Средства рекреации в избранном виде спорта. Физическая рекреация (доклад). Активная физкультура «физическая рекреация»
Физическая рекреация — вид физической культуры
Проблема структурирования физической культуры, ее видов (частей) пока еще не решена. На этот счет существуют различные точки зрения. Так, например, в одних источниках указываются рекреативные формы и места занятий физическими упражнениями (рекреационные коридоры), в других физическая рекреация находит свое выражение в таких терминах и понятиях, как «массовая физическая культура», «массово-оздоровительная», «оздоровительная», «производственная гимнастика», «массовый спорт», «массово-оздоровительный», «активный отдых» и т.д. Другими словами, цели, задачи, содержание физической рекреации, ее статус как вида физической культуры пока еще точно не обозначены и мало исследованы. В то же время она — такая область двигательной деятельности, которая удовлетворяет индивидуальные и групповые потребности людей в нерегламентированной двигательной активности, адекватной их субъективным потребностям и возможностям.
Наличие различных взглядов, терминов и понятий в определении сущности физической рекреации требует специального и более детального исследования. Поэтому в настоящей статье предпринимается попытка дать общую характеристику физической рекреации как виду физической культуры.
В ряде работ освещаются некоторые аспекты и формы ее проявления, содержание, назначение, специфика [4-9, 11, 14 и др.], исследованы исторические аспекты рекреации, дан сравнительный анализ ее развития [11], показана физическая рекреация школьников [13], а также теория и методика таких ее разновидностей, как производственная, массово-оздоровительная физическая культура, активный отдых и т.п.
К физической рекреации относят также такие формы занятий физическими упражнениями, как утренняя зарядка, вводная гимнастика, паузы и физкультминутки в учебных заведениях, учреждениях, на производстве, подвижные игры детей, подростков и взрослых, различные виды прогулок пешком, на лыжах, лодках, велосипедах, катание на коньках и т.п.).
Слово «рекреация» — производное от латинского слова, имеющего несколько вариантов и, следовательно, несколько значений: rесrео (рекрео) — воссоздавать, воспроизводить, обновлять; recreatum (рекреатум) — восстанавливать, подкреплять, освежать, укреплять, ободрять; rесrеаrе (рекреарэ) выздоравливать, возрождаться, вновь крепнуть, отдыхать, приходить в себя; recreatio (рекреатио) — восстановление (сил), выздоровление [10].
Добавление слова «физическая» означает, что в этих процессах (восстановление, отдых, освежение, выздоровление и т.п.) преобладает двигательная деятельность, используются физические упражнения, игры, развлечения. Они направлены на содействие нормальному функционированию организма людей путем создания оптимального физического состояния.
Сущность физической рекреации как деятельности неизбежно сужается, если она рассматривается только в одном аспекте — либо как развлечение, либо как восстановление сил, либо переключение с одного на другой вид деятельности и т.п. Поэтому ее следует рассматривать как совокупность различных аспектов двигательной деятельности, взаимодействие которых ведет к получению полезного результата.
Для объективного определения наличия компонентов и их связей в данной системе необходимо исходить из основных характеристик метасистемы, которая, с одной стороны, не есть сумма ее составляющих, с другой — неизбежно отражается в характеристиках каждого компонента.
По отношению к физической рекреации как системе метасистемой будет являться физическая культура, поскольку она — область социально необходимой деятельности, удовлетворяющая потребности личности и общества в разностороннем и оптимальном развитии физических способностей и двигательных качеств в интересах жизнедеятельности [6, 9].
Используя традиционные для физической культуры основные, фоновые, вспомогательные средства (физические упражнения, естественные силы природы, режим питания, труда, отдыха быта), физическая рекреация привлекает своей спецификой внимание и симпатии людей разноге возраста, пола, состояния здоровья, физической подготовленности.
Широкому распространению этого вида деятельности способствует полная свобода выбора содержания занятий, времени и места проведения продолжительности занятий, выбора партнеров и т.д. В основе мотивации занятий лежат сугубо личные индивидуальные вкусы, интересы наклонности и потребности. Преимущество физической рекреации заключается и в том, что она имеет огромное количество разновидностей, предоставляет широкие возможности для контактов с естественной средой. Несложные и разнообразные средства делают ее доступной для людей всех возрастов. Сочетание в занятиях элементов игры и соревнования создает неограниченные возможности для расширения ее привлекательности (развлечения, игры, состязания и т.п.). Физическая рекреация зачастую не нуждается в организационно-учрежденческой надстройке, типичной для других компонентов физической культуры (физического воспитания, спорта), ее содержание и формы легко могут быть приспособлены к потребностям и возможностям любой общественной среды, группы людей, внешним условиям и субъективным потребностям занимающихся.
В процессе обоснования конкретного объекта в качестве системы необходимо выявить системообразующий фактор, показывающий, «вокруг каких объектов или процессов и ради решения каких задач и проблем сосредоточиваются и образуются те или иные подсистемы и элементы данной системы» [12]. По определению П.К. Анохина, системообразующим фактором является конечный результат системы, «ради получения которого система создается» [3].
Следовательно, при изучении физической рекреации можно предположить, что удовлетворение различных потребностей людей в двигательной активности, развлечение, переключение с одного вида деятельности на другой, профилактика неблагоприятных воздействий и восстановление временно сниженных или утраченных функций организма в сфере изучаемой системы — лишь ее частные задачи. Эти потребности людей удовлетворяются каждым в отдельности и в целом всеми видами двигательной активности. Таким образом, создаются предпосылки для нормального функционирования человеческого организма в конкретных условиях его жизнедеятельности. Другими словами, в конечном результате и заключается их общность, единство.
Таким образом, системообразующим фактором, объединяющим различные аспекты двигательной деятельности в рамках физической рекреации, является конечный результат — создание определенного физического состояния, обеспечивающего нормальное функционирование человеческого организма.
Поэтому возрастает значение физической рек-реакций в качестве необходимого компонента жизни и деятельности людей, позволяя удовлетворять их естественные биологические потребности в движении. Активизация на этой основе физического состояния и развитие организма, укрепление здоровья обеспечивают физическую дееспособность, необходимую в складывающихся условиях жизни. Ее исключение или сведение к минимуму на сколько-нибудь значительном, э жизни человека неизбежно оборачивается для него ущербом [10], ухудшает деятельность всех органов и систем, делает его менее устойчивым к отрицательным влияниям внешней среды. При снижении объемов двигательной деятельности утрачивается один из важных факторов, способствующих усовершенствованию организма, укреплению его функций.
Следует учитывать и то обстоятельство, что все виды и формы физической рекреации помогают рационально использовать свободное время, бороться с негативными явлениями в поведении, повышают работоспособность, расширяют и увеличивают функциональные возможности организма, помогают бороться с неблагоприятными условиями трудовой деятельности или воздействием характера труда.
Однако все это дает отдаленный кумулятивный эффект. Для человека, занимающегося по собственной инициативе, исходя из субъективных вкусов, интересов, мотивов, главное заключается в получении удовольствия от двигательной активности, удовлетворении личных потребностей в данном виде деятельности. А воспитание этих потребностей и есть одна из главных задач в физическом образовании и физической культуре людей любого возраста.
Все аспекты рекреационной деятельности с использованием средств физической культуры, рассматриваемые в рамках изучаемой системы, могут быть охвачены понятием «физическая рекреация». Таким образом, физическая рекреация — это органическая и имманентная часть физической культуры, совокупность свободной, нерегламентированной двигательной деятельности, направленной в конечном счете на обеспечение оптимального физического состояния человека, способствующего нормальному функционированию его организма в конкретных условиях жизни.
Физическая рекреация включает следующие аспекты двигательной деятельности: 1) удовлетворение биологических потребностей в двигательной активности; 2) потребность в развлечении, получении удовольствия, наслаждения; 3) переключение с одного на другой вид деятельности; 4) активизация деятельности организма с помощью движения; 5) профилактика неблагоприятных воздействий на организм людей; 6) восстановление сниженных или временно утраченных функций организма.
Однако этим исследование проблем физической рекреации не ограничивается. Необходимо исследовать компоненты физической рекреации более глубоко, исследовать ее структуру (состав и строение), причины возникновения и этапы развития и функционирования в интересах удовлетворения индивидуальных и групповых потребностей.
Физическая рекреация
Рекреация как одна из функций досуга. Необходимые профессиональные навыки специалиста по оздоровлению и его личностные качества. Виды и формы физической рекреации. Понятие и сущность досуга. Характеристика сферы деятельности специалиста по рекреации.
1. Специалист по оздоровлению: необходимые профессиональные навыки и личностные качества
2. Характеристика сферы деятельности специалиста по рекреации
Список использованной литературы
Понятие физической рекреации имеет глубокую предысторию, но предметом научных исследований, а также предметом практического применения в рамках нашего отечества рекреация стала относительно недавно.
Понятие «рекреация», образованное от латинского «recreatio», было введено римлянами и имеет несколько значений: восстанавливать, отдыхать, укреплять, освежать и др. Основными признаками рекреации, определяющими ее сущность, являются следующие: она осуществляется в свободное время, носит деятельный характер и построена на добровольной, самодеятельной основе.
Рекреация рассматривается в рамках изучения различных дисциплин: теории физической культуры, курортологии, экономики, географии, социологии и пр. Определение термина рекреация варьируется в зависимости от контекста, в котором он рассматривается. Так различают физическую рекреацию наряду с социальной, психологической, географической и другими ее видами.
Исходя из темы реферата, автор будет вести исследование в контексте понятия физической рекреации. В основе ее лежит двигательная активность человека, осуществляемая преимущественно в сфере досуга, и конечный результат ее функционирования выражается в оптимизации физического, психического, социального состояния человека [5].
Одной из основных функций физической рекреации есть восстановление и оздоровление организма человека.
Рекреация является одной из функций досуга, она всегда есть деятельность, основа физической рекреации — двигательная деятельность с использованием физических упражнений. Понятие «досуг» как самостоятельная или организованная форма отдыха еще четко не определено, нет единого понимания соотнесения понятий «досуг» и «рекреация». Состоявшийся в 1964г. в Осаке (Япония) I Международный конгресс по рекреации не внес существенных уточнений о месте рекреации в сфере досуга человека. И по сегодняшний день не существует единого точного определения физической рекреации.
Исходя из вышесказанного и учитывая различные определения, автор резюмируя изложенный материал, наиболее содержательным считает следующее определение понятия рекреации:
Рекреация (лат. recreatio — восстановление) — комплекс оздоровительных мероприятий, осуществляемых с целью восстановления физического, эмоционального, социального, психического самочувствия и работоспособности здорового, но утомленного человека. Последнее определение, указывающие на то, что рекреация обязательно направлена на здорового человека, является ключевым и дает нам понимание разницы между рекреацией и реабилитацией, рекреацией и различными формами физической терапии.
Именно в рамках такого определения, автор попытается дать характеристику деятельности специалиста по рекреации.
1. Специалист по оздоровлению: необходимые профессиональные навыки и личностные качества
Одним из несомненных достижений современности является осознание и научное обоснование решающей роли здорового образа жизни в организации жизнедеятельности человека. Двигательная активность, оздоровительная физкультура и рекреация занимают почетное место в арсенале оздоровительных программ. Из всех факторов, которые могут повлиять на приобщение человека к двигательной активности и оздоровлению, наиболее важным является фигура специалиста — профессионала в области оздоровления (рекреации).
Современный период жизни Украины, характеризующийся критическим состоянием здоровья и низким уровнем двигательной активности населения, требует для преодоления кризисного положения высококвалифицированных специалистов в сфере оздоровления, обладающих большим объемом знаний и широким спектром практических навыков организации и проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий с различным контингентом населения [6].
Работая в сфере рекреации, необходимо учитывать те требования, которые диктует эта профессия. Помимо профессиональных навыков, специалисту по рекреации следует также развивать в себе личностные качества, которые необходимы для продуктивной работы в данной сфере. Образно говоря, специалист по оздоровлению — это и доктор, и педагог, и муза, и друг. рекреация досуг оздоровление физический
Стоит обратить внимание на то, что рекреация находится на стыке различных дисциплин и отраслей. Это требует от специалиста по рекреации знаний из различных сфер: гигиены, физиологии, биохимии, анатомии, биомеханики, лечебной физкультуры, диетологии, курортологии, туризма и пр. В виду этого от специалиста по рекреации требуется желание постоянного саморазвития и колоссальной самодисциплины.
Находясь на стыке различных дисциплин, рекреация динамично развивается, что, в свою очередь, требует от специалиста по рекреации неустанно следить за новинками и открытиями в сферах, которые, так или иначе, влияют на рекреацию.
Работа в сфере рекреации предполагает частое общение с людьми, которое, в свою очередь, требует наличия у специалиста по рекреации открытости и коммуникабельности, а также знаний основ по психологии, в частности. — межличностного общения.
Для эффективного осуществления физкультурно-рекреационной деятельности перед специалистами по рекреации стоят следующие задачи:
1. Организация физкультурно-рекреационной деятельности (создание соответствующих организационных структур).
2. Управление физкультурно-рекреационной деятельностью (организация, планирование, обеспечение ресурсами, контроль и координация деятельности).
3. Предоставление физкультурно-рекреационных услуг (в качестве инструктора по виду спорта, организатора массовых физкультурно-спортивных мероприятий и туристических слетов и т.п.).
4. Пропаганда различных форм физической рекреации (рекламная деятельность в области досуга населения).
2. Характеристика сферы деятельности специалиста по рекреации
Сфера деятельности специалиста по рекреации представляет собой работу в следующих направлениях:
работа в санаторно-курортных учреждениях;
различные обучающие школы и клубы оздоровительного характера.
Стоит сказать, что указанный выше перечень не является исчерпывающим, так как здоровый образ жизни только начинает культивироваться в нашей стране. Ежедневно к вниманию граждан предлагаются различные форматы оздоровления.
Не стоит забывать также, что к физической рекреации относят также такие формы занятий физическими упражнениями, как утренняя зарядка, вводная гимнастика, паузы и физкультминутки в учебных заведениях, подвижные игры детей, подростков и взрослых, различные виды прогулок пешком, на лыжах, лодках, велосипедах, катание на коньках. Поэтому деятельность специалиста по рекреации также уместно рассматривать в сопоставлении с этими видами физической активности.
Главным аспектом работы специалиста в сфере рекреации лежит особая область жизнедеятельности людей — сфера досуга. Выделяются разнообразные виды и формы досуговой деятельности, носящие рекреационный характер, и привести их к какой-либо единой системе пока не представляется возможным [4].
Физическая рекреация — комплексное понятие, включающие в себя использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах, для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключения с одного вида деятельности на другой, отвлечения от обычных видов трудовой, бытовой деятельности. Понятие рекреации неразрывно связано с организацией досуга человека.
Физическая рекреация использует традиционные для физической культуры средства (физические упражнения, естественные силы природы, режим питания, труда, отдыха, быта).
Специалист по рекреации обязан быть компетентен в различных сферах, которые имеют влияние на процесс оздоровления, ведь именно фигура специалиста по рекреации является наиболее важным фактором, который может повлиять на приобщение человека к двигательной активности и оздоровлению.
Выделяются разнообразные виды и формы деятельности, носящие рекреационный характер, и привести их к какой-либо единой системе пока не представляется возможным, отдельно можно выделить туризм, фитнес, терренкур и пр.
Список использованной литературы
1. Амосов Н.М., Бендет Я.А. Физическая активность и сердце. — Киев: Здоров’я, 1984. — 232 с.
2. Боберський І. Рухливі забави та ігри. — Львів: НТШ, 1994. — 64 с.
3. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте / Изд. 2-е, перераб. и доп. — Москва: Физкультура и спорт, 1977. — 215с.
4. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. — Москва: Физкультура и спорт, 1970. — 200 с.
5. Фарфель В.С. Управление движеиями в спорте. — Москва: Физкультура и спорт, 1975. — 208 с.
6. Эдвард Т. Хоули, Б. Дон Френкс. Руководство инструктора оздоровительного фитнеса. — Киев: Олимпийская литература, 2004.
Размещено на stud.wiki
Подобные документы
Теоретические основы рекреации. Функциональные ориентации рекреационной деятельности: лечебно-оздоровительная; познавательная; спортивная; садово-дачная. Туризм как составная часть рекреации. Формы и виды туризма, их классификация по различным критериям.
реферат [28,5 K], добавлен 26.10.2009
Использование рекреации. История образования первых особо охраняемых природных территорий России относится еще к петровским временам. Сейчас это целая система, объединяющая несколько десятков тысяч ООПТ федерального, регионального и местного уровней.
учебное пособие [1017,0 K], добавлен 11.12.2008
Понятие и оценка влияния культурной политики на развитие туристской индустрии и городской рекреации. Культурная политика г. Перми с 2007 по 2011 гг. Проект и направления создания новых экскурсионных маршрутов в связи с изменением культурной жизни города.
дипломная работа [90,0 K], добавлен 01.03.2012
Социально-экономические условия развития рекреации и туризма в Тюменской области, население и структура экономики региона. Особенности природных ресурсов и культурно-исторический потенциал. Виды, проблемы и перспективы развития туризма в регионе.
курсовая работа [5,7 M], добавлен 03.08.2010
Понятие, специфика и классификация услуг рекреации и туризма. Анализ развития и организации туристической сферы у Крыма, его место в международной и украинской туристической системе. Оценка преимуществ отдыха в Украине в сравнении с курортами Европы.
курсовая работа [74,9 K], добавлен 23.11.2010
Утомление в изолированном нервно-мышечном аппарате. Изменение физиологических функций организма при его развитии. Циклические упражнения как средство рекреации. Сравнение уровня физического восстановления у спортсменов, использующих плавание и бег.
курсовая работа [126,8 K], добавлен 16.03.2015
Виды туристских путешествий в РФ. Понятие «этнического туризма» и его классификация. Недостатки современного сценария развития рекреации на Русском севере. Посещение этнических или фольклорных деревень как одно из перспективных направлений этнотуризма.
реферат [18,5 K], добавлен 20.01.2015
Понятие рекреации и туризма. Экологическое просвещение. Влияние агротуризма на природу. Агротуризм в системе национальной экономики. Понятие «агротуризма». Виды экологического туризма. Классификация агротуризма по видам транспорта. Объекты агротуризма.
курсовая работа [41,9 K], добавлен 25.07.2008
Виды досуговой деятельности человека. Исторические и культурные предпосылки организации досуга в англоязычных странах. Место индустрии досуга в культурной жизни общества. Специфика организации досуга в Соединенных Штатах Америки в настоящее время.
курсовая работа [34,6 K], добавлен 05.03.2014
Понятие о курортном деле и курортологии. Определение места санаторно-курортного комплекса в сфере оказания услуг населению РФ. Курортные факторы: понятие, классификация, возможности использования в лечебных и оздоровительных целях. Понятие о рекреации.
учебное пособие [3,3 M], добавлен 06.01.2011
Средства рекреации в избранном виде спорта. Физическая рекреация (доклад). Активная физкультура «физическая рекреация»
ОТ РЕДАКЦИИ:
Рецензия на учебное пособие.
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ — КАК ЕЁ ПОНИМАТЬ?
Харьковская государственная академия физической культуры
Аннотация. На примере учебного пособия «Физическая рекреация» рассмотрены основные вопросы использования физической рекреации для активного и пассивного отдыха человека (студента) в любых условиях современной цивилизации. Отмечается, что направление физической рекреации является перспективным и представляет собой относительную новизну с позиции педагога в области физической культуры и спорта. Акцентируется внимание на необходимости использования соответствующих средств, форм и методов с корректной аргументацией и системой доказательств. Отмечается, что оценка функционального состояния человека только педагогическими методами не совсем реальна. Необходимы врачебно-педагогические наблюдения и совместная оценка педагога (тренера) и врача. Приведены рекомендации по организации рекреационно-оздоровительных мероприятий для дошкольников, школьников, студентов и взрослого населения.
Ключевые слова: рекреация, здоровье, учебное пособие, контроль, педагогический, врачебный.
Анотацiя. Зайцев В.П. Фiзична рекреацiя — як ii розумiти? На прикладi навчального посiбника «Фiзична рекреацiя» розглянуто основнi питання використання фiзичноi рекреацii для активного i пасивного вiдпочинку людини (студента) в будь-яких умовах сучасноi цивiлiзацii. Наголошуеться, що напрям фiзичнiй рекреацii е перспективним i е вiдносною новизною з позицii педагога в галузi фiзичноi культури i спорту. Акцентуеться увага на необхiдностi використання вiдповiдних засобiв, форм i методiв з коректною аргументацiею i системою доказiв. Наголошуеться, що оцiнка функцiонального стану людини тiльки педагогiчними методами не зовсiм реальна. Необхiднi лiкарсько-педагогiчнi спостереження i спiльна оцiнка педагога (тренера) i лiкаря. Приведенi рекомендацii з органiзацii рекреацiйно-оздоровчих заходiв для дошкiльникiв, школярiв, студентiв i дорослого населення.
Ключовi слова: рекреацiя, здоров’я, навчальний посiбник, контроль, педагогiчний, лiкарський.
Annotation. Zaytsev V.P. Physical recreation — how to understand it? On the example of train aid «Physical recreation» the basic questions of the use of physical recreation are considered for active and passive rest of man (student) in any terms of modern civilization. It is marked that direction physical recreation is perspective. This direction is a relative novelty from position of teacher in area of physical culture and sport. Attention is accented on the necessity of the use of the proper facilities, forms and methods with a correct argumentation and system of proofs. It is marked that estimation of the functional state of man only not quite real pedagogical methods. Needed medical-pedagogical supervisions and simultaneous estimation of teacher (trainer) and doctor. Recommendations are resulted on organization recreation health-improvement measures for under-fives, schoolboys, students and grown man population.
Keywords: recreation, health, train aid, control, pedagogical, medical.
В 2010 году во Львовском государственном университете физической культуры вышло в свет учебное пособие «Фiзична рекреацiя» для студентов высших учебных заведений физического воспитания и спорта, под научной редакцией доктора педагогических наук, профессора Евгения Приступы. Авторский коллектив: Приступа е.Н., доктор педагогических наук, профессор; Жданова О.М., кандидат педагогических наук, профессор; Линець М.М., кандидат педагогических наук, профессор; Мартин П.М., кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент, директор Всеукраинского центра физического здоровья населения «Спорт для всех»; Завидiвська Н.Н., кандидат педагогических наук, доцент; Чеховська Л.Я., кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент; Грибовська i.Б., кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент; Данилевич М.В., кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент; Сосiна В.Ю., кандидат педагогических наук, доцент; Кухтiй А.О., кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент.
Данное учебное пособие написано на украинском языке в объеме 437 страниц и включает: предисловие, три части, дополнения, рекомендованную литературу, указатель и сведения об авторах.
Рецензировали учебное пособие известные ученые и педагоги Украины и Европы: доктор биологических наук, профессор А.В. Магльований; доктор наук по физическому воспитанию и спорту, профессор А.В. Цьось; доктор биологических наук, профессор Б.М. Мицкан.
Основным вопросом данного учебного пособия является использование физической рекреации для активного и пассивного отдыха человека (студента) в любых условиях современной цивилизации. В Украине направление физической рекреации является перспективным и представляет собой относительную новизну с позиции педагога в области физической культуры и спорта.
Трудно не согласиться с тем, что авторы предлагают в физической рекреации использовать все средства физической культуры, а также формы и методы ее занятий с корректной аргументацией и системой доказательств. Однако, говоря о её сложных проблемах, оценка функционального состояния человека только педагогическим методом не совсем реальна. Необходимы врачебно-педагогические наблюдения, то есть совместная оценка педагога (тренера) и врача. Очевидно, что при написании такого значимого труда, следует привлекать в соавторы педагогов с врачебным образованием.
Во время практических занятий по дисциплине «Физическая рекреация» мы проводили со студентами аналитический разбор содержания данного пособия и решили поделиться, уважаемый читатель, с их мнением.
Актуальность и значимость предложенной проблемы прослеживается в опубликованных работах В.М. Выдрина, М.М. Мазура, Н.В. Фоменко, А.С. Бондарь, Т.Ю. Круцевич, В.П. Зайцева и в данном труде [1, 3, 4, 5, 7, 8, 10].
Учебное пособие состоит из трёх частей: «Теорiя фiзичноi рекреацii», «Технологiя проведення та змiст рекреацiйно-оздоровчих занять», «Туризм як засiб фiзичноi рекреацii».
Первая часть включает три раздела. В первом разделе авторы основательно и профессионально грамотно изложили понятия о рекреации и о физической рекреации, их истории и методические подходы к ним.
По мнению авторов, сущность физической рекреации заключается, прежде всего, в определении этого процесса как системы разнообразных занятий, которая основывается на использовании специально организованной добровольной двигательной активности в форме физических упражнений с применением естественных и гигиенических факторов в течение свободного времени человека, в том числе и для отдыха, восстановления собственных сил, получения удовольствия, усовершенствования психических и физических способностей и укрепления здоровья.
Совсем по-другому высказываются А.В. Лотоненко и др. [6]. Они считают, что физическая рекреация направлена на удовлетворение биологических потребностей в двигательной активности и эмоциональных потребностей в развлечении, получение удовольствия, наслаждения через движения, переключение с одного вида деятельности на другой, на активизацию деятельности организма с помощью двигательной активности и профилактику неблагоприятных воздействий на организм людей.
В.П. Зайцев и соавторы считают, что физическая рекреация — это активный и пассивный отдых, в комплексе с другими оздоровительными мероприятиями вне производственной, научной, учебной и иной деятельности, направленный на формирование, восстановление, укрепление и сохранение здоровья человека, а также приносящий удовольствие и удовлетворение от них, с использованием средств физической культуры и её форм, и методов занятий.
Студенты заметили, что необходимо включить в данный текст намного шире понятийную методологию как в рекреацию вообще, так и в физическую рекреацию, в частности. А в историческом плане желательно упомянуть нашего соотечественника В.М. Выдрина, хотя в дальнейшей литературе он упоминается. Ведь В.М. Выдрин — первый в бывшем Советском Союзе начал проводить исследования по рекреации, а его ученик А.Д. Джумаев первый по этой тематике защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: «Теоретические основы физической рекреации, как составной части физической культуры» [3].
Второй раздел посвящен социально-культурной рекреации. В нём авторы отразили последовательно и широко разновидности, формы, функции и концепции рекреации с педагогической точки зрения. Однако, студенты пожелали знать: — Какие социально-культурные мероприятия проводятся в санаторно-курортных условиях? Где успешно осуществляется данная функция? Ведь в санаторно-курортных учреждениях функционирует заинтересованный штат работников во Дворцах культуры и в библиотеках. В то же время инструкторы ЛФК занимаются данным мероприятием ежедневно, особенно во время соревнований и физкультурных праздников, таких как: «День Нептуна», «День ходьбы», «День пловца», «День лыжника» и т.д. В таких мероприятиях также задействованы врачи ЛФК и лечащие врачи-курортологи.
О здоровье и здоровом образе жизни изложено в третьем разделе. Авторы показали свое отношение к ним на понятном для студентов языке: — Как построить свой здоровый образ жизни, уделив особое внимание проблеме питания? Они детально предложили свое видение на здоровье и здоровый образ жизни. Дополнило бы этот раздел, со слов студентов, определение «здоровья» по ВОЗу (1946 год). Как известно, ВОЗ неоднократно возвращалась к определению «здоровья». Ведь с его определением соглашались не все ученые, педагоги и врачи, предлагая свои формулировки .
Во вторую часть входит пять разделов. Особенно студентам понравился первый раздел, который, по их высказываниям, отражает закономерности развития функции движения человека в онтогенезе и структуру физической подготовленности. Для запоминания данного материала авторы доступно и понятно сопроводили текст рисунками и выделили четыре концепции физической подготовленности человека. В этом плане студенты напомнили, что концепция физической подготовленности зависит от адаптации, а теорию адаптации следует понимать, как отмечал В.Н. Платонов [8], — это совокупность развивающихся достоверных знаний, систему взглядов, дающую представление о сущности адаптации организма человека к условиям окружающей среды, о механизмах, закономерностях и путях направленного управления протеканием адаптационных реакций.
В структуре теории адаптации, высказалась другая группа студентов, следует различать эмпирическую и теоретическую части. Эмпирическая часть охватывает множество дифференцированных фактов, результатов исследований и наблюдений, отражающих особенности адаптации организма к условиям окружающей среды, однако требующий объяснения, интерпретации, теоретического обоснования. Теоретическая часть образована основными понятиями, принципами, закономерностями, идеями и гипотезами, то есть теми компонентами, которые представляют собой концентрированные формы отражения реальной действительности, предопределяют перспективы ее дальнейшего познания.
Второй раздел отражает рекреационно-оздоровительные мероприятия для дошкольников, школьников, студентов и взрослого населения, в том числе и женщин. Естественно, за ними во время занятий необходимо не только педагогический контроль, но и врачебный, то есть провести врачебно-педагогические наблюдения [2]. Для чего в этом разделе авторы использовали весь комплекс контроля для определения функционального состояния человека.
В последующих трех разделах обстоятельно и разумно, по мнению студентов, показаны оздоровительные мероприятия во время проведения циклических упражнений, рекреационных игр и в различных видах гимнастики. Особенно положительно отзывались студенты соответствующих специализаций.
Третья часть посвящена туризму, как средству физической рекреации. В эту часть входит два раздела: «iсторiя становлення та види сучасного туризму» та «Рекреацiйно-туристичнi ресурси Украiни». В них кратко и доступно изложены история, классификация, развитие туризма, мотивация занятий туризмом. Одновременно показаны классификация рекреационно-туристических ресурсов, их основные принципы и районирование.
Как видно, учебное пособие обусловлено поиском путей борьбы с высокой заболеваемостью в Украине у дошкольников, школьников, студентов, спортсменов и взрослого населения. Авторы приходят к выводу, что:
— Рекреацией в обобщенном виде можно назвать процесс или способ восстановления сил человека, а также пространство, в котором это происходит.
— Физическую рекреацию определяют как использование физических упражнений, игр, развлечений, а также естественных факторов для активного отдыха.
Для решения задач физической рекреации применяются такие группы методов:
- общепедагогические;
- методы обучения технике физических упражнений;
- методы развития физических качеств и функциональных возможностей.
Таким образом, на наш взгляд, опубликованное учебное пособие является полезным и интересным, богато фактическим материалом и нестандартным подходом, написано профессионально грамотно и методически правильно. А имеющиеся замечания и предложения не умаляют достоинства и значимости проведенных исследований и наблюдений. И все же, по поставленным цели и задачам, по объему и содержанию, актуальности и новизне, раскрытию проблем и значимости данное учебное пособие заслуживает высокой положительной оценки.
9. Приступа Е.Н., Жданова О.М., Линець М.М. Фiзична рекреацiя: навч. посiб.; за наук. ред. е. Приступи. Л.: ЛДУФК, 2010. 447 с.
Информация об авторе:
Зайцев Вячеслав Петрович
mybox3001@mail.ru
Харьковская государственная академия физической культуры
ул. Клочковская 99, г. Харьков, 61022, Украина.
Поступила в редакцию 17.07.2012г.
Information about the author:
Zaycev V.P.
mybox3001@mail.ru
Kharkov State Academy of Physical Culture
Klochkovskaya str. 99, Kharkov, 61022, Ukraine.
Came to edition 17.07.2012.
При любом использовании данного материала ссылка на первоисточник обязательна!
Источники:
http://studbooks.net/2037968/pedagogika/fizicheskaya_rekreatsiya_fizicheskoy_kultury
http://stud.wiki/sport/2c0b65635a3bd78a4d43a88521216c27_0.html
http://lib.sportedu.ru/Press/FVS/2012N5/p132-134.htm