0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Упражнения на координацию для детей. Развитие координации у детей: развивающие упражнения для разных возрастов. Что нужно знать, планируя тренировки для развития координации

Развитие координации движений у дошкольников

Прежде чем поговорить о том, какие упражнения будут полезными для развития координации у детей дошкольного возраста, скажем несколько слов о самом понятии.

Итак, координация — упорядоченная работа мышц тела в связи с необходимостью выполнения определенной задачи. Координация — это почти всегда движение. Также в это понятие входит умение сохранять равновесие в неудобных положениях, чувствовать ритм, ориентироваться в пространстве.

Детям просто необходимо работать над развитием координация хотя бы потому, что согласованное функционирование мышц станет залогом для нормального роста и гармоничного развития.

Развитие координации у детей подразумевает целый ряд согласованных процессов, способных создать условия для эффективной работы ЦНС. Ответственными за развитие координации у детей являются взрослые — родители и педагоги, имеющие отношение к воспитанию и обучению.

Что нужно знать, планируя тренировки для развития координации?

Тренировать координацию у детей смогут упражнения, рассчитанные на совершенствование их двигательной активности. Нужно, чтобы упражнения выполнялись с разной скоростью, были разнообразными и интересными. Также важно, чтобы упражнения для развития координации являлись:

  • упорядоченными;
  • организованными;
  • обеспечивающими необходимую нагрузку;
  • ограниченными во времени выполнения.

Правильно подобранные упражнения, ускоряющие развитие координации, положительным образом отразятся и на развитии ловкости у детей.

Оценка уровня подготовки

Прежде чем начать подбирать упражнения, стимулирующие развитие координации у детей, нелишним будет определить уровень их подготовки. Это помогут сделать простые тесты, которые можно провести в домашних условиях:

  1. Предложите ребенку соединить большой палец с каждым из пальцев на каждой руке по очереди.
  2. Покажите малышу, как из большого и указательного пальца сделать «кольцо», предложите ему попробовать это сделать на обеих руках по очереди.
  3. Покажите ребенку, как из двух пальцев — указательного и мизинца – можно сделать «козу». Предложите ему повторить задание, используя обе руки поочередно с теми пальцами, которые должны участвовать в игре.
  4. Чтобы проверить межполушарную координацию, предложите малышу выбрать из предварительно подготовленных емкостей с белой и красной фасолью левой рукой красную, правой — белую. Очень важно, чтобы малыш делал это одновременно, сортируя фасоль по емкостям.

Если у малыша наблюдаются нарушения координации движений, то он вряд ли сможет справиться даже с самыми простыми заданиями.

Нарушения координации: последствия

Если обойти вниманием развитие координационных способностей у детей, впоследствии они могут столкнуться с частыми травмами и болезнями, будут иметь проблемы с контролем над выполнением определенной задачи, связанной с движением, не смогут запоминать и повторять движения, особенно связанные с тонкой моторикой рук.

Дети, страдающие нарушениями координации, могут испытывать сложности при выполнении совершенно обыденных действий. Так, например, малыши могут не уметь завязывать шнурки, застегивать пуговицы или молнии на одежде. Многие из них никогда не смогут прокатиться без поддержки на велосипеде или самокате, принять участие в подвижных играх.

Словом, двигательные задачи, с которыми довольно просто справляются здоровые дети, могут стать непосильными для малышей с нарушениями координации, накладывая некоторые ограничения на их жизнь в социальном мире.

Дети с нарушенной координацией движений вынуждены потратить в несколько раз больше времени на выполнении определенного задания, чем здоровые дети, и это притом что они совершенно нормально развиваются как в физиологическом, так и в интеллектуальном отношении. Более того, как правило, у таких детей интеллект выше среднего, но они не могут использовать его в полной мере из-за недостаточно развитой координации, необходимой для реализации моторных, сенсорных и когнитивных навыков.

Можно ли улучшить координацию движений у детей?

Во многом уровень развития координационных способностей будет зависеть от двигательной памяти, то есть от способности ЦНС запоминать произведенные движения и воспроизводить их при потребности. Высокого уровня развития координационных способностей можно достичь за счет:

  • использования специальных методик на основе упражнений по типу «от простого к сложному»;
  • группирования ранее освоенных движений в комплексы упражнений и последующее выполнение их с изменением ритма, скорости, продолжительности и амплитуды;
  • применения специальных спортивных сооружений и инвентаря.

Правильно подобранные упражнения помогут улучшить координацию детей, вселить в них уверенность в собственных силах.

Как работать с детьми в возрасте 2-3 лет?

С младшими дошкольниками нужно работать над выполнением упражнений, способных потренировать равновесие. Только после того как малыши смогут контролировать равновесие, у них получится выполнять более сложные упражнения, в том числе и в виде игр, которым дети уделяют огромное внимание на прогулках.

Читать еще:  От каких таблеток можно поправиться женщине. Лучшие препараты для набора мышечной массы

Упражнения для тренировки координации у детей в возрасте 2-3 лет обязательно должны быть простыми. Это может быть ходьба с препятствиями, наклонами или приседаниями. Со временем, когда задания усложнятся, малышам можно предлагать помощь взрослого, который сможет их поддержать, приободрить и дать рекомендации по выполнению упражнений.

Как работать с детьми 3-4 лет?

В 3-4 года малышам можно предлагать ходить по бревну или по скамейке, по очереди касаясь одной ногой земли. Прыгнуть с возвышения ребенку можно только в том случае, если он сможет сделать это мягко, согнув ноги в коленях.

В этом возрасте малышу уже можно открыть доступ к шведской стенке, веревочной лестнице. Отлично влияет на координацию ходьба по специальным тропам с препятствиями.

Взрослые должны постоянно поддерживать кроху, хвалить его за удачно выполненные упражнения. Продолжать работать над координацией можно как дома, так и на улице, например рисуя для малыша препятствия мелом на асфальте.

Как работать с детьми 5 лет?

Средние дошкольники уже способны выполнять более сложные упражнения для развития координации. В этом возрасте крохе можно предложить пройти по бревну как простым шагом, так и приставным, выполняя определенные движения руками или удерживая в них мяч.

Взрослые должны следить за осанкой малыша во время выполнения упражнений, помогая ему ориентироваться в пространстве. Начинать занятия лучше с простых упражнений, постепенно их усложняя, добавляя утяжелители.

Как работать со старшими дошкольниками?

Большинство упражнений для детей в этом возрасте динамичны, выполняются с использованием бревна или скамьи. Положение рук малышей можно изменять, предлагая им попробовать варианты с руками по сторонам, на поясе или за головой. Все упражнения должны быть разнообразными и не слишком продолжительными, вызывающими у детей интерес и желание заниматься.

«Развитие координации у детей — упражнения и советы для родителей и педагогов»

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ:

УПРАЖНЕНИЯ И СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ

Люлечева И.Э., воспитатель, инструктор по физической культуре

ГБОУ Школа № 1507 ОДШО № 791

Рост и развитие ребенка – сложный процесс, одним из компонентов которого является развитие координации движений.

Развитие координации или упражнения на равновесие – это очень важный момент в развитии ребенка. Эти упражнения помогают малышу развивать ловкость, делают его движения более уверенными, способствуют формированию правильной осанки. Хорошая координация движений не формируется моментально – на это уходит немало времени, поскольку это постепенный процесс, во время которого совершенствуется вестибулярный и мышечный аппарат, а также зрительная координация движений ребенка.

В детском саду для помощи малышам в формировании координации применяют специальные упражнения в разных видах деятельности (утренняя гимнастика, физкультминутки, физкультурные занятия, гимнастика после дневного сна, во время прогулки и т.д.). Выполнять эти несложные упражнения можно и дома или на детской площадке.

Весь комплекс упражнений можно разделить на упражнения в статических и динамических положениях. Статические упражнения учат малышей сохранять равновесие в заданной позе: при приседании на носочках, стоя на одной ноге и пр. Динамические упражнения – это ходьба по доске, бревну или скамейке, резкие и неожиданные остановки в активной игре, изменение направления при беге. Также способствует развитию координации катание на велосипеде, на коньках, на лыжах.

Каждому возрасту необходимы свои упражнения, соответствующие возможностям ребенка. При выполнении упражнений родители должны подстраховывать ребенка, чтобы он не упал.

Рассмотрим упражнения на развитие координации для детей различных возрастов.

Дошкольнику 3-4 летнего возраста сначала предлагаем сходить со скамейки (бревна) не двумя ногами одновременно, а поочередно опуская ноги одну за другой. Прыгать с конца скамейки на коврик разрешается после того, как ребенок научится мягко приземляться, сгибая ноги в коленях. В этом возрасте ребенок уже может учиться самостоятельно лазить по шведской стенке, лесенке-елочке, веревочной лестнице. Хороший результат дают упражнения на кольцах, ходьба по дорожкам с препятствиями. Важно постоянно поддерживать заинтересованность ребенка к выполнению данных упражнений. Желательно проводить занятия живо, эмоционально, применяя игровые задания. Например, пройти через мостик (доска, скамья), который перекинут через реку и не замочить ног. Пройти или пробежать по дорожке (две веревки, положенные на расстоянии 25 см друг от друга) и не упасть в болото. Гуляя с ребенком на улице, родитель может нарисовать мелом на асфальте: речку, мостик, камушки, дорожку и другие интересные препятствия.

Главное – постоянно страховать ребенка, пока его движения не станут уверенными и точными.

Читать еще:  Спортивная ходьба как источник здоровья. Спортивная ходьба. Техника спортивной ходьбы

Дошкольник 5-6 летнего возраста продолжает совершенствовать ранее изученные им упражнения. В этом возрасте ребенку предлагаем ходьбу по гимнастической скамейке (бревну, бордюру) приставным и переменным шагом, с перешагиванием предметов, движениями рук (над головой, ладони перед грудью и пр.), ходьба с мячом в руках. При выполнении этих заданий родитель должен обращать внимание на правильную осанку ребенка, уверенность выполнения движений, его умение ориентироваться в пространстве. Эти упражнения полезно выполнять с «грузом» на голове. Ребенок приучается держать голову прямо и ему приходится сохранять правильную осанку. При выполнении более сложных упражнений на развитие координации (ходьба по бревну, наклонной доске) необходимо снижать темп.

Новые упражнения лучше начинать изучать сначала в облегченных условиях. Например, ходьба с подбрасыванием мяча вверх и ловля его сначала предложить ребенку выполнять на доске, которая лежит на полу (земле), а затем, на скамейке (бревне).

Дошкольник 6-7 летнего возраста получает навыки четкой координации движений во время выполнения разнообразных двигательных действий в статических и динамических положениях. Родитель повышает требования к четкости движений, связанных с сохранением устойчивости положения тела во время приседания, при правильном приземлении после прыжка, умению вписываться поворот при беге.

Большинство упражнений для детей этого возраста состоит из комбинации статических положений тела и динамических движений, которые выполняются на скамейке или бревне. Например, во время ходьбы по скамейке (высота 30 см) присесть и повернуться кругом; ходьба по бревну (скамейке, бордюру) навстречу друг другу, после чего разойтись, держась за руки.

Положение рук во время выполнения упражнений на развитие координации может быть разное (в стороны, за спину, за голову, на поясе, вперед). Во время выполнения упражнений важно не заставлять ребенка делать одно и то же слишком долго – это утомляет. Рекомендуем чаще менять положение рук, как впрочем, и сами упражнения.

Важное место в двигательной деятельности дошкольника занимают прыжки. Упражняясь в прыжках, ребенок укрепляет мышцы ног, спины, живота, вырабатывает сложную координацию движений. Разнообразные прыжки можно выполнять как в помещении, так и на воздухе на площадке. Например, прыжки на двух ногах, на одной ноге, ноги врозь – ноги вместе, попеременно меняя ноги и т.д.. Чем лучше развита координация движений и сила рук ребенка, тем дальше сможет он сделать бросок мяча или камушка. Когда ребенок выполняет бросок только правой рукой, попросите его сделать бросок и левой рукой. Пусть он сделает 2-3 попытки, чтобы выявить лучший результат.

Именно координационные способности существенно влияют на формирование умственной сферы ребенка, поскольку имеют сложные психофизиологические механизмы, основанные на принципах рефлекторной деятельности.

Способность правильно координировать свои движения – залог того, что ребенок будет верно выполнять все предложенные ему упражнения. А от этого зависят степень нагрузки на какую-либо часть тела, точность исполнения, да и развитие всего организма.

Координационные способности не являются врожденным свойством, которое невозможно изменить в течение жизни. Координация движений поддается коррекции и развитию, и можно добиться значительного повышения ее уровня.

Предложенные ниже упражнения помогут вам совершенствовать координацию движений у ребенка даже дома в любую свободную минутку.

Подбрасывание и ловля мяча с хлопком перед собой.

Ребенок выполняет за родителем показанное упражнение:

И.п.- основная стойка («солдат»). 1 – руки расставить в стороны книзу («ракета»), 2 — руки развести в стороны («самолет»), 3 — руки поднять вверх и немного развести («дерево»), 4 — руки поднять вверх и держать их вместе («стрела»), 5- вернуться в и.п.

3. Стойка на опорной ноге в позе «цапля», руки расставлены в стороны, вторая нога упирается на колено опорной (60с.)

Упражнения на координацию движений для детей

Когда вы наблюдаете за маленьким ребёнком, то видите его неловкость в движениях, а иногда и падения. В этом нет ничего страшного, ведь малыш только учится правильно владеть своим телом. Любящий родитель должен помочь своему чаду в этом обучении для того, чтобы его движения стали ловкими и уверенными. Сегодня мы поговорим о координации у детей, что делать, чтобы её развить.

Особенности детской координации

В первую очередь вы должны знать, что координация движений начинает развиваться ещё в утробе матери, а активная фаза продолжается с шестимесячного возраста и до 18 лет, то есть пока малыш растёт. Поэтому очень важны разнообразные упражнения для координации.

Что дают упражнения

В процессе выполнения подобных комплексов у детей хорошо развивается мозжечок, который играет важную роль в развитии координации, а также тренируются мышцы, зрительные органы, укрепляется вестибулярный аппарат.

Читать еще:  Отличие гимнастики от акробатики. Акробатические упражнения. К статической группе относятся

Простой тест на координацию

Перед началом занятий проведите с малышом простой тест, который поможет вам оценить насколько хорошо он может управлять своим движением.

Для этого попросите ребёнка махать руками как при ходьбе, то есть правая вперёд – левая назад и наоборот. Затем пусть малыш попеременно сгибает в локте руки, поднимая и опуская их. Попробуйте синхронизировать эти действия с движениями ног. Также проведите тест на координацию и равновесие, который заключается в следующем:

  1. Из стойки прямо поставить ноги друг за другом так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой.
  2. Глаза открыты, руки можно развести в стороны.
  3. Стараться удержать равновесие как можно дольше.

Такими нехитрыми способами вы сможете оценить уровень развития координации у вашего ребёнка и приступить к физическим занятиям.

Упражнения на развитие координации

В общем случае все упражнения на развитие координационных способностей делятся на статические и динамические. Приведём некоторые из них с учётом возраста.

Для детей 2-3 лет

Для таких маленьких деток все занятия лучше всего совмещать с прогулкой на детской площадке, ему будет так намного интереснее:

  • обычная ходьба (пусть ходит самостоятельно, согласовывая движения рук и ног);
  • ходьба с препятствием (перешагивайте бордюры, песочницы и т. п.)
  • наклоны и приседания (например, за игрушками);
  • повышайте сложность выполнения, выполняя ходьбу по брёвнам, скамейкам, бордюрам и т. п.;
  • покорение вертикальной лестницы.

Для детей 4-5 лет

В этом возрасте дети контролируют своё тело намного лучше, поэтому можно повышать уровень сложности:

  • научите малыша спрыгивать с бревна (скамьи), а затем сходить сначала одной ногой, затем другой;
  • ходьба по ровной линии с поднятыми руками (спина ровная, руки подняты в сторону и удерживаются в таком положении, делается несколько шагов, затем руки поднимаются вверх, ходьба продолжается и т. д.);
  • удерживание груза на голове, например, книги, в положении стоя, когда будет хорошо получаться, можно добавить ходьбу по прямой.

Для детей 6-7 лет

В таком возрасте рекомендуются более сложные занятия, в том числе с различными предметами:

  • упражнения с мячом (ребёнок берёт в руки мяч, держит правильную осанку, подбрасывает мяч вверх, затем ловит);
  • ходьба по бревну (скамье) с поворотами, руки при этом постоянно меняют положение: в стороны, вверх, за спиной, на талию;
  • бег вперёд, назад, с поворотами;
  • прыжки со скамьи и на скамью.

Для детей 8-10 лет

В таком возрасте можно приступать к выполнению комплекса для улучшения координации, который рекомендуют не только детям, но и взрослым:

  • вращение руками, согнутыми в локтях (положение стоя, руки согнуты в локтевых суставах, а пальцы дотрагиваются плеча, вращайте руками в разных направлениях);
  • рисование воображаемых фигур (руки вытянуты вперёд и одновременно описывают разные фигуры, например, левая – круг, а правая – квадрат);
  • прыжки по классикам (делаем прыжок одной ногой, затем двумя и так чередуем дальше);
  • стойка на одной ноге (положение стоя, одна нога согнута, руки в сторону и удерживаем равновесие секунд 10-15, меняем ноги);

  • стойка на одной ноге с поднятием на носок (положения стоя, руки на талии, одна нога сгибается в колене и отводится в сторону, теперь поднимитесь на носок и удерживайте равновесие, повторите в другую сторону).
  • Также можно делать уже знакомые упражнения на бревне, скамье, шведской стенке, кольцах, постепенно их усложняя.

    Общие игры на координацию

    Приучайте детей быть активными. Можно их отвести в спортивную секцию (футбол, плавание, гимнастика, акробатика) или в танцевальный коллектив. Очень хорошим видом занятий, которые помогут ребятишкам стать ловкими, являются различные игры как статические, так и динамические:

    • дети начинают танцевать под музыку и по команде (например, хлопку) замирают в позе, которой находились, начинать можно с нескольких секунд «замирания», а затем удлинять это время;
    • делаем «ласточку» и соревнуемся кто простоит дольше всех;
    • изображаем и аиста, который очень любит стоять на одной ноге и как можно дольше;
    • бег со сменой траектории по условленной команде;
    • прыжки на батуте.

    Дети любят играть, им это весело и интересно. Поэтому находите те игры, которые больше всего нравятся конкретному ребёнку и включайте их в ежедневные тренировки, если хотите, чтобы малыш вырос ловким и смелым. И теперь, зная, как улучшить его координацию, сделать тело послушным, а движения согласованными, осталось дело за малым – все это делать ежедневно.

    Источники:

    http://rebenkoved.ru/fizicheskoe-razvitie/uprazhneniya-i-gimnastika/uprazhneniya-na-razvitie-koordinatsii-dvizhenij-dlya-detej.html
    http://infourok.ru/razvitie-koordinacii-u-detey-uprazhneniya-i-soveti-dlya-roditeley-i-pedagogov-2752322.html
    http://lifegid.com/bok/3813-uprazhneniya-na-koordinaciyu-dvizheniy-dlya-detey.html

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector