Упражнения для тренировки блокирования
Отсутствие специальной работы над блокированием является крупным недостатком учебно-тренировочной работы многих наших коллективов, в которых такая работа подменена только блокированием в учебных играх. Ограничение тренировки только процессом игры не способствует овладению правильной техникой блокирования, так как в игровой обстановке внимание игроков трудно акцентировать на тех или иных деталях блокирования.
Повышение техники блокирования и устранение в ней отдельных недостатков возможно только путем специальных упражнений; они проводятся параллельно с решением аналогичных задач в процессе игры. Если игрок неправильно выбирает место для толчка, он должен выполнять специальное упражнение для устранения этого недостатка и в дальнейшем только закреплять результат в игре.
Ниже будут указаны некоторые упражнения для тренировки отдельных моментов техники и тактики блокирования.
Упражнение первое. На одной стороне площадки у сетки стоят игроки в колонне по одному, на другой — тренер с мячом. Тренер подбрасывает мяч на своей стороне, игроки, в зависимости от полета мяча, выбирают место толчка правее или левее мяча и делают прыжок, имитируя блокирование. Каждую неточность в выборе места для толчка тренер указывает выполняющему задание. Игроков надо размещать в различных зонах нападения. Это же упражнение можно использовать для тренировки выбора места при групповом блокировании. Для этого игроки располагаются в двух колоннах последовательно в различных зонах (2 и 3,3 и 4). В остальном упражнение такое же. В этих упражнениях надо учитывать конкретную расстановку своей команды.
Упражнение второе. Если игрок неправильно выбирает момент толчка, рекомендуется применять блокирование ударов, при которых блокирующий не делает перемещений, а прыжок делает по команде тренера: «Прыжок!»
Упражнение третье. Тренер, стоя на стуле, держит над сеткой кисти рук на расстоянии друг от друга несколько большем, чем радиус мяча, кончики пальцев находятся на другой стороне, примерно на полмяча. Игроки по одному подходят к сетке и прыгают так, чтобы их ладони касались ладоней тренера. Необходимо следить, чтобы в момент касания кончики пальцев игроков были бы направлены назад и вверх (разгибание в лучезапястном суставе).
Упражнение четвертое выполняется, как предыдущее, но тренер время от времени убирает свои кисти со стороны игроков непосредственно перед соприкосновением его пальцев с ладонями блокирующих. Последние не должны переносить своих ладоней на сторону тренера, а расстояние между ними должно сохраниться прежним.
Упражнение пятое выполняется, как и два предыдущих, только тренер над сеткой держит не свои ладони, а мяч и так, чтобы половина его выступала на стороне игроков.
Упражнение шестое. Тренер, стоя на стуле, в центре площадки держит свои ладони (или мяч), как в упражнении третьем. Игроки располагаются в зонах 2 и 4 в двух колоннах по одному. По свистку тренера они перемещаются в зону 3 и прыгают, причем игрок зоны 2 должен коснуться своей левой ладонью пальцев левой руки тренера, а игрок зоны 4 — правой ладонью пальцев левой руки тренера.
Методические указания. 1. Следить чтобы, расстояние между ладонями блокирующих было средним между диаметром и радиусом мяча. 2. Ладони блокирующих должны быть слегка разогнуты в лучезапястных суставах.
Упражнение седьмое то же, что и предыдущее, но тренер время от времени убирает мяч. Игроки в этом случае не должны переносить руки через сетку. — Упражнение восьмое то же, что и упражнения шестое и седьмое, но тренер располагается, стоя на стуле, в зоне 2 или 4. Упражнение применяется для достижения согласованности в действиях между блокирующими: игрок, выполняющий роль вспомогательного блокирующего, должен прыгнуть на блок позже основного блокирующего.
Упражнение девятое. Игроки, располагаясь в колонну по одному вдоль левой (или правой) боковой линии, имитируют блокирование ударов с краев сетки в сторону, соответственной боковой линии (ладони рук при блокировании должны быть расположены не параллельно сетке, а под некоторым углом в сторону, противоположную площадке).
Упражнение десятое. Блокирование ударов на низкой сетке без прыжка. Высота сетки опускается так, чтобы ладони самого низкого игрока, поднятые вверх, поднимались над верхним краем сетки. Игроки располагаются в парах друг против друга около сетки. На одной площадке, у сетки, могут упражняться одновременно до шести пар игроков. Один партнер располагается на одной стороне сетки, другой — на противоположной. Задание: с одной стороны сетки проводить только нападающие удары без прыжка, а с другой — блокирование без прыжка.
Рекомендуется задания нападающим давать в следующей последовательности: 1. Удары только «по ходу». 2. Удары только «с поворотом». 3. Удары в любом направлении, но без обманных движений. 4. Любые удары.
Основная задача упражнения: наглядно показать игрокам результативность блокирования в тех случаях, когда игроки в момент удара наблюдают не за мячом, а за действиями нападающих, и выработать правильный навык такого блокирования в облегченных условиях (без прыжка). Упражнение показывает игрокам прогрессивную роль такой техники блокирования, так как в процессе правильного выполнения приема блокирующие почти без ошибки преграждают своими ладонями путь мячу.
Упражнение одиннадцатое. Такое же упражнение, но блокирующие располагаются парами. Цель: тренировка согласованности действий и положения рук при двойном блоке.
Упражнение двенадцатое. Блокирование ударов без прыжка (с матов). Если высоту сетки нельзя понизить до нужного уровня (винтовая нарезка стоек и т. д.), рекомендуется на стороне блокирующих положить друг на друга несколько матов так, чтобы блокирующие могли поднять ладони над верхним краем сетки без прыжка. Нападающие проводят удары с прыжком. В остальном упражнение такое же, как и десятое и одиннадцатое.
Не рекомендуется пользоваться вместо матов шведскими скамейками — это может повести к травмам.
Упражнение тринадцатое. Блокирование ударов на низкой сетке (с матов) без прыжка с перемещениями. Цель: научить блокирующих наблюдать в момент удара не за мячом, а за действиями нападающих, но уже в более трудных условиях (с перемещениями). Нападающие проводят удары без прыжка с передач, которые делаются на различном расстоянии вправо и влево от блокирующих. Если прыжки для блокирования проводятся с матов, их надо положить большее количество вдоль сетки, а передачи давать так, чтобы они не выходили за края матов (падения!).
Упражнение четырнадцатое такое же, как и предыдущее, но задача его — тренировка группового блока. На одной стороне площадки располагаются трое блокирующих, на другой — трое нападающих и один игрок в центре сетки для передачи на удар. Обращать внимание на согласованность действий (момент прыжка вспомогательного блокирующего, положение рук) и направление взгляда блокирующих в момент удара.
Упражнение пятнадцатое проводится так же, как и пять предыдущих, но постепенно сетка повышается до высоты, утвержденной правилами игры. Важно игроков научить блокированию ударов «по ходу», как наиболее частых.
Упражнение шестнадцатое. Одиночное блокирование на обычной высоте сетки, контролировать направление взгляда блокирующих в момент удара. Для этого тренер располагается на стороне, противоположной, блокирующим, и следит за тем, чтобы они в момент удара следили за нападающим, а не за мячами. Игрокам, которые не овладели этим навыком, следует повторять упражнения до тех пор, пока у них не будет устранен этот недостаток. Полезно такое наблюдение проводить совместно с игроками с тем, чтобы они сами решили: правильное было направление взгляда или нет.
Упражнение семнадцатое. Блокирование ударов в заранее известных направлениях. Игроки делятся на две группы. Одна группа размещается в следующих зонах: нападающие в зоне 4, передающие игроки в зоне 3, блокирующие — на другой стороне в зоне 2. Вторая группа размещается так же, но на другой стороне. Последовательно ставятся задачи: 1. Удар только «по ходу». 2. Удар «с поворотом». 3. Любой удар, но без обманных движений. 4. Любой удар.
Особое внимание уделять блокированию ударов«по ходу».
Перемещения игроков проводятся по часовой стрелке . (нападающие — блокирующие — передающие), после того как каждый блокирующий сблокировал по одному разу всех нападающих.
Упражнение восемнадцатое. Блокирование ударов с края сетки в сторону боковой линии, ближайшей к нападающему (проводится так же, как и предыдущее упражнение). Следить, чтобы ладони располагались не параллельно сетке, а под некоторым углом к ней.
Упражнение девятнадцатое подобно восемнадцатому, но применяется для тренировки группового блока. Блокирующие располагаются попарно, с учетом конкретной расстановки команды. Следить за согласованностью действий и положением рук.
Упражнение двадцатое. Блокирование ударов при «широкой раскидке». На одной стороне площадки — блокирующий, на другой — трое нападающих и в центре — передающий игрок. В зависимости от того, кто из нападающих получит передачу на удар, туда должен переместиться игрок и блокировать. Следить за правильностью выбора места толчка. Задания нападающим менять: 1. Удары только в одном направлении. 2. Любые удары.
Упражнение двадцать первое такое же, как и предыдущее, но блокирующих трое. Тренировка согласованности действий и правильного положения рук.
Упражнение двадцать второе. Тренировка «второго» прыжка. Игроки делятся на две группы. Одна группа размещается так: нападающие в зонах 2 и 3, блокирующий на другой стороне в зоне 4. Вторая группа размещается так же, но на другой стороне. Первая передача на удар идет в зоне 2, блокирующий делает прыжок для блокирования на эту передачу, а после откидки прыгает второй раз для блокирования удара с откидки. Игрок зоны 2 не производит ударов.
Упражнение двадцать третье. То же, но игроку зоны 2 разрешается нападать.
Упражнение двадцать четвертое. То же, но игрок зоны 3 нападает с откидки за головой игрока зоны 2.
Упражнение двадцать пятое такое же, как и три последних, но проводится для тренировки группового блока (блокирующие размещаются по два).
Упражнение двадцать шестое. Блокирование при более сложных тактических комбинациях. На одной стороне размещаются трое блокирующих. Размещение игроков на другой стороне указано на рис. 68. Задачи нападающих: передача «сразу» делается игроку 3, который имеет право нападать: игроки 2 и 4 нападают с краев сетки; игрок 6 играет с откидки в центре; игрок 5 нападает сзади него по типу «эшелона». Для тренировки второго прыжка следует разрешать нападающим делать не три удара, а четыре и пять. Необходимо особое внимание уделять тренировке блокирования тех комбинаций, наиболее часто применяющихся командор противника, с которой предстоит ближайшая встреча.
Рис. 68. Упражнение в блокировании
В учебных играх тренировка блокирования проводится по заданиям тренера. Приводим несколько примеров таких заданий.
Задание первое. Нападающие удары проводить только «по ходу».
Задание второе. Нападающие удары проводить только «с поворотом».
Задание третье. Нападающие удары проводить в любом направлении без обманных движений.
Задание четвертое. Разрешается нападать любым способом, но блокирующим в первую очередь обеспечить блокирование ударов «по ходу».
Заедание пятое. Удары проводит только средний нападающий за головой крайних нападающих.
В играх рекомендуется отдельным нападающим давать конкретные задания по устранению имеющихся у них недостатков в технике одиночного блокирования (выбор места толчка, направление взгляда). В каждом занятии, когда игрокам дается время на нападающий удар, обязательно должен быть противопоставлен блок — этим достигается тренировка нападающих и блокирующих.
Как ставить блок
История развития любой спортивной игры неразрывно связана с постоянным соревнованием между тактикой нападения и тактикой защиты. Возникновение результативного тактического приема в нападении всегда вызывало поиски средства противодействия, рождение тактического приема в защите. И наоборот, как только оборона становилась более надежной, команды искали и находили новые тактические средства ее преодолели. В этих непрерывных поисках действенных приемов нападения и защиты и заключается постоянное совершенствование тактики — сложного искусства побеждать.
Трудно сказать, что в волейболе родилось раньше: групповое блокирование или комбинационный стиль игры. Но сейчас невозможно представить себе волейбол без этих двух, хотя и противоположных на первый взгляд, но на самом деле крепко связанных между собой характерных черт.
Блок, некогда мощное орудие зашиты, сейчас стал утрачивать свои качества. Зрители последнего чемпионата СССР нe раз были свидетелями того, как посте хитрого, точно рассчитанного, а порой просто сильного удара, мяч, коснувшись рук блокирующих, опускался на поле защищающейся команды или уходил за пределы площадки.
Случайны ли такие неудачи? Отнюдь, нет! Они вызываются главным образом тем, что игроки большинства наших команд не умеют ставить одиночного блока, а значит не могут организовать и хорошего группового блока.
ОДИНОЧНЫЙ БЛОК
Каковы же основные недостатки наших блокирующих?
Прежде всего — это недостаточная прыжковая выносливость. Ведь волейболисту за одно состязание приходится прыгать с места до 50 раз (не считая прыжков на удар). Иногда блокирующий совершает два—три прыжка подряд (в случае, когда нападающий противника имитирует удар и откидывает мяч своему партнеру).
Большинство наших игроков не выдерживает такой нагрузки. Иногда игроки настолько устают, что в последних партиях даже не пытаются участвовать в групповом блокировании. Например, мастер спорта Г. Смольянинов («Динамо», Москва) имеет завидные физические данные: высокий рост (191 см) и хорошую прыгучесть. Однако ему явно не хватает прыжковой выносливости. На чемпионате Европы в ответственной и напряженной встрече с командой Чехословакии его были вынуждены заменить в пятой партии только из-за того, что он уже не мог прыгать на блок.
Большинство наших игроков, особенно молодых, выполняя блок, инстинктивно закрывают глаза в момент удара по мячу и уже не видят, куда летит мяч. А если направление полета мяча определено неправильно, волейболисты уже не в состоянии будут исправить свою собственную ошибку.
Надо научиться блокировать с открытыми глазами. Как же выработать в себе это умение?
Начать нужно с блокирования перекидок мяча через сетку в заранее обусловленное место. Затем упражняться, ставя блок при перекидках мяча в неизвестных, неожиданных направлениях. Потом можно переходить к блокированию мяча, посылаемого в определенном направлении слабыми и сильными ударами. И только после этого можно начать тренировочное соревнование между нападающим и блокирующим. Все эти упражнения следует обязательно включать и в разминку перед игрой.
Одна из наиболее часто встречающихся ошибок при блокировании — перенос рук через сетку на сторону противника. Особенно часто это делают блокирующие, чьих рук не коснулся мяч. Ошибка эта вызывается тем, что игроки, следя за полетом мяча, расслабляют кисти в лучезапястных суставах.
Для устранения такой ошибки можно рекомендовать при блокировании на тренировках напрягать пальцы рук и даже несколько отводить назад кисти. В игре надо поступать так в том случае, если соперники передали мяч для удара близко к сетке и высоко над ней. Тогда после удара мяч, отскочив от напряженных кистей блокирующих, с большой скоростью полетит на сторону противника. Однако, если мяч подан для удара далеко от сетки, то блокирующему лучше немного расслабить пальцы, а ладони несколько вогнуть. Тогда мяч, коснувшись рук, на мгновение как бы прилипает к ним, а затем падает у самой сетки перед игроком, выполнившим удар.
Немало снижает результативность блока и нерациональная техника прыжка. Это чаще наблюдается в женских командах. Опасаясь при взмахе рук коснуться сетки, наши молодые игроки (например, Пшеничникова, Саксе, Каленик) прыгают, не делая замаха, заранее приготовив руки на уровне груди или лица. Из-за этого уменьшается высота прыжка. Если же игрок неправильно определил направление удара, то исправить ошибку при таком положении рук он уже не сможет.
Даже при ударе «по ходу» (т. е. по линии разбега игрока) может быть три варианта направления движения мяча (рис. 1).
Чтобы блок оказался действенным в первом варианте, руки надо вынести в сторону на половину диаметра мяча, во втором варианте — на целый диаметр, а в третьем — на полтора-два диаметра. Следовательно, для блокирования при втором и третьем вариантах такой прыжок будет явно недостаточным. Поэтому при блокировании надо прыгать как можно выше, а руки согнуть в локте так, чтобы над сеткой были видны одни кисти. Это позволяет вынести ладони в ту или другую (нужную) сторону или исправить ошибку в случае, если прыжок окажется преждевременным.
Теперь о тактике одиночного блокирования.
Главное здесь — правильно определить место и время прыжка. Чтобы вовремя распознать, где будет произведен удар, нужно внимательно следить за направлением первой и второй передач у соперников.
Готовясь к прыжку, нужно занимать место не против мяча, как это делают наши молодые игроки, а на пути его возможного движения. Занимать место перед мячом целесообразно только в том случае, если нападающий бьет в центре сетки. Тогда, используя возможность максимального выноса рук в сторону, можно закрыть любое направление нападающего удара.
Иногда блокирующие становятся против мяча из тактических соображений — для того, чтобы убедить нападающего, что от него ожидается удар с «переводом» мяча. В то время, когда соперник прыгнет для удара, блокирующий делает шаг в сторону и в прыжке встречает мяч.
Этот пример лишний раз показывает, что блокирующий не должен торопиться прыгать. Надо помнить, что фаза полета в прыжке нападающего по времени в два с лишним раза больше, чем у блокирующего. Осуществляя свой тактический замысел, нападающий может ударить или в начале взлета, или в верхней, «мертвой» точке, или опускаясь. Может он и произвести так называемый удар «с затяжкой».
Если блокирующий прыгнул рано, то в воздухе ему трудно исправить ошибку. Поэтому при постановке блока надо в основном придерживаться правила: «лучше опоздать, чем прыгнуть преждевременно». Именно преждевременный прыжок блокирующего позволяет нападающему послать мяч поверх блока. То, что большинство нападающих ударов выполняется раньше, чем блокирование, дает преимущество (во времени) обороняющимся. Поэтому надо хладнокровно выбирать момент для прыжка.
ГРУППОВОЙ БЛОК
Успех группового блокирования, в котором принимают участие два или три игрока, прежде всего решает согласованность действий блокирующих. Одно время тренеры и волейболисты ошибочно понимали «согласованность действий» как одновременный прыжок блокирующих. На практике, в игре, это приводило к преждевременному прыжку. Стало ясно, что прыжки игроков, ставящих групповой блок, должны быть разновременными.
Когда же должен прыгать каждый блокирующий?
Чтобы правильно ответить на этот вопрос, обратимся к рис. 2, где площадка условно разделена на 3 коридора. Ответственность за блокирование в коридоре III нападающего зоны 4 несет только игрок, находящийся в этом коридоре. В то же время игрок коридора II отвечает за организацию блока в двух коридорах — II и I. Именно этот игрок должен выбрать момент прыжка. Назовем этого блокирующего «центральным», а игрока коридора III — «вспомогательным» блокирующим. Последний обязан закрыть просветы, которые могут возникнуть, если центральный блокирующий ошибется. Так же ставится блок и нападающему зоны 2.
Как же действовать вспомогательному блокирующему? Должен ли он прыгать позже центрального партнера или одновременно с ним? Это надо решать творчески, исходя из создавшихся в игре условий и учитывая особенности нападения каждого из соперников Атакует, например, такой игрок, как Кошелев (МАИ). Он владеет ударом с переводом, который выполняется позже, чем прямой удар. Следовательно, вспомогательный блокирующий в этом случае должен прыгать позже, чем центральный. Если же к удару готовится Гайлит (ЦСК МО), который выполняет удар по коридору I «срезкой» (быстрый перевод кистью и предплечьем) и не владеет ударом с переводом, то обоим блокирующим следует прыгать одновременно. Играя против мало изученного соперника, приходится вносить коррективы уже во время самого состязания.
Разделение блокирующих на центрального и вспомогательного — условно и нужно только для того, чтобы возложить на одного из них ответственность за выбор момента прыжка. В игре, в связи с частыми откидками и нападением с первой передачи, эти функции, естественно, меняются.
Рассмотрим два таких случая.
В команде соперников игрок зоны 4 откидывает мяч в зону 3. Игрок этой зоны разбегается правым боком к сетке, учитывая, что откидка будет невысокой или даже низкой. В этом случае у обороняющихся первым прыгает игрок коридора III (вспомогательный), так как удар с поворотом в коридоры I и II по времени выполняется позже. Если же вспомогательный блокирующий прыгнет одновременно с центральным, то напада-
ющий сможет произвести удар поверх опускающегося блока.
Так же нужно ставить блок игроку зоны 3, если он разбегается левым плечом к сетке. В этом случае центральный блокирующий охраняет два коридора — II и III. Поэтому вспомогательный блокирующий, стоящий в коридоре I, должен прыгать раньше партнера.
Крайние блокирующие, организуя групповой блок, располагаются против действующих перед ними нападающих, невдалеке от боковых линий. Поэтому после ударов из зоны 2 мяч, как правило, проходит свободно, если центральный блокирующий не участвовал в блоке. Это объясняется тем, что нападающий приближается к мячу быстрее, чем блокирующий, передвигающийся приставным шагом к месту удара. Учитывая это, крайний блокирующий должен располагаться ближе к центру площадки и прыгать так, чтобы суметь вынести руки в сторону в случае, если нападающий ударит с поворотом.
Ну, а если передача будет на край сетки, успеет ли он блокировать мяч? Да, успеет. Увидев, что передача направлена на край сетки, крайний блокирующий делает всего лишь два приставных шага, т. е. передвигается на два метра. Этого вполне достаточно, чтобы успеть блокировать крайние мячи. Примером может служить игра волейболистов Чехословакии и Югославии.
Несколько слов о частой ошибке центрального блокирующего при ударах с краев сетки. Этот игрок, как правило, слишком увлекается. Перемещаясь в коридор I (или III), он прыгает вдоль сетки и нередко пропускает мячи.
Подобная ошибка происходит из-за того, что наши даже ведущие молодые игроки (особенно женских команд) определяют направление удара только по мячу. Удары с передач, различных по высоте и расстоянию от верхнего края сетки, удары с переводом, «с затяжкой» и в обвод блока осложняют задачу блокирующих. Поэтому по мячу нужно определять только место прыжка, а направление удара — по замаху руки и кисти.
Чтобы во всеоружии встретить любые неожиданности, нужно вдумчивее изучать технику и тактику нападающих ударов. Необходимо и внимательно изучать особенности игры соперников, их излюбленные удары и технические возможности. На основе этого можно будет предугадывать тактический рисунок игры, заранее определять, где будут произведены основные и опасные удары, а где лишь отвлекающие. Надо знать и слабые стороны своей игры. Противнику они тоже видны, и, строя свою атаку, он, несомненно, будет учитывать их.
В наших командах еще очень мала требовательность к блокирующим. Тренер распекает игрока за то, что он не принял мяча, послал мяч в сетку или за пределы площадки. Но когда игрок делает в блокировании элементарные ошибки или совсем не участвует в блоке, это почему-то никого не волнует.
Овладеть умением правильно блокировать — первоочередная задача волейболистов. Научившись продуманно ставить плотный блок, игроки смогут отражать любой натиск противника.
Повышение действенности блокирования неизбежно поведет к тому, что и тактика нападения будет совершенствоваться быстрее. Советская школа волейбола от всего этого будет только в выигрыше.
Блок в волейболе – 16 упражнений из личного опыта
Думаю не ошибусь, если скажу, что в современном волейболе главным фактором, определяющим защитный потенциал команды, является ее умение играть на блоке. Поэтому, блок в волейболе заслуживает самого серьезного внимания в тренировочном процессе, как один из основных элементов техники игры. Далее, в порядке возрастания сложности, приводится ряд упражнений на совершенствование блокирования.
1. Упражнения выполняется в парах. Партнеры расположены у сетки, на противоположных площадках. Одновременное выпрыгивание на блок, с касанием кистями над сеткой. Упражнение можно выполнять как на месте, так и с перемещением вправо-влево.
2. Упражнение выполняется в парах. Партнеры расположены на противоположных площадках. Один партнер разбегается и выполняет имитацию нападающего удара через сетку, другой — старается «поймать» блоком кисть нападающего. Нападающий все время меняет направление разбега и удара. Блокирующий, выбирая место прыжка на блок, перекрывает в первую очередь направление разбега нападающего, а затем, перемещая руки вправо-влево, перекрывает и направление удара, «ловя» кисть нападающего.
3. То же, что и упражнение 2, но нападающий выполняет удар мячом через сетку с собственного набрасывания, все время меняя разбег и направление удара. Блокирующий старается заблокировать мяч, следуя методическим рекомендациям из упражнения 2.
4. Упражнение выполняется в тройках. Игроки расположены у сетки, расположение игроков представлено на рисунке. Средний игрок перемещается влево и ставит вместе с игроком 4 двойной блок, затем перемещается вправо и ставит двойной блок с игроком 3, перемещается влево и ставит двойной блок с игроком 4 и т. д. Необходимо добиваться того, чтобы средний игрок перемещался от одного игрока к другому максимально быстро и за меньшее количество шагов (квалифицированные игроки делают это за 2 шага). Кроме того, необходимо добиваться, чтобы прыжок среднего игрока на блок был вертикальным и он не налетал на партнера, и чтобы их прыжки были одновременны.
После серии прыжков (примерно 10) игроки меняются местами. В упражнении могут участвовать одновременно 4 тройки игроков.
5. Расположение игроков представлено на рисунке: игрок 2 располагается в зоне 4 (примерно в метре от боковой линии), игрок 3 — в зоне 3 (чуть правее середины площадки), игрок 4 — в зоне 2 (вплотную к боковой линии); остальные игроки располагаются в колонне, в зоне 4.
По сигналу тренера первый в колонне (игрок 1) перемещается к сетке в зону 4 и вместе с игроком 2 ставит двойной блок. После приземления игрок 2 перемещается вдоль сетки к игроку 3 и вместе с ним ставит двойной блок в зоне 3, а игрок 1 переходит на освободившееся место игрока 2. После приземления с блока в зоне 3 игрок 3 перемещается к игроку 4 и ставит с ним двойной блок в зоне 2, а игрок 2 переходит на место игрока 3. После приземления с блока в зоне 2 игрок 4 уходит в «хвост» колонны, а игрок 3 переходит на его место.
Упражнение выполняется непрерывно. Необходимо стремиться к максимальной скорости перемещения игроков, а также к вертикальности их прыжков. С целью предотвращения «заторов», очередной игрок колонны должен начинать перемещение к сетке в зоне 4 только после того, как в зоне 3 будет поставлен блок и приземлившийся игрок начнет свое перемещение в зону 2.
6. То же, что и упражнение 5, но игроки перемещаются в обратном направлении, а колонна располагается в зоне 2.
7. Занимающиеся расположены у сетки в зонах 2, 3, 4 и в этих же зонах на противоположной стороне площадки. У игрока зоны 3, на одной стороне, находится мяч. По сигналу, игрок зоны 3 подбрасывает мяч, имитируя передачу на нападающий удар в одну из трех зон (2, 3, 4). Игроки на противоположной стороне площадки организуют на подброшенный мяч групповой блок: двойной в зонах 2 и 4, и тройной в зоне 3. Игроки зон 2 и 4 на стороне мяча выполняют роль ассистентов: ловят мяч, в случае броска в их зону, и передают игроку зоны 3.
8. Исходное положение игроков показано на рисунке. Блокирующие игроки (слева) зон 2 и 4 располагаются примерно на одинаковом расстоянии от зоны 3 и от своей зоны. Справа располагаются нападающие игроки. У игроков колонны зоны 4 находятся мячи.
По сигналу, первый игрок колонны зоны 4 делает пас связующему игроку, который выполняет передачу для нападающего удара в одну из трех зон: 4, 3, или 2, откуда и выполняется нападающий удар. Блокирующие игроки ставят двойной блок в зонах 2 и 4, и тройной блок в зоне 3. На начальном этапе выполнения упражнения передачи для нападающего удара должны быть достаточно высокими, чтобы блокирующие игроки могли технически правильно выполнять задание.
9. Партнеры расположены у сетки на противоположных площадках, друг против друга. Первый набрасывает мяч для нападающего удара на сторону противника и сам же выполняет блокирование; второй выполняет нападающий удар.
10. То же, что и упражнение 9, но второй игрок имитирует нападающий удар, а сам выполняет обманный удар (сброс), с тем, чтобы блокирующий мог сам себя подстраховать в падении.
11. То же, что и упражнения 9 и 10, но нападающий произвольно чередует удар и сброс.
12. Расположение занимающихся показано на рисунке. Мячи находятся у нападающих в зоне 4. По сигналу, игрок 4 делает пас связующему игроку 3, который выполняет передачу на «взлет» в зону 3, либо высокую передачу в зону 4. Первые в колоннах игроки (либо 3, либо 4) выполняют нападающий удар, в зависимости от адреса передачи.
На противоположной стороне, блокирующий игрок 3 ставит блок нападающему первого темпа (который выполняет «взлет»), а если передача идет в зону 4, то после приземления с блока блокирующий игрок 3 перемещается вдоль сетки к блокирующему игроку 2 и вместе с ним ставит двойной блок нападающему 4. Затем, игроки возвращаются на исходную позицию, нападающий, выполнявший нападающий удар становится в хвост своей, или другой колонны и упражнение повторяется.
13. То же, что и упражнение 12, но в зонах 2 и 3.
14. Занимающиеся расположены как показано на рисунке. У тренера находятся мячи.
Тренер бросает мяч на любую сторону площадки. Игроки разыгрывают мяч и производят нападающий удар из зоны 4. Если мяч брошен на ту сторону, на которой находятся двое блокирующих, то блокирующие под сеткой переходят на противоположную сторону и ставят групповой блок нападающему зоны 4.
15. То же, что и упражнение 14, но нападающий удар разрешается производить из любой зоны с постановкой группового блока.
16. Очень часто (наверное, около половины всех розыгрышей) розыгрыш комбинации нападения в волейболе идет не по стандартным схемам. Это бывает вызвано различными причинами: неточный прием подачи, неточная вторая передача и др. Это диктует необходимость наличия у блокирующих игроков нестандартного игрового мышления, внимания и быстроты реакции, позволяющих максимально эффективно нейтрализовывать нестандартные атаки. На развитие этих качеств и направлено предлагаемое упражнение. Оно основано на постановке блока «уступом». Несмотря на то, что в современном волейболе блок «уступом», в своем классическом варианте, встречается крайне редко, считаю данное упражнение полезным и необходимым в тренировочном процессе.
На одной стороне волейбольной площадки (см. рисунок) в зонах 4, 6 и 2 располагаются нападающие игроки, а также связующий игрок. На другой стороне – тренируемые блокирующие игроки (2, 3, 4). Порядок выполнения упражнения следующий.
Из зоны 6, на стороне нападающих, мяч доводится связующему игроку, который выполняет (на свое усмотрение) один из четырех вариантов передачи:
а) на взлет в зону 3;
б) пайп в зону 6;
в) высокую передачу в зону 2;
г) высокую передачу в зону 4.
Нападающие игроки, в зависимости от передачи, выполняют один из четырех вариантов нападающих ударов.
Задача блокирующих игроков – нейтрализовать атаку.
Для этого игрок под номером 3 располагается непосредственно около сетки и ставит блок первому темпу. Другие игроки (2 и 4) располагаются несколько дальше от сетки, примерно в метре от нее. Делается это для того, чтобы дать возможность игроку под номером 3 свободно перемещаться вдоль сетки, с целью выбора лучшей позиции для постановки блока первому темпу. Кроме того, такое расположение игроков позволяет игрокам 2 и 4 беспрепятственно занимать нужное положение при блокировании атаки вторым темпом.
Таким образом, в задачи игроков 2 и 4 входит:
а) постановка двойного блока на краях сетки, при нападении из зон 2 и 4;
б) постановка двойного блока в центре сетки, при розыгрыше комбинации «пайп»; при этом игроки 2 и 4 прыгают вплотную к центральному блокирующему (3);
в) попытаться подстроиться к центральному блокирующему и участвовать в тройном блоке против первого темпа.
Задачи игрока под номером 3:
а) постановка блока игроку первого темпа;
б) попытаться подстроиться к игрокам 2 и 4 и участвовать в тройном блоке против нападения вторым темпом.
Надо отметить, что при нападении вторым темпом, на «первых парах» выполнения упражнения, связующему необходимо давать довольно высокие передачи, чтобы блокирующие успевали на мяч. В дальнейшем, по мере совершенствования блокирующих, высоту передач можно уменьшать.
Приведенные в статье упражнения на совершенствование блока в волейболе необходимо рассматривать как базовые упражнения, которые могут быть адаптированы к определенному контингенту занимающихся и к конкретным задачам тренировочного занятия.
Вы можете оценить статью по пятибалльной системе. Спасибо!
Источники:
http://www.offsport.ru/volleyball/trener/uprazhnenija-dlja-trenirovki-blokirovanija.shtml
http://volley99.ru/146-kak-stavit-blok.html
http://voleybol-ksendzov.ru/blok-v-voleibole/