бедняков:
“. Ты бы, насчет совести, Сатина послушал… а то – Барона Они – поумнее тебя будут… хоть и пьяницы…”
“. Нелепо, и всё тут! Дай, я пропью… а то – проиграю…”
Константин Сатин – шулер, карточный мошенник:
Сатин и его приятель Актер вместе пьянствуют. При этом деньги на пьянство они иногда выпрашивают у своего соседа, вора Васьки Пепла:
“Сатин. Василий! Дай пятак…
Актер (Сатину). Эх ты… пятак! Вася! Дай нам двугривенный…
Пепел. Надо скорее дать… пока рубля не просите… на!”
Сатин – образованный, начитанный человек:
“. я много читал книг…”
“. Есть очень хорошие книги… и множество любопытных слов… Я был образованным человеком… знаешь. ”
“. Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… я – знаю! я – читал. “
Сатин – веселый и приятный человек:
“. Веселый ты, Костянтин… приятный. “
Сатин – умный человек:
“. Эдакий ты бравый… Костянтин… неглупый… и вдруг…”
“. Жулики – все умные… я знаю! Им без ума – невозможно. Хороший человек, он – и глупый хорош, а плохой – обязательно должен иметь ум. “
Сатин – рассудительный человек:
“. Чёрт тебя возьми… ты… умеешь рассуждать спокойно… А у меня… кажется, нет характера. ” (Барон о себе и Сатине)
“. Ты рассуждаешь… Это – хорошо… это, должно быть, греет сердце…”
Сатин любит вставлять в речь необычные слова:
“. Сатин. Макробиотика… ха! А то еще есть – трансцендентальный…
“. Надоели мне, брат, все человеческие слова… все наши слова – надоели! Каждое из них слышал я… наверное, тысячу раз…”
“. Люблю непонятные, редкие слова…”
Сатин – скрытный человек. Он не любит рассказывать о себе:
“. Я не люблю, когда меня расспрашивают…
Константин Сатин говорит жителям ночлежки правду, которую те не хотят слышать:
“. Фата-моргана! Наврал тебе старик… Ничего нет! Нет городов, нет людей…ничего нет. “
Сам себя Сатин считает уже “мертвым человеком”:
“Актер. Однажды тебя совсем убьют… до смерти…
Сатин. А ты – болван Потому что – дважды убить нельзя. ”
Сатин считает, что труд должен быть в удовольствие, иначе жизнь превращается в рабство:
“. Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна – я, может быть, буду работать… да!Может быть! Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь
– рабство. “
История жизни Сатина: биография в цитатах
В молодости Сатин работал телеграфистом и много читал:
“. Когда я был мальчишкой… служил на телеграфе… я много читал книг…”
“Бубнов. А ты был и телеграфистом?
Сатин. Был…”
Молодой Константин Сатин был веселым парнем и хорошо танцевал:
“. Я, брат, молодой – занятен был! Вспомнить хорошо. Рубаха-парень… плясал великолепно, играл на сцене, любил смешить людей… славно. “
Сатин отсидел в тюрьме почти 5 лет за убийство, после того как заступился за сестру и по неосторожности убил человека:
“. Тюрьма, дед! Я четыре года семь месяцев в тюрьме отсидел…”
“. Я – арестант, убийца, шулер… ну да. ”
“. За подлеца… убил подлеца в запальчивости и раздражении…”
“. Лука. А убил – из-за бабы?
Сатин. Из-за родной сестры…”
В тюрьме Сатин научился шулерству:
“. В тюрьме я и в карты играть научился…”
После тюрьмы жизнь Сатина пошла под откос. Он стал бездомным шулером:
“. а после тюрьмы – нет ходу. “
Роль Сатина в пьесе “На дне”
“. Сатин, который отражает позицию автора, направляет свои реплики и против бесперспективной философии Бубнова, и против утешительства Луки.
. в бодром, оптимистическом горьковском тоне пьесы, и в развитии сюжета, и в монологах Сатина, в его убежденности в способность человека строить свою жизнь.
. Показательно, что если у Луки преобладает момент моральный, то у Сатина – деяния, действия, созидания.
. По мнению Сатина, по горьковскому мнению, в людях заложена потребность творчества, способность к творчеству. Имеется в виду не только художник, поэт – а простой, рядовой человек, трудящийся человек, “заурядный” человек, такой, как столяр или сапожник. ”
Это был цитатный образ и характеристика Сатина в пьесе “На дне” Горького: описание, биография, история жизни, критика об образе Сатина.
Источники:
http://www.kritika24.ru/page.php?id=2652
http://www.allsoch.ru/sochineniya/17563
http://www.literaturus.ru/2016/01/Satin-Na-dne-Gorkij-obraz-harakteristika.html