Парашют типа крыло. Какие бывают разновидности парашютного спорта
Виды парашютов
КЛАССИФИКАЦИЯ ПАРАШЮТОВ
Современные парашюты – это зачастую парашюты “крыло”, которые классифицируются по 2 категориям:
1) По конструкции
2) По назначению
КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
1) Количество секций у купола (5,7,9,11), соотношение хорды к размаху
2) Форма купола ( прямоугольная, эллиптическая, и пр)
3) Материал купола ( F-111, ZP, комбинированные) и стропы (дакрон, микролайн, кевлар)
КЛАССИФИКАЦИЯ ПО НАЗНАЧЕНИЮ
Купола можно разделить на 2 категории – общего назначения и специализированные. Специализированные куполами это купола, которые полностью проявляют заложенные в них конструктивные возможности именно в том виде прыжков, для которого они предназначены.
Купола общего назначения, используются там, где все действия выполняется в свободном падении, до открытия парашюта.
- Специализированные купола
К таким куполам относятся, купола для купольной акробатики и классической точности, а также сюда можно отнести запасные парашюты.
- Купола для купольной акробатики
Современные купола для купольной акробатики это 7–и секционники из ZP или PF-3000, с удлинением от 1,89 до 2,25
В свою очередь, подразделяются на купола для перестроений и формаций.
Современные купола для купольной акробатики:
MATRIX; CONTACT 3000; DIAMOND; AR-7R; PRODIGY; EXPRESS; RUBIS; TRIATLON, LIGHTNING; INTERCEPTOR;
- Купола, предназначеные для точности приземления
Это купола 7-и секционники из F-111, с удлинением около 2,0, толстым профилем, и характерными большими косынками на нижней кромке.
Относятся: PARA-FOIL; CLASSIC; PROFILE
Современные запасные парашюты в своем большинстве представляют собой 7-и секционные купола из F-111, с удлинением от 2,0 до 2,26.
Иногда встречаются 5-и секционники и круглые запаски.
5-и секционные: SWIFT; SOS
7-и секционные: PD-R; MICRO RAVEN;TEMPO; SWIFT+; STELLAR; MINI CRIKET; CRIKET; FIREFLIGHT; MAVERICK;FURY; SHARPCHUTER; EAGLE; TRANSFAIR; MINIMAX; TECHNO
Круглые: PIONER; LO-PO; FANTOM
- Купола общего назначения
Здесь выбор очень велик.
ПАРАШЮТНЫЕ СИСТЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
- ПО-9 серии 2
Парашют обеспечивает надежную работу системы при общей массе парашютиста с системой до 100 кг на высотах до 2000 м. при скорости полета от 140 до 225 км/ч. Максимальная нагрузка при раскрытии купола не превышает 16g.
Минимальная безопасная высота раскрытия 800 м.
Вертикальная составляющая скорости планирования – 4.3 м/с.
Площадь купола 22 кв. метра.
Количество строп 24.
Стропы из шнура ШТЛ-7-200 - ПО-16
Парашют обеспечивает надежную работу системы при общей массе парашютиста до 100 кг на высотах до 2000 м. при скорости полета от 140 до 225 км/ч. Максимальная нагрузка при раскрытии купола не более 10g.
Минимальная безопасная высота раскрытия 600 м.
Вертикальная составляющая скорости планирования при полностью отпущенных стропах управления 5.0 м/с.
В режиме сваливания купола до 5.5 м/с.
При перемещении с минимальной горизонтальной скоростью 3.75 м/с.
Ресурс 600 применений. Масса 10 кг.
Площадь купола 22 кв. метра.
Количество основных строп 24. - ПО-17
Система ПО-17 состоит из основного парашюта площадью ПО-16 и запасного парашюта, смонтированных в одной подвесной системе. - Талка-С
Учебный парашют. Основной – По-16 , запасной – З-5( ПЗ-81) - Талка-М
Основной По-16,запасной З-5 или ПЗ-81. Вытяжной парашют мягкий. - Талка-3 “Радар”
Основной – “Радар” – 9 секционный купол производства Ивановского завода.
Запасной ПЗ-81. Вытяжной парашют мягкий. - Система “Лесник-2”
Приводится в действие ручным способом или прибором.
Купол парашюта двухоболочковый имеет форму прямоугольника. Обеспечивает вертикальную скорость снижения не более 5 м/с при полетной массе парашютиста 100 кг.
Диапазон применения:
– высота – 600-2000 м,
– скорость – 140-300 км/ч.
Назначенный ресурс – 400 применений.
Срок эксплуатации – 10 лет.
Масса системы не более 14 кг. - Система “Вжик”
“Вжик” – планирующий двухоболочковый 7-ми секционный парашют с “косыми” нервюрами и эллиптической задней кромкой. Каждая секция парашюта еще разделена на три части, т.о. получается 21 секция, воздухозаборники каждой промежуточной секции частично закрыты. Любое поперечное сечение купола максимально совпадает с аэродинамическим профилем.
ОП “Вжик” входит в состав парашютной системы “Гольф 4,2” с запасным парашютом К-15 и ранцем.
Площадь парашюта 11,62 м2 (125 sq. ft.)
Перегрузки при введении в действие на максимальной скорости 225 км/ч не более 7g
Время разворота на 360° от 2,0 с
Среднее значение вертикальной составляющей скорости планирования не более 5,5 м/с
Среднее значение горизонтальной составляющей скорости планирования не менее 14,0 м/с
Максимальная допустимая полетная масса 90 кг
Масса купола не более 2,5 кг - Спортивный парашют “Кристалл”
Имеет семь секций, предназначен для построения фигур в парашютной купольной акробатике.
Парашют предназначен только для немедленного открытия.
Характеристика
Удлинение 1,95
Размах, м 4,27
Хорда, м 2,18
Полетная масса, кг 85,0
Скорость применения, км/ч до 140
Высота применения, м до 4000
Минимальная высота, м 300
Ветер у земли, м/с до 10
Температура ±30°С
Назначенный ресурс 600
Срок службы, лет 10 - Д-6
Десантный парашют.
Надежная работа на высоте 200-8000 м
Обеспечивает минимальную безопасную высоту
со стабилизацией 3 с – 200 м,
Масса без переносной сумки и прибора не более 11,5 кг
Габаритные размеры уложенной парашютной системы:
– длина не более 0.57 м
– ширина не более 0,285 м
– высота не более 0.21 м - Д-1-5-У
Управляемый парашют Д-1-5у – для выполнения тренировочных прыжков.
Надежная работу на высоте до 1000 м
Минимальную высоту прыжка из летящего самолета на скорости полета 180 км/ч— 150 м;
Среднюю вертикальную скорость снижения,— 5,1 м/с;
Технический ресурс — 200 применений
Масса парашюта не более 17,5 кг с полуавтоматическим прибором без переносной сумки. - УТ-15
Система УТ-15 предназначена для выполнения тренировочных прыжков.
Система вводится в действие ручным способом и прибором.
Купол парашюта площадью 50 м2 с отверстиями, имеет форму круга.
Обеспечивает управляемое устойчивое снижение со скоростью 5,75 м/с
Конструкция системы предусматривает размещение прибора ППК-У-405А и отсоединение купола от подвесной системы.
Площадь купола, м2 50
Масса системы, кг не более 12
Габариты уложенного (ДхШхВ), см 49,5×35,5×24
Срок службы системы, 12 лет
Полетная масса, 100 кг
Скорость применения, 120 — 225 км/ч
Высота применения, 150 — 2000 м
Min. высота, 150 м
Назначенный ресурс 600 применений
Вертикальная скорость, м/с 5,75 - ПО-16
Предназначен для выполнения спортивно-тренировочных прыжков парашютистами, с опытом не менее 250 прыжков.
Купол парашюта площадью 22 м, двухоболочковый, имеет форму прямоугольника.
Скорость в режиме планирования не более 5 м/с (сваливание не более 6 м/с)
Конструкция парашюта предусматривает размещение прибора ППК-У-240 А-Д и отсоединение купола от подвесной системы.
Надёжная работа парашютной системы на высоте до 2000 м
Минимально безопасная высота прыжка – 600 м
Безопасность приземления при скорости ветра у земли до 10 м/с
Работоспособность при температуре от +30 до –25°С;
Применение полуавтомата ППК-У для введения в работу парашютной системы;
Отсоединение парашюта от подвесной системы
Применение запасных парашютов 3-4, 3-5 и ПЗ-81 при обязательном отсоединении неисправного основного купола
Более 600 применений
Диапазон применения по высоте — 600—2000 м.
Срок службы — 10 лет.
Масса системы не более 10 кг.
Габаритные размеры уложенной системы не более: 0.385×0.370×0.225 м. - МАЛЬВА-24
Парашют Мальва-24 предназначен для прыжков на точность.
Площадь купола 24,2м2.
Характеристики:
Удлинение: 2,02
Размах, м: 7,00
Хорда, м: 3,46
Площадь, м2: 24,2
Полетная масса, кг: 100
Скорость применения, км/ч до: 225
Высота применения, м: до 2000
Минимальная высота, м: 300
Ветер у земли, м/с: до 10
Температура: ±30°C
Назначенный ресурс: 600
Срок службы, лет: 10 - Радар-М
Парашют Радар-М – девятисекционный, площадью 15,6м2 прямоугольной формы.
Парашют может быть использован как в спортивных целях, так и для любительских прыжков.
Характеристики:
Удлинение: ,61
Размах, м: 6,40
Хорда, м: 2.43
Площадь, м2: 15,6
Полетная масса, кг: 95
Скорость применения, км/ч: до 225
Высота применения, м: до 2500
Минимальная высота, м: 300
Ветер у земли, м/с: до 15
Температура: ±30°С
Назначенный ресурс: 600
Срок службы, лет: 10
ЗАПАСНЫЕ ПАРАШЮТНЫЕ СИСТЕМЫ
- Система ПЗ-81 предназначена для срабатывания при отказе основного парашюта.
В система состоит из управляемого купола площадью 27 м?.
Система вводится в действие ручным способом.
Устойчивую работу парашютной системы на высоте до 2000 м
Минимальную безопасную высоту применения 150 м при покидании летящего самолета на скорости не менее 180 км/ч.
Средняя вертикальная скорость планирования – 5.62 м/с;
Максимальная горизонтальная скорость планирования 6.5 м/с;
Безопасность приземления при ветре у земли до 10 м/с
Назначенный ресурс — 10 применений
Неограниченное количество раскрытий уже после раскрытия основного парашюта.
Срок службы — 12 лет.
Масса — не более 4.3 кг.
Габаритные размеры системы, уложенной в ранец — не более 0.42×0.21×0.2 м. - РЕЗЕРВ-16
Характеристики:
Удлинение: 2,6
Размах, м: 6,4
Хорда, м: 2,43
Полетная масса, кг: 100
Скорость применения, км/ч : до 225
Высота применения, м: до 2500
Минимальная высота, м: 150
Ветер у земли, м/с: до 15
Температура: ±30°C
Назначенный ресурс: 300/10
Срок службы, лет: 10
Автор: Юлия Галетич
Дата публикации: 21.06.2007
Дата обновления: 15.11.2010
Перепечатка без активной ссылки запрещена
Парашютный спорт
Прыжки на точность приземления (Accuracy landing) – парашютные прыжки, где спортсмен при приземлении должен показать на специальном датчике минимальное отклонение от нулевой отметки диаметром 2 см в серии прыжков.
Это самый старый из видов парашютного спорта. Прыжки на точность приземления появились в 60-е годы, когда появились первые управляемые круглые парашюты. Тогда задачей было приземление в 100-метровый круг. Отклонение на 80 метров считалось неплохим результатом. Сегодня допустимое отклонение – 0 сантиметров. Прыжки на точность выполняются на специальных парашютных системах типа «крыло», имеющих высокую степень устойчивости и управляемости в различных режимах снижения, одиночно и группами — как правило, с высот от 900 до 1200 м.
Индивидуальная акробатика (Style) – выполнение комплекса из 6 фигур (четыре спирали и два сальто) в воздухе в свободном падении.
Как разновидность парашютного спорта индивидуальная акробатика появилась, практически, одновременно с прыжками на точность приземления.
Если точность приземления – это умение управлять куполом, то акробатика – умение управлять своим телом на потоке. Больше 20 лет упражнения на умение управлять своим телом (в горизонтальной плоскости – выполнение спиралей, в вертикальной плоскости – вращения, выполнение сальто) были основой международных и национальных соревнований.
Впоследствии упражнения на точность приземления и индивидуальную акробатику объединили в двоеборье и получили название «классический парашютизм».
Групповая акробатика (Relative work) – построение максимального количества фигур в воздухе из нескольких парашютистов в положении лежа на животе.
Это один из самых доступных видов спорта для продвинутых спортсменов. Первый вариант групповой акробатики «классический», – когда количество парашютистов в команде – 2, 4 или 8. Соответственно команды называются «двойки», «четверки» и «восьмерки». Основные фигуры для перестроения обычно известны и объявляются перед началом соревнования. Оператор должен заснять весь комплекс фигур и предоставить видео судьям. Второй вариант групповой акробатики – построение формаций из рекордно большого числа парашютистов.
Вертикальная групповая акробатика (Vertical relative work/Vertical formation skydiving) – построение максимального количества фигур в воздухе в положении вниз головой, сидя и стоя. Команда состоит из четырех человек + оператор, который должен снять комплекс фигур и предоставить видео судьям на земле.
Купольная акробатика (Canopy formation/canopy relative work) – построение формаций парашютистами под куполом.
Соревнования проводятся в командах из 2-ух, 4-ех и 8-ми спортсменов. Спортсмены сходятся и выстраивают этажерки из куполов, образуя фигуры, делая перестроения на время. Весьма опасный вид, но в то же время и зрелищный.
Пара-Ски (Para-ski) – двоеборье, состоящее из прыжков на точность приземления и скоростного спуска на лыжах.
Спортсмены сначала прыгают с парашютом на точность приземления, а затем совершают скоростной спуск на лыжах. Соревнования по этому виду парашютного спорта появились одновременно с соревнованиями по прыжкам на точность приземления.
Фристайл (FreeStyle) – выполнение в воздухе в свободном падении набора различных фигур парашютистом.
Команда по фристайлу состоит из перформера и оператора. Перформер в свободном падении выполняет различные элементы, напоминающие акробатику и гимнастику. Оператор должен заснять всю программу перформера и предоставить запись прыжка судьям сразу после приземления. Для тренировок по фристайлу чаще всего используют полеты в аэродинамических трубах, так как в свободном падении недостаточно времени для отработки сложных элементов этой дисциплины.
Фрифлай (FreeFly) – выполнение командой в воздухе в свободном падении различных фигур в положении вниз головой, сидя или стоя.
Сравнительно молодая и, пожалуй, самая зрелищная артистическая дисциплина парашютного спорта. Появившись в начале 90-х, фрифлай стал результатом долгих поисков и попыток парашютистов вырваться за рамки жесткого и консервативного спорта.
Фрифлай – командный вид спорта. Команда состоит из двух спортсменов (перфомеров), выполняющих во время свободного падения различные фигуры, и снимающего их видеооператора. Этот вид спорта – интерактивная дисциплина, подразумевающая взаимодействие оператора и команды.
Выступление команды начинается с момента покидания летательного аппарата и длится 45 секунд. В отличие от традиционных видов парашютного спорта, где вертикальная скорость падения составляет 180-200 км/ч, во фрифлае скорость падения участников команды может достигать 250-300 км/ч за счёт вертикальных поз падения (вниз головой, стоя и т.п.) Мастерство членов команды характеризуется не только ловкостью владения своим телом, но и умением чувствовать воздушный поток и перемещаться в нём. Для тренировок также часто используется аэродинамическая труба.
Купольное пилотирование или Свуп (Canopy poiloting/Swoop) – парашютные прыжки с длинным и очень быстрым пролетом над землей при приземлении.
С появлением скоростных эллиптических куполов появилась и возможность построения скоростных заходов на посадку и пролетов над землей. Для этой дисциплины некоторые производители даже выпускают специальные купола. Это высокотехнический разгон купола перед землей. Swoop, также как и купольная акробатика, является одной из опасных, но в тоже время зрелищной дисциплиной в парашютном спорте. С 1999 года проводятся соревнования по скорости и длине пролета, а при проведении соревнований на воде – и по точности.
Бейс (B.A.S.E.) – парашютные прыжки со статических объектов. B.A.S.E. – в переводе на русский сокращение слов: «высокие дома и небоскребы», «антенны и вышки», «высокие мосты», «скалы». Этот вид спорта – больше психологический, чем просто парашютный. Тем более, что больше половины прыжков совершается неофициально и незаконно.
Вингсьют (Wingsuit) – прыжки осуществляются при помощи специального костюма, в котором можно развивать горизонтальную скорость в свободном падении до 250 км/ч, при этом вертикальная скорость сравнительно небольшая – 80-100 км/ч.
Многие бейсеры активно используют Вингсьют для совершения своих прыжков с малых высот для увеличения времени свободного падения и более безопасного удаления от препятствий перед раскрытием парашюта.
Спидфлаинг (Speed skydiving) – свободное падение, в течение которого нужно развить максимальную вертикальную скорость. Она определяется как среднее значение на отрезке 1 километр – между отметками 2700 и 1700 метров. В настоящий момент мировой рекорд в этой дисциплине составляет 511 км/ч. Это почти втрое больше, чем в обычном падение на животе.
Какие бывают разновидности парашютного спорта?
Достоверно неизвестно когда впервые начали совершать прыжки, используя что-то похожее на современное подобие парашюта. Упоминания о прыжках с деревьев и небольших выступов, существуют в различных легендах народов мира. В 13 веке Роджером Беконом было написано сочинение, в котором он предполагал, что возможно использование вогнутых приспособлений для парения в воздухе. Леонардо да Винчи использовал его идею в своих чертежах, парашют великого изобретателя напоминал палатку и предполагалось что человек, прыгнувши, с любой высоты не получит травм, а просто медленно спустится вниз. И лишь в 1617 г. впервые был совершён прыжок, который совершил Фауст Веранчио, учёный сам сконструировал парашют и удачно его применил. Но настоящую пользу изобретение начало приносить с появлением авиации. Особенно во время обоих мировых воин, парашют спас немало жизней пилотов и доставил огромное количество ценных грузов.
Виды парашютного спорта
В мирное время появилось такое понятие, как парашютный спорт, который нашёл своих фанатов по всему миру, достойно заняв своё место среди других спортивных состязаний. Со временем простой прыжок с самолёта превратился во множество дисциплин.
Прыжки на точность приземления
Прыжки на точность приземления, одно из самых первых соревнований, появившиеся примерно в 60 годах. Приземление в 100 метровый круг считалось вершиной умения, но погрешность в 80 метров также засчитывалась. Сейчас уже, любое отклонение от цели недопустимо.
Классический парашютизм
Классический парашютизм, наиболее популярный в настоящее время, делится на два упражнения,
- первое – точность приземление в круг размером 3 см.,
- второе – необходимость создания заданных заранее воздушных фигур.
Индивидуальная акробатика
Индивидуальная акробатика, появилась примерно в одно время с прыжками на точность. Но главное отличие, в том, что управлять необходимо не парашютом, а телом совершая различные трюки, сальто и вращение.
Самое сложное, наверное, в воздушной акробатике может быть только групповая акробатика. Соревнования проводится в количестве построенных фигур, на протяжении определённого времени. Количество спортсменов варьируется от 4 до 16 человек и выглядит завораживающе. Был также поставлен мировой рекорд в этой дисциплине, количество людей принявших участие составляло 296 человек.
Para-ski
Para-ski – интересное совмещение, парашютного и лыжного спорта. Схожие черты с другими состязаниями, точность прыжка, сразу после приземления движение продолжается на лыжах к финишной прямой.
Купольная акробатика
Помимо обычной и групповой воздушной акробатики, существует ещё и купольная. Участвует около 8 спортсменов в построении формаций. Фристайл, зародившийся недавно направление этого вида спорта, заключается в показании разнообразных трюков. Оценивается также сложность работы воздушного оператора, ведь сделать удачную видеосъемку требует огромных усилий.
Swoop
С появлением эллиптических куполов, стало возможно пролететь над поверхностью земли с огромной скоростью, что получило название Swoop.
Быстро набравши популярность с 1999 г. стали даже проводиться соревнования, по дальности и скорости полёта.
Wingsuit flying
С появлением новых материалов, стало возможным продлить и свободное падение для этого используют специальное снаряжение Wingsuit flying отсюда и название вида спорта. Оснащённый специальными перепонками, комбинезон, позволяет парить в воздухе, преодолевая немалое расстояние. Стиль парения схожий на многих животных, например, белки-летяги парят с ветки, на ветку расправив складки кожи между передними и задними лапами, скорей всего это и послужило идеей для создания костюма.
Авиация и парашютное дело нераздельно связаны. Изобретение парашюта в дальнейшем принесло немало пользы, получив распространение не только среди военных, но и дало толчок к появлению популярного вида спорта.
Источники:
http://www.parachutist.ru/Vidy_par.html
http://bfas.by/parachuting/o-sporte2/vidy-parashyutnogo-sporta1
http://xn--80aacenrmb1f7d9a.xn--p1ai/%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82/%D0%BA%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B1%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%82_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%88%D1%8E%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0