(Доклад) “Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста”. Формирование правильной осанки дошкольника
«Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста»
консультация на тему
Отчего может нарушиться осанка?
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста »
Дошкольный возраст — период формирования осанки. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большей степени состоит хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы – разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка у детей этого возраста неустойчивая легко нарушается под влиянием неправильного положения тела.
Правильной осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, способность без напряжения держать прямо туловище и голову (с небольшими естественными изгибами позвоночника: в шейном и поясничном отделах — вперед, в грудном и крестцовом — назад).
При неправильной осанке естественные изгибы позвоночника заметно увеличены. Кроме того, могут развиваться боковые искривления позвоночника — сколиозы.
Многие искривления позвоночника можно предупредить, а в начальной стадии — исправить. Поэтому нельзя не обращать внимания на неправильную осанку, неодинаковое положение плеч и лопаток, смещение таза и т. п. Детей с нарушениями осанки надо показать врачу-ортопеду и специалисту по физической культуре. Для предупреждения неправильной осанки необходимо ежедневно заниматься гимнастикой.
В дошкольном и младшем школьном возрасте осанка еще не совсем сформирована, поэтому неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период их бурного роста (в 6 — 7 и в 11 — 15 лет).
Нарушение осанки нередко сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов: уменьшаются экскурсия грудной клетки и диафрагмы, колебания внутригрудного давления, понижается жизненная емкость легких. Эти изменения неблагоприятно влияют на сердечнососудистую и дыхательную системы, приводя к снижению физиологических резервов детского организма.
Отчего может нарушиться осанка?
Вот некоторые из многих причин:
1. Мебель, не соответствующая возрасту, особенно когда ребенок долгое время проводит в вынужденной позе. Поэтому либо нужно всегда помнить о соответствии стульев и столов, как в детском саду, так и дома, либо не мешать ребенку больше времени проводить в свободной позе, как это принято во многих зарубежных дошкольных учреждениях и школах.
2. Постоянное придерживание ребенка при ходьбе за одну и ту же руку.
3. Привычка ребенка стоять с опорой на одну и туже ногу.
Правильная ходьба та, при которой масса тела равномерно распределяется на обе ноги (проверка: поставьте ребенка на разные напольные весы, так, чтоб одна нога была на одних весах, другая на других и проверите показания).
О равномерном распределении массы тела можно говорить тогда, когда ступни при ходьбе параллельны. Вот почему воспитание правильной ходьбы — это помещение ребенка в такую ситуацию, когда ноги его окажутся параллельными, например ходьба по узким дорожкам, доскам.
Неправильная поза во время сна, если ребенок спит, поджав ноги к животу, (калачиком) и пр. Неправильная поза при сидении (наклонившись вперед, закинув руки за спину стула, поджав под себя ногу). Спать нужно на твердой постели, на которую ребенок будет опираться костными выступами, но мышцы при этом не должны быть в состоянии постоянного напряжения, поэтому нужен еще мягкий матрац и подушка . Лучше всего, если подушка находится между щекой и плечом, она может быть даже достаточно мягкой, но небольшой. Лучшая поза для сна — на спине, с разведенными в стороны руками, согнутыми в локтевых суставах.
Нарушения осанки чаще всего развивается у малоподвижных, ослабленных детей с плохо развитой мускулатурой, поэтому необходимы гимнастические упражнения для качественного укрепления тех мышц, которые обеспечивают хорошую осанку.
Отклонения в осанке не только не эстетичны, но и неблагоприятно сказываются на положении внутренних органов. Сутулая спина затрудняет нормальные движения грудной клетки, слабые брюшные мышцы тоже не способствуют углублению дыхания. Следствие — меньшее поступление кислорода к тканям. Еще более важна хорошая осанка для девочки как для будущей женщины.
Сидение не отдых, а акт статического напряжения. Дети при сидении, в отличие от взрослых, производят значительную работу (мышечную). Мышцы — разгибатели (особенно если их не укрепляли раньше) еще слабы. Дети от сидения быстро устают и стараются быстрее изменить позу или пойти побегать. Мы, взрослые, часто не понимаем этого и ругаем детей за неусидчивость.
Как облегчить процесс сидения? Что значит правильная посадка?
При правильной посадке бедра находятся под прямым углом к позвоночнику и голеням, подошвы касаются пола всей поверхностью. Плохо, если ноги не достают до пола или сиденье настолько низко, что голени поднимаются выше уровня тазобедренных суставов. Спина должна быть параллельна спинке стула. Если она наклонена вперед, может развиться сутулость, если излишне опирается на спинку стула, это будет способствовать формированию круглой спины.
Кисти и предплечья должны свободно лежать на столе. При такой посадке лопатки хорошо зафиксированы, и ребенок может свободно и глубоко дышать. Очень высокий стол вызывает подъем локтей и компенсаторное искривление позвоночника, при низком столе ребенок сутулится и сгибает туловище вперед. Так что неправильная посадка за столом — это фактор не только неправильной осанки, но и повышенной заболеваемости всех внутренних органов (ОРЗ, атония кишечника).
Что значит стоять для дошкольника?
Стояние, особенно в определенной позе, очень утомительно для ребенка, так как мышцы спины быстро расслабляются, не выдерживая статической нагрузки. Поэтому малыш начинает переступать, пытаясь прислониться к чему-нибудь.
Наказывая своего ребенка стоянием в углу, вы наказываете его физически.
Как не пропустить нарушения осанки?
Предупредить всегда легче, чем лечить!
На первых порах нарушения переходящие. Если ребенок, несмотря на все правильные профилактические мероприятия, предпочитает неправильные позы и положения, нужно обратиться к врачу или врачу или врачу ЛФК и строго выполнять его рекомендации. Постоянные напоминания о том, как правильно ходить, ничего не дадут, так как ребенку в этом возрасте нужно повторить одно упражнение от 33 до 68 раз, чтобы понял и воспроизвел точно это движение.
Поэтому здесь на помощь придет гимнастика – специальные тренировочные упражнения, способствующие воспитанию правильной ходьбы, развитию чувства, равновесия, координации движений, формированию стопы и укреплению мышечного корсета спины.
Для воспитания правильной ходьбы и чувства равновесия учите ребенка ходить с параллельными стопами. Это можно делать на дорожках, скамьях, ступеньках, стесанном бревне, начерченных мелом извилистых дорожках. Кромка тротуара — великолепное пособие для этого.
Для воспитания осанки учите ребенка проползать под чем-либо (стул, стол и т. д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема формирования правильной осанки в настоящее время чрезвычайно актуальна, решать которую необходимо с дошкольного возраста.
Из опыта работы: игры, упражнения по формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста.
Осанка-привычное положение тела во время стояния.
Методическая разработка по валеологии “Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста”. “Правильная осанка” Цель: Закрепить знания детей о правильной осанке и профилактике её нарушения.
Хорошая осанка имеет большое эстетическое и физиологическое значение. Она обеспечивает нормальное положение тела и деятельность внутренних органов, особенно легких и сердца, придает телу ребенка.
В данной публикации изложен материал о коррекционной работе по формированию правильной осанки у детей дошкольного возраста, используя комплексные занятия с фитболами и игровые упражнения на воде.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. По мере роста родителям .
Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста
Бадахшанова Наталья Валериевна
Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста
Статья: Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста
Осанка-это «привычная поза непринужденного стоящего человека без активного мышечного напряжения. Осанка является одним из важных показателей здоровья. Именно она создает условия для нормального функционирования основных систем организма. При ее ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, что ведет к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки вызывают нарушения зрения и изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам.
Важнейшим аспектом работы по оздоровлению детей дошкольного возраста является работа по формированию правильной осанки.
Правильная ли осанка у детей? Этот вопрос, к сожалению, мы задаем себе довольно поздно. О чем это говорит? Прежде всего, о слабой пропаганде знаний среди будущих школьников и их родителей. По мере роста ребенка родителям необходимо тщательно следить за тем, чтобы ребенок правильно ходил, сидел, двигался. Родителям следует помнить, что значительно легче предупредить нарушения осанки в дошкольном возрасте, чем исправлять эти нарушения у школьников. Нарушения осанки возникают и прогрессируют чаще всего в связи со снижением двигательной активности в период интенсивного роста ребенка. С поступлением ребенка в школу его двигательный режим значительно меняется. Возрастает объем статической нагрузки. Во многом решение задачи правильному воспитанию осанки облегчает увлечение детей спортом, систематическое плавание и занятия танцами.
Для коррекции осанки используют оздоровительные мероприятия: лечебный массаж, корригирующая гимнастика или лечебная физическая культура, занятия плаванием, физиотерапия, гигиена режима.
Лечебная физкультура и корригирующая гимнастика показана всем детям с нарушениями осанки. Главным средством для профилактики нарушения осанки являются специальные физические упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета и поддержания правильной осанки.
Чтобы оздоровительные упражнения были эффективны, подбирать и выполнять их надо правильно. Для занятия выбирают 2-3 упражнения для укрепления мышечных групп (плечевого пояса, спины, груди, живота, нижних конечностей). Низкое исходное положение (лежа, сидя, стоя на коленях, на четвереньках) способствует сохранению правильных изгибов позвоночника и уменьшению нагрузки на позвоночный столб. Для интереса детей лучше использовать упражнения с гимнастическими палками, обручами, гантелями, гимнастическими лентами и мячами. Заниматься лучше ежедневно по 15-20 минут с детьми 3-5 лет и по 20-30 минут с детьми 5-7 лет.
Специальный комплекс упражнений:
1. Формирование правильной осанки.
а) Игровые упражнения: «встань прямо», «выполняй правильно»,
«Держи голову прямо», «проверка осанки у стены»
б) Упражнения на равновесия
в) Ходьба с грузом на голове.
2. Упражнения для мышц плечевого пояса.
И. п. –гимнастическая палка на лопатках, руки согнуты в локтях вниз. Поднять палку вверх, опустить на лопатки.
3. Упражнения для позвоночника.
И. п. –стоя на четвереньках.
1-2- голову запрокинуть назад, спину максимально прогнуть
3-4 спину плавно выгнуть вверх, голову опустить, прижав подбородок к груди.
4. Упражнение для мышц спины.
И. п. лежа на животе.
1-4Поднять голову и плечевой пояс, руки вперед с одновременным подниманием ног.
5. Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса
И. п. лежа на спине
1-4- Выполнять упражнение велосипед
4-8- Выполнять упражнение «ножницы»
6. Упражнения для боковых мышц туловища
И. п. лежа на правом боку, правая рука согнута в локте и ладонью упирается в пол, левая рука вытянута вверх
1-2 –отведение левой ноги вверх под углом 45 градусов.
7. Упражнение для мышц груди
И. п. лежа на спине. Руки вытянуты вперед, вверх. Упражнения ножницы руками, круговые вращения руками.
8. Упражнение на дыхание
И. п. Сидя по- турецки.
1-2-Руки в стороны назад вдох
3-4-Обхватить грудную клетку выдох.
Желаем вам крепкого здоровья!
Что у нас с осанкой!
Нарушение осанки не только значительный косметический дефект, оно как правило сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов.
Определить осанку ребёнка можно следующим образом: поставить малыша спиной к себе на возвышение, его лопатки должны находиться на уровне ваших глаз (ребёнок в трусах, без майки). Чтобы снять у него напряжение, предложите рассказать короткое стихотворение.
Посмотрите спереди: плечи должны быть развёрнуты, должны составлять одну прямую горизонтальную линию; линия груди плавно переходит в линию живота, который выступает на 1-2 см.
Обратите внимание при осмотре сзади, не выступают ли лопатки, симметричны ли надплечья, таз.
Если какой-то из признаков вас насторожил, посоветуйтесь с врачом детского сада, уточните у инструктора ЛФК, руководителя физвоспитания, воспитателя, какие корригирующие упражнения следует выполнять вместе с ребёнком.
Проблемы с осанкой неизбежны, если:
– ваш малыш спит, свернувшись калачиком
– стоит с опорой на одну ногу
– вы постоянно водите его за одну и ту же руку
– малыш сидит за столом, скрестив ноги, цепляясь за ножки стула
Спасибо за сотрудничество!
Инструктор ФК: Бадахшанова Н. В.
Игры и игровые упражнения при нарушении ОДА (осанка, плоскостопии)
1. «Тише едешь дальше – будешь»: после этих слов, когда водящий поворачивается, нужно остановиться, держа руки в положении «крылышки».
2. «Пятнашки» с мешочком с песком на голове (условие во время игры не уронить мешочек).
3. Сидя на гимнастической скамейке, эстафета с передачей мяча самовытяжением (после передачи мяча принять положение рук «крылышки», выполняя самовытяжение сидя, то есть движение руками вниз и назад, при этом тянуться теменной частью головы вверх)
4. Игра «Горячий мяч» – лежа на животе кругу, руки в крылышки, разогнув верхнюю часть спины, не касаясь локтями пола, передавать двумя руками мяч, откатывая его любому из играющих и возвращаясь в исходное положение.
5. Стоя попарно, броски мяча от груди с сохранением правильной осанки.
6. То же – во время движения (перед ловлей мяча хлопнуть в ладоши).
7. «Кто быстрее» – попарная переброска мяча в движении. Задача: третий игрок старается перехватить мяч.
8. Попадание в цель – броски мяча в кольцо с разного расстояния поочередно каждой рукой.
9. «Гонка мячей по кругу» – играющие (каждый с мячом) по кругу по часовой или против часовой стрелки передают мячи, при этом один мяч догоняет другой, по сигналу мячи меняют направление.
10. «Охотники и утки» – все играющие делятся на две команды. Одна команда охотники, другая – утки. У охотников – мячи, которыми они стреляют в уток, утки разбегаются, уворачиваются от мяча.
11. Пятнашки в колено – кистевом положении.
12. Пятнашки с мячом – перекатывая по полу головой набивной мяч в коленно-кистевом положении, запятнать им других, находящихся в том же положении.
13. «Мяч от себя» – две команды располагаются в шеренгах друг против друга на расстоянии 3 метра одна от другой. У одной из команд имеется 3-5 мячей. Задача – скорее избавиться от мячей, перекатив их в противоположную команду. Выигрывает та команда, у которой по сигналу остается меньше мячей.
14. «Море волнуется» – дети свободно передвигаются по залу, произнося: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри», после чего каждый из играющих принимает любую позу в положении стоя, сидя, лежа с правильной осанкой и самовытяжением.
15. «Лягушки и цапля» – лягушки прыгают по лугу в положении на четвереньках, по сигналу «Цапля идет!» все замирают в той позе, в которой их застал сигнал. Цапля шагает между лягушками, высоко поднимая ногу и сохраняя правильную осанку. Пошевелившуюся лягушку цапля пятнает, эта лягушка становится тоже цаплей. Веселье по лугу возобновляется до следующего сигнала.
16. «Слепые котята» – двое детей (котят) стоят рядом, закрыв глаза на расстоянии вытянутой руки. Остальные дети (мышки) по сигналу на четвереньках или по-пластунски проползают между стоящими. Стоящие котята, не открывая глаз, пятнают мышек. Запятнанная мышка становится слепым котенком, а котенок – мышонком.
17. «Выше земли» – по сигналу все дети, бегающие по залу, должна найти себе место «выше земли» (на скамейке, стуле, гимнастической стенке, сохраняя при этом правильную осанку. Водящий пятнает того, кто не смог найти место «выше земли».
18. «Мышеловка» – дети, взявшись за руки, образуют круг с поднятыми вверх руками. Оставшиеся четверо – пятеро детей, тоже взявшись за руки, пробегают через круг зигзагами между стоящими. По сигналу мышеловка захлопывается, то есть стоящие опускают руки и приседают. Застигнутые в кругу присоединяются к стоящим.
19. Эстафета с мячом – какая команда быстрее докатит медицинбол от старта до финиша.
20. «Переправа» – какая команда быстрее доберется от старта до финиша с помощью различных предметов (скамейки, медицинбола, бревна, мата, не касаясь пола ногами.
21. «Игра – эстафета» – группа детей делится на две команды; передача мяча руками в колонне над головой.
22. «День и ночь» – по команде водящего «день» все играющие перемещаются по залу в любом направлении и темпе, по команде «ночь» дети останавливаются, принимая правильную осанку.
23. «Самый меткий» – ведение баскетбольного мяча с броском в кольцо, выполняется три попытки, отмечаются самые меткие игроки.
24. «Перекати мяч» – группа детей делится на две команды, располагающиеся параллельно в две колонны, – перекатить мяч между ног от направляющего до замыкающего колонны (ноги на ширине плеч).
25. «Парный волейбол» – играющие делятся на пары и играют в волейбол парами.
26. «Китайские пятнашки» – водящий догоняет убегающих детей, которые принимают положение полуприседа, руки в «крылышки», чтобы их не запятнали.
27. «Мой домик» – убегающие от водящего дети спасаются от пятнашек в домике – становятся к стене, плотно прислонив затылок, межлопаточную область, ягодицы, голень и пятки.
Использованная литература: А. А. Потапчук “Лечебные игры и упражнения для детей”.
Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Осанка – привычное положение тела человека во время движения и покоя – формируется с самого раннего детства в процессе роста, развития и воспитания. Это привычная поза человека, которая зависит от формы позвоночника и развития мускулатуры – «опорного корсета».
Различают осанку правильную, сутулую, лордотическую (круглая спина), кифотическую, выпрямленную (плоская спина), а также асимметричную.
Нарушения осанки возникают и прогрессируют чаще всего в связи со снижением двигательной активности в период интенсивного роста ребенка. При выявлении изменений осанки следует обратить внимание на возможную сопутствующую патологию (нарушение зрения и дыхания, снижение остроты слуха на одно ухо и др.).
Сколиоз (сколиотическая болезнь) – это боковое искривление позвоночника с обязательной ротацией (поворотом) тел позвонков. При истинном сколиозе даже в начальной стадии имеется деформация позвоночника, которая сохраняется независимо от положения ребенка и нагрузки.
Большое влияние на формирование осанки у детей оказывает положение позвоночника, состояние нервной системы.
Позвоночник – это одна из наиболее важных частей костяка. Основные его функции – опорная, защита спинного мозга, амортизация толчков и сотрясений – обеспечиваются благодаря его прочности, эластичности и подвижности.
Позвоночник состоит из отделов: шейного, грудного, поясничного (переходящего в крестец) и копчикового – с умеренными физиологическими изгибами, имеющими переднее-заднее направление.
Физиологические изгибы позвоночника у ребенка выражены умеренно. Голову и туловище он держит прямо, плечи на одном уровне и слегка развернутыми, живот подтянутым, ноги прямыми.
Нарушение осанки может стать причиной изменения положения внутренних органов, их функций и отразится на здоровье ребенка.
При проявлении признаков нарушения осанки у ребенка надо обращаться к врачу.
Для воспитания хорошей осанки прежде всего следует приучать детей правильно стоять, ходить и сидеть, так как огромное значение для дошкольника имеет правильное положение тела за столом или партой.
Соответствие стола и стула росту и пропорциям тела каждого ребен-ка – одно из обязательных условий для формирования у детей правильной осанки.
Чтобы подобрать стол и стул каждому ребенку, надо измерить его рост и определить ростовую группу.
Стулья должны быть в комплекте со столом – одной группы мебели, которая должна быть прономерована (значки-метки в детских садах). Подбор мебели для детей следует проводить с учетом антропометрических показателей (таблица 1).
Основные размеры столов и стульев
для детей дошкольного возраста
Высота стола (мм)
Высота стула (мм)
Размеры основной мебели для детей
Стул (правильно подобранный стул). Высота сиденья стула над полом должна быть равной длине голени ребенка вместе с высотой стопы и каблука обуви. Глубина стула равна 2/3 длины бедра, ширина сиденья несколько превышает ширину таза ребенка, спинка стула должна доходить до нижнего края лопаток.
Низкий стул – у ребенка нарушается кровообращение ног и брюшной полости.
При этом высота стула или сиденья парты должна быть такой, чтобы край стола был на 2–3 см выше локтя руки, согнутой под прямым углом. Ноги плотно стоят на полу, свободно помещаясь под крышкой стола. Высота сиденья может изменяться с помощью специального приспособления, плотной подставки и т. п. Стул должен иметь широкую, удобную для опоры спинку. Садиться на него надо глубоко, вплотную к спинке, близко придвинув его к столу.
Высокий стул – положение тела ребенка неустойчиво, он принимает неправильные позы, утомляется.
Столы и парты желательно делать раздвижными, дающими возможность менять высоту сиденья и стола в зависимости от роста детей. Высота стола должна соответствовать высоте сиденья стула.
При правильно подобранном столе и стуле руки ребенка, согнутые в локтях под прямым углом, лежат на крышке стола.
Читать рекомендуется сидя, опираясь на спинку стула, и держать книгу несколько приподнятой над столом. Детям хорошо пользоваться при чтении специальной подставкой для книги – пюпитром. При письме предплечья надо класть на стол так, чтобы локти лежали на одной линии; плечи обязательно держать на одной высоте, не горбиться и не опускать низко голову. При чтении и письме расстояние от глаз до книги или тетради должно быть не менее 30 см.
Низкий стол – ребенок опускает голову, сутулится.
Высокий стол – ребенок поднимает предплечья, для облегчения неудобной позы опускает руку, что ведет к асимметрии плечевого пояса.
В домашних условиях мебель, рассчитанную на взрослых, необходимо приспособить к росту ребенка.
Воспитание правильной осанки требует постоянного наблюдения за позой детей.
ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА РЕБЕНКА
ЗА СТОЛОМ ИЛИ ПАРТОЙ
Во время занятий словесного характера дети сидят, прислонившись к спинке стула, ноги всей ступней опираются об пол, руки лежат свободно.
На занятиях, связанных с действием рук, предплечья большей своей частью лежат на столе, головы детей немного наклонены.
Неправильные позы ведут к сужению у детей грудной клетки и нарушению осанки.
Нельзя так же допускать, чтобы дети, сидя за столом, опирались на него грудью, свешивали один локоть вниз, поворачивали туловище боков к краю стола, поджимали под себя одну или две ноги и опускали голову на одно плечо.
Занятия, требующие выполнение заданий за столом, необходимо сочетать с занятиями подвижного и малоподвижного характера; при таких занятиях необходимо соблюдать установленную длительность.
Смена деятельности в течение дня, соблюдение режима подвижности создают у детей бодрое, жизнерадостное настроение и влияют на формирование правильной осанки.
В гигиенический режим (распорядок дня) дошкольника, как было сказано выше, обязательно должны включаться физические упражнения.
Физические упражнения всесторонне развивают детский организм, улучшают работу легких, сердца, пищеварения, укрепляют мускулатуру, нервную систему, закаливают организм, позволяют активно влиять на формирование правильной осанки. Физические упражнения подбираются с учетом требований «Программы воспитания в детском саду».
Они даются детям прежде всего в виде ежедневной утренней гимнастики – «зарядки», содержащей несколько упражнений, способствующих формированию правильной осанки.
Большую роль в образовании неправильной осанки играют плохие привычки, часто возникающие с самого раннего детского возраста, например привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу, таз при этом принимает косое положение и позвоночник всегда бывает изогнут в одну сторону; неправильная походка: с опущенной головой, свисающими плечами, согнутыми спиной и ногами, покачиваниями туловища в стороны; привычка носить тяжелые предметы (книги, портфель, сумку и т. п.) в одной и той же руке.
Особенно сильно ухудшает осанку вредная привычка неправильно сидеть за столом во время письма и чтения: низко склоненная голова, согнутая спина, неровное положение плеч и локтей, висящие в воздухе или поджатые под стул ноги – все это искривляет позвоночник, сжимает грудную клетку, сдавливает брюшную полость, перекашивает плечевой пояс, создает и закрепляет неравномерную мышечную «тягу» вокруг позвоночного столба.
Очень большую роль в предупреждении нарушений осанки играет правильное положение тела во время сна, занимающего у детей, в зависимости от возраста, 8–10 часов в сутки. Необходимо помнить, что постоянное лежание на одном боку, сгибание спины «калачиком», сильно подтянутые к животу ноги, поднятое положение головы из-за чрезмерно высокой подушки, «проваливание» туловища в слишком мягкий матрац являются причинами нарушения осанки.
Родителям надо укладывать детей спать на ровном, плотном и не чрезмерно мягком матраце, лучше всего на волосяном, и на одной невысокой подушке. Приучайте детей засыпать лучше всего на спине, держа руки поверх одеяла. Здоровым, крепким детям можно разрешать спать и на боку, только не на одном и том же. При этом следите за тем, чтобы ребенок не подтягивал ноги к животу и не свертывался «комочком» или «калачиком», не укрывался одеялом с головой.
Если слабые и больные дети вынуждены, по указанию врача, долгое время проводить лежа в постели, то никогда не разрешайте им читать в положении на боку. Можно читать, только полулежа на спине, положив под верхнюю часть спины и голову две подушки и держа книгу на уровне глаз на расстоянии 30–40 см от них.
У детей причинами нарушения осанки, кроме указанных, также могут быть длинная езда на велосипеде с согнутым положением спины и ряд игр, связанных со стоянием и прыжками на одной ноге: «классы», подбрасывание предметов ногой («пушок»), катание на самокате с отталкиванием одной ногой и т. п.
Причиной различных ухудшений осанки может служить неправильная одежда и обувь: сильно стягивающий талию пояс, высокие каблуки, придающие неправильное положение тазу и нижним конечностям.
Все указанные неблагоприятные моменты, отрицательно влияющие на осанку, особенно вредно действуют на людей с плохим здоровьем, перенесших тяжелые заболевания, имеющих слабую мускулатуру, пониженное питание, отличающихся вялостью, слабой волей и не соблюдающих гигиенический режим.
ДЕТСКАЯ ОДЕЖДА И ОБУВЬ
Одежда должна быть удобной, легкой, красивой и не стеснять движения ребенка.
Правильно одетые дети
Длинные бретели, тяжелая меховая шуба
могут стать причиной нарушения осанки
Детская обувь должна соответствовать форме стопы и ее размерам, быть широкой в носовой части и обеспечивать устойчивое положение пятки во время движения.
Обувь, отвечающая гигиеническим требованиям
Неправильная обувь. Отсутствие задника ведет к неустойчивому
положению стопы. Негнущаяся подошва вызывает уплощение стопы.
Ношение теплой обуви в комнате приводит к перегреванию стопы
и ослаблению связочного аппарата.
Детская одежда (бельё) нательная*
Источники:
http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2016/10/20/formirovanie-pravilnoy-osanki-u-detey-doshkolnogo
http://www.maam.ru/detskijsad/formirovanie-pravilnoi-osanki-u-detei-doshkolnogo-vozrasta-452153.html
http://pandia.ru/text/79/046/69035.php